Акб с обратной полярностью — как определить?

Полярность автомобильного аккумулятора.

Многие задают один и тот же вопрос: какая полярность аккумулятора на моем автомобиле? Это один из самых важных параметров при подборе и его не следует игнорировать.

В данной статье мы постараемся объяснить что же такое полярность и зачем вообще она нужна. В данном вопросе очень легко разобраться, так как у этого параметра существует всего три значения: прямая, обратная и универсальная.

Однако есть одна особенность: полярность легковых и грузовых АКБ определяется по-разному.

Как определить полярность легкового аккумулятора (до 110 ач).

Чтобы выяснить полярность легкового аккумулятора нужно обратить внимание на то, как расположены его клеммы. Для этого батарею необходимо развернуть (мысленно или фактически) контактами к себе. Обычно клеммы конструктивно располагаются ближе к одной из сторон источника питания (кроме моделей с универсальной полярностью), этой стороной и поворачиваем.

Как определить полярность грузового аккумулятора (более 110 ач).

В профессиональной среде полярность у грузовых АКБ принято определять другим способом, отличным от легковых. Разница в том, что корпус батареи необходимо располагать наоборот, клеммами от себя и в таком положении определять полярность.

Почему важно правильно определить полярность акб?

От этой характеристики зависит, сможете ли вы подключить батарею к бортовой сети автомобиля или нет. У всех популярных моделей аккумуляторов клеммы специально делают разного диаметра, а провода без запаса по длине. «Минус» всегда имеет меньший диаметр по сравнению с «плюсом». Благодаря этому, при подключении их невозможно перепутать.

Прямая, обратная, универсальная.

Прямая полярность аккумулятора означает, что плюсовая клемма будет находиться слева, относительно ближнего к наблюдателю края корпуса. Аккумуляторные батареи такого типа используются практически любыми автопроизводителями. Чаще всего  встречается на автомобилях, произведенных в Америке (Dodge, Chrysler, Hummer и т.д.), Китае (Chery, Lifan и т.д.) или России (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ).

Аккумуляторы обратной полярности являются наиболее распространенными. Устанавливаются на европейских, корейских или японских машинах (кроме тех, что произведены для внутреннего рынка Японии). Обратная полярность АКБ означает, что «минус» располагается слева, если повернуть электробатарею клеммами к себе.

Универсальная полярность аккумулятора характерна для тягачей, спецтехники или моторных лодок. У таких батарей  выводы для подключения к электропроводке  расположены на продольной оси корпуса, либо на его противоположных углах. Таким образом, если контактный провод не дотягивается до нужной клеммы, батарею можно развернуть на 180 градусов и она встанет «как влитая».

Есть одна характеристика, которая очень важна при выборе модели аккумуляторной батареи  — его полярность, т.е. расположение внешних токовыводов (токовыводящих элементов «+» и «-») на лицевых панелях аккумулятора.

Когда вам понадобится новый аккумулятор для автомобиля, и вы придёте в магазин, то продавец обязательно спросит вас: «Хотите узнать полярность батареи на вашем авто?». И тут вы наверняка растеряетесь. Во-первых, для многих само определение «полярность» окажется неизвестным. Во-вторых, мало кто помнит, с какой стороны «плюс» и «минус» на батарее его авто. В-третьих, мало кто знает, как правильно определить полярность аккумулятора: с какого боку подойти к нему; как его повернуть к себе; развернуть или отвернуть. Об этом всём вы узнаете далее, а также о том, как определить полярность без каких-либо приборов, применив народные лайфкахи.

Что такое полярность

Аккумуляторная батарея автомобиля – это первичный источник электропитания (вторичный генератор). Представляет собой перезаряжаемое устройство и обладает рядом технических характеристик, таких как: размер корпуса, номинальная ёмкость, сила тока и величина напряжения. Кроме всего перечисленного не менее важным является и такой параметр как полярность.

Полярность – это расположение 2-х токовыводящих элементов АКБ: плюс и минус. Они размещаются на корпусе так, чтобы клеммы силовых проводов подключались к ним без дефицита длины. Ведь в целях экономии производители рассчитывают каждый миллиметр провода. Попробуйте-ка развернуть батарею и уже вряд ли сможете накинуть клеммы на положительный или отрицательный вывод АКБ.

Виды полярности

Современный авторынок предлагает широкую группу аккумуляторов разного вида для машин. Есть классические кислотные, щелочные, гелевые и другие. Но все автомобильные аккумуляторы работают по одной схеме. Поэтому токовыводящих элемента у них всего 2: положительный и отрицательный. В зависимости от производителя «плюс» и «минус» могут располагаться диаметрально противоположно. Поэтому существует два вида полярности:

Первая часто встречается на автомобилях российского производства, а вторая на иномарках из стран Европы.

Прямую полярность часто называют «российской», потому что расположение токовыводящих элементов разработано ещё в СССР и унаследовано производителями РФ.

Такая конструкция АКБ встречается на всех моделях LADA и УАЗ, даже последних модификаций.

Обратная полярность (менеджеры по продажам АКБ называют её «европейской») определяется следующей позицией:

Такой тип аккумуляторов стоит почти на всех моделях: Audi, Volkswagen, Mercedes-Benz, Volvo, Land Rover и других.

Если у вас не российская и не европейская модель автомобиля, а допустим, американская, японская или китайская, то вы сможете определить полярность АКБ достаточно просто. Для этого встаньте у машины так, чтобы батарея «смотрела» клеммами на вас. Если «-» слева, а «+» справа, – то это обратный тип. Если наоборот, то – прямой. Дело в том, что АКБ может быть размещён на автомобилях по-разному: клеммами вперёд, назад или вбок. Именно поэтому вам необходимо всегда становиться перед батареей таким образом, чтобы она находилась перед вами фронтально. Ведь если смотреть на АКБ сзади, то его полярность для вас обманчиво изменится.

Что будет, если перепутать полярность?

Даже профессиональные водители могут нечаянно накинуть минусовую клемму на плюсовой вывод АКБ. Как правило, такое случается в спешке, например, во время экстренного ремонта машины на трассе. При этом затянуть колодку не получится, потому что у выводов АКБ разные диаметры: 19,5 мм (+) и 17,9 мм (-). У азиатских машин что-то подобное: 12,7 мм против 11,1 мм.

Однако, даже мгновенное прикасание разнополярных контактов способно доставить массу неприятных последствий.

Электронный блок управления (ЭБУ) повреждается редко, так как у современных машин хорошая защита от коротких замыканий. Но даже перечисленных неисправностей хватит для обстоятельного беспокойства, а иногда и серьёзного ремонта, например, замены коммутатора или генератора.

Как определить полярность?

Представьте, что вам попался аккумулятор, у которого нет маркировки токовыводящих элементов «+» и «-», и они не обозначены цветами, например, красный / синий. А ещё у вас нет под рукой мультиметра. Что делать в такой ситуации? Какая полярность на аккумуляторе? Есть несколько народных лайфхаков, которые помогут вам определить положительный и отрицательный контакты АКБ:

Если такой чуждый аккумулятор без опознавательных маркировок стоит на машине, то здесь можно отследить куда уходят провода: плюсовой идёт на генератор и стартер, а минусовой на кузов.

Резюме

Узнать полярность аккумулятора достаточно просто. Поверните его к себе и выясните по маркировке «+» / «-», с какой стороны плюсовой вывод, а с какой минусовой. Если на АКБ нет обозначений, то используйте для диагностики народные лайфхаки.

Как определить: прямая или обратная полярность перед глазами? Ведь это колоссальная разница, влияющая на функционал батареи. А, следовательно, и авто. Попробуем разобраться, чем отличается прямая полярность от обратной в автомобильном АКБ.

Аккумулятор автомобильный – это первичный источник электропитания в автомобиле (второй генератор). Благодаря ему энергия подаётся к стартеру для запуска двигателя. Средний срок службы АКБ для машин 3-4 года. Купив на замену новый, и при попытке его установить, вас может поджидать «сюрприз» – отличие полярности клемм «-» и «+». А поскольку силовые провода определённой длинны и, как правило, короткие, то развернуть батарею в моторном отсеке будет проблематично, а в некоторых случаях невозможно. Поэтому перед покупкой АКБ обязательно узнайте, как расположены клеммы на батарее вашего авто.

Что такое полярность?

Тип полярности – это расположение полюсных контактов на аккумуляторе: «-» и «+». Они же токовыводящие элементы. К ним подключается цепь потребителей электропитания, посредством силовых кабелей. В настоящий момент изготовители АКБ предлагают рынку 2 вида полярности:

В период СССР изготовители аккумуляторных батарей выпускали только первый тип. Поэтому на всех советских, а затем и российских, моделях машин стояли АКБ с прямой полярностью. На иномарках из Европы и на некоторых современных автомобилях РФ устанавливается второй тип аккумуляторов.

Прямая полярность, часто её называют «российской», – определяется размещением: плюсовой клеммы слева, а минусовой справа. При этом, полюсные контакты аккумулятора должны находиться ближе к вам (у края корпуса).

Обратная полярность (европейская) определяется размещением плюсовой клеммы справа, а минусовой слева. Узнать противоположность контактов можно по цвету: красный / синий; или по знакам: «–» / «+». Ее могут называть также европолярность, обозначается «0» или «R».

В чем разница между аккумуляторами с разной полярностью?

Определение полярности из Википедии: «Обратная» или «прямая». Определяет расположение электродов на корпусе автомобильной АКБ. Для автомобилей отечественного выпуска характерна прямая полярность, при которой плюсовая клемма находится слева, а минусовая — справа, при положении аккумулятора «клеммы ближе к вам»

Батареи с прямой и обратной полярностью различаются лишь антогоническим расположением токовыводящих элементов. Принцип работы и номинальное напряжение у обоих видов АКБ – остаются идентичными. Поэтому, если вы ошиблись с выбором батареи, то критического в этом ничего нет. В экстренных ситуациях можно поставить на автомобиль другой вид аккумулятора, в разрез с инструкцией автопроизводителя. Правда придётся нарастить силовой кабель. А это лучше доверить профессиональному автоэлектрику, или выполнить работу самостоятельно по инструкции электромонтажа.

Как определить прямую или обратную полярность?

Определить полярность АКБ просто. Для этого разверните батарею к себе клеммами. Если «–» слева, а «+» справа, – то это акб с обратной полярностью. Если наоборот, то это акб прямой. На автомобилях АКБ может быть размещён клеммами вперёд, назад или вбок. Вам необходимо всегда становиться перед батареей так, чтобы она находилась перед вами фронтально. Потому что если смотреть на АКБ сзади, то его полярность для вас обманчиво изменится.

Можно ли поставить аккумулятор другой полярности?

Можно. Но АКБ должен соответствовать габаритам и характеристикам по вольтажу и силе тока в амперах. Если потребуется наращивать провода, то рекомендуется для этого пожертвовать минусовым кабелем. Почему? Потому что увеличение плюсового провода повышает риск нагрева в месте соединения (скрутки) до критических температур, что способно вызвать возгорание при длительном вращении стартером. А соединение минусового кабеля не греется.

Какими будут последствия, если перепутать полярность при подключении?

Сразу немного успокоим, – стартер не сгорит. А вот генератор серьёзно пострадает. В первую очередь удар примет на себя диодный мост. Об этом вас оповестит тревожный щелчок, похожий на слабый хлопок. Вместе с ним повреждение получит сам аккумулятор – диоды в мосте откроются и через них АКБ окажется замкнут. А замкнутую батарею у вас в магазине обратно не примут (повреждённую банку легко вычислит эксперт). Не стоит себя переоценивать, мол я опытный водитель и точно не перепутаю.

Ошибки совершают не только новички, но водители с большим стажем. Путают в спешке полярность аккумулятора, чем вызывают более обширные технические проблемы в электроснабжении автомобиля. Какие?

Вместе с АКБ и диодным мостом могут сгореть конденсаторы, работа которых возможна только при определённой полярности. При переполюсовке происходит нагрев с обильным газовыделением, а затем вздувшийся конденсатор взрывается. Вдобавок множество реле способны последовать примеру конденсаторов и диодов моста генератора, о чём подскажет тот же звук. Сгорят и некоторые предохранители. Но благодаря такой предусмотрительной защите изготовителей, блок управления (ЭБУ) останется целым. Он практически никогда не повреждается при КЗ.

Неправильное прикуривание

Если вы попросите приятеля «прикурить», то сначала обязательно определите полярность аккумуляторов на вашем и его автомобилях. Иначе при ошибке получится последовательное соединение 2-х батарей, выдающих в сумме напряжение 24 вольта. А это гарантирует короткое замыкание: с оплавлением проводов, вздувшимися реле и конденсаторами, риском серьёзно обжечь руки.

Полезная информация перед «прикуриваем»! Первыми соедините «плюсовые» клеммы: сначала «крокодил» на прикуриваемом аккумуляторе, а затем на прикуривающем. Масса подключается в обратном направлении – сначала на прикуривающем АКБ.

Аккумуляторы прямой и обратной полярностью отличаются только антогоничностью клемм «+» и «–»: у одних плюс справа, у других слева. По принципу действия оба вида АКБ схожи. Перед покупкой обязательно узнайте с какой стороны плюсовой провод на батарее вашего автомобиля, чтобы не терять время на её возврат.

Ни для кого не секрет, что без аккумуляторного устройства движение авто невозможно. Кроме того, от его работоспособности зависит функциональность множества систем. Поэтому очень важно отдать предпочтение качественной батареи, которая будет обладать достойными характеристиками и длительным сроком эксплуатации.

При ее выборе важно обращать внимание не только на емкость, геометрические параметры, силу тока, но и полярность.

Классификация АКБ

Сегодня на рынке комплектующих представлено 2 вида аккумуляторов по полярности

Аделя км
Оцените автора
Zariadit.ru
Добавить комментарий