У любой аккумуляторной батареи, когда она введена в эксплуатацию, есть ограниченный срок службы. Производитель предусматривает один период, но на практике он обычно меньше, что связано с условиями эксплуатации, фактором влияния погоды и прочими моментами.
Если старая АКБ уже не подлежит восстановлению, приходится покупать новую. И здесь у автомобилиста появляется масса вариантов. В их числе и сухозаряженные аккумуляторы. Не все знают, что это такое, чем они отличаются и как правильно ввести их в эксплуатацию.
Понятие о сухозаряженных АКБ
Первым делом автолюбителей будет интересовать вопрос о том, что же представляет собой этот сухозаряженный автомобильный аккумулятор и почему он так называется.
Отличительной особенностью сухозаряженных АКБ является то, что производитель не заливает внутрь электролит.
Сами пластины заряжены, корпус полностью герметичный. Но в действительности это стандартная свинцово-кислотная батарея, только без электролита внутри. Да, заряжать подобные АКБ действительно нужно стандартным электролитом. Его можно приобрести в готовом виде.
Преимущество сухозаряда очевидно. Это возможность длительного хранения перед вводом в эксплуатацию. Дело всё в том, что при хранении без рабочей жидкости внутри саморазряда практически не происходит. Именно это обеспечивает удивительно долгое хранение без потери эксплуатационных характеристик.
Срок годности и хранения
Важно понимать, что срок годности не является тем же самым, что и срок хранения, если говорить про сухозаряженный аккумулятор. Да, многие утверждают, что продолжительность жизни у сухозаряженного автомобильного аккумулятора в заводских условиях составляет 30–40 лет. Но тут следует внести некоторую ясность.
Чтобы понять, сколько в действительности может храниться подобный сухозаряженный автомобильный аккумулятор, следует учесть такие моменты.
Говоря о том, сколько в действительности может храниться качественный сухозаряженный автомобильный аккумулятор, можно приводить цифры в диапазоне от нескольких до 20–30 лет.
Даже при полной герметичности внутри корпуса протекают определённые химические процессы. Они значительно медленнее в сравнении с тем, что происходит при наличии внутри жидкого электролита. В результате через пару десятков лет хранения на складе пластины могут оказаться уже непригодными к работе.
Чтобы максимально продлить срок хранения, батареи следует размещать строго в горизонтальном положении, не позволять солнечным лучам попадать на корпус. Пробки должны быть плотно закрытыми.
Если вам предлагают сухозаряд по выгодной цене, если он пролежал на складе более 10 лет, от такого варианта лучше отказаться. Отдавайте предпочтение максимально свежим, недавно выпущенным изделиям.
Как происходит введение в эксплуатацию
Теперь непосредственно о вводе сухозаряженных аккумуляторов в эксплуатацию, что является не самой сложной, но очень ответственной процедурой.
Ни в коем случае нельзя устанавливать АКБ такого типа в машину сразу после покупки. Её ещё нужно подготовить к работе.
Невозможность сразу приступить к эксплуатации несколько снижает спрос на сухозаряженный аккумулятор, поскольку не все знают, как его заправить и потом грамотно запустить.
Ввод в эксплуатацию «сухого» аккумулятора несложен, но повозиться придется. Кроме того, вы будете иметь дело с серной кислотой, что потребует индивидуальных средств защиты. Сухие батареи в зависимости от каприза производителя могут продаваться в разных комплектациях:
В комплекте с этой сухозаряженной АКБ идет электролит
В первом случае для заливки достаточно ареометра, чтобы проверить плотность. Для примера «заправим» двенадцативольтовый AGM аккумулятор для мотоциклистов Siltech DC MF 1205 12 В 5 А*ч.
Как видно на фото, электролитом заполнено 6 емкостей по количеству секций. Это упрощает заливку. Снимаем защитную наклейку с аккумулятора и видим 6 заливных горловин с иглами.
Горлышки емкостей с электролитом, собранных в один модуль, запечатаны фольгой. Ее снимать не нужно.
Переворачиваем модуль и устанавливаем его на АКБ так, чтобы горловины совпали с заливными отверстиями. При легком нажатии иглы прокалываем фольгу, и заливка начинается.
Как только емкости опустеют, заливка окончена. Оставляем заправленный аккумулятор на 2-3 часа, чтобы маты и пластины пропитались, и переходим к следующему этапу.
Заливка батареи, выполненной по технологии EFB (с жидким электролитом), производится точно так же.
Если в комплекте нет электролита
Как и чем заправить АКБ, если в комплекте ничего нет? Все тем же раствором серной кислоты, который можно купить уже готовым – нужной плотности. Достать его несложно и стоит он недорого.
Сколько его нужно? Все зависит от электрической емкости АКБ, ее размеров и технологии изготовления. Вот небольшая табличка для стартерных АКБ с жидким электролитом разной емкости (объем указан примерно).
Но эти цифры нужно использовать только во время покупки. Заливка же производится до указанного на корпусе АКБ уровня (метки). Если метки нет, то заливаем так, чтобы уровень жидкости был на 1.5-2 см выше верхнего края пластин.
Для первой заливки нужно покупать раствор плотностью 1.26-1.28 г/см2. Если плотность выше – 1.4 г/см2 и более, это корректирующий электролит. Он используется для корректировки плотности в процессе эксплуатации АКБ и нам не подходит.
Этот раствор нам не подходит
Еще один вариант – купить концентрированную серную кислоту, дистиллированную (обязательно) воду и сделать раствор нужной плотности самому, ориентируясь на показания ареометра. Но концентрированная серная кислота очень опасна, и этот вариант оправдывается только случаем «другого выхода нет».
Как заряжать
Если вы спросите у автомобилистов, нужно ли заряжать сухозаряженный аккумулятор после заливки электролита, то получите противоречивые ответы. Одни говорят – не нужно, другие – обязательно нужно. Где истина?
Попробуем разобраться. Прежде всего, читаем прилагаемую документацию. К примеру, батарея, которую мы заливали, нуждается в зарядке после заливки. Это прямо указано в паспорте. В противном случае АКБ потеряет 20% емкости.
Если ничего подобного не указано, ориентируемся по плотности электролита и напряжению на клеммах. Все измерения проводим не ранее чем через 2 часа после заливки. Если плотность электролита упала, аккумулятор нужно подзарядить.
В процессе пропитки пластин падает и уровень электролита. Чаще всего после двух часов пропитки этот показатель снижается. В этом случае необходимо его довести до нормы доливкой электролита (не воды!).
Зарядка сухозаряженного аккумулятора не отличается от зарядки обычного. Заряжаем током 10% от емкости АКБ, контролируя напряжение. Как только оно достигнет 14.1 В, зарядка окончена.
Напряжение на клеммах в норме, ток снизился до 4 А – зарядка окончена
Замеряем плотность во всех ячейках батареи, при необходимости выравниваем. Более подробно о заливке/доливке/выравнивании плотности вы можете прочесть в статье «Как залить дистиллированную воду или электролит в аккумулятор». Закрываем заливные отверстия батареи пробками или накладкой (есть в комплекте). АКБ готова к эксплуатации.
Мы выяснили, что такое сухозаряженный аккумулятор и как правильно ввести его в строй. Ничего сложного – с этим справится практически любой автомобилист, на побоявшийся немного испачкать руки.
Что нужно знать о зарядке
Часто автомобилисты интересуются тем, как зарядить купленный сухозаряженный аккумулятор, и что для этого потребуется.
На практике зарядка сухозаряженного аккумулятора обычно требуется только после ввода в эксплуатацию и определённого пробега. При правильной подготовке к работе напряжение обычно приближено к 100%.
Но бывают разные ситуации. К примеру, заливался электролит малой плотности, либо за время хранения работоспособность пластин несколько снизилась. Тогда после заливки электролита вольтметр показывает недостаточные значения. Это к вопросу о том, нужно ли заряжать сухозаряженный автомобильный аккумулятор, или нет. Всё зависит от того, что покажет вольтметр.
Сухозаряженные АКБ ни в коем случае нельзя заряжать, когда внутри батареи нет электролита.
Касательно того, как правильно заряжать вводимый в эксплуатацию сухозаряженный аккумулятор, то тут никаких отличий от обычной АКБ нет, если уже была залита рабочая жидкость.
Если в вашем распоряжении имеется аккумулятор на 12 Вольт, и это заправленный сухозаряженный тип АКБ, то ориентируйтесь по напряжению. Если оно меньше 12,6 В, приближается к отметке 11 В, заряжать его нужно.
Делается это следующим образом:
Если напряжение через 5 часов не выросло до 12,5 В, ток заряда следует снизить, но процесс зарядки продолжить.
Используя автоматические зарядные устройства, процесс пройдёт при минимальном участии пользователя. С ручными ЗУ всё несколько сложнее. Нужно настраивать работу зарядника и тщательно следить за протекающими процессами.
Рекомендации по эксплуатации
Вряд ли стоит говорить о том, что на сухозаряженные автомобильные аккумуляторы распространяется особая инструкция по их эксплуатации. Единственное отличие от обычных АКБ заключается лишь в том, что у сухозаряда нет электролита. Его нужно добавлять самостоятельно перед вводом в эксплуатацию.
Затем АКБ превращается в обычную WET батарею.
Некоторые проводят периодически тренировочные циклы, что также направлено на продление срока службы.
Советы по выбору
Подобрать сухозаряд не так сложно. Сам процесс мало чем отличается от выбора уже заполненной электролитом АКБ. Хотя здесь требования к их срокам хранения не такие жёсткие.
В итоге выбор сводится к выполнению таких рекомендаций:
Чем свежее окажется батарея, тем лучше. Пусть это и сухозаряженный источник питания, способный храниться десятками лет, рисковать не стоит.
Преимущества и недостатки
Автомобилистов закономерно интересует, какой аккумулятор им лучше выбрать, когда предлагаются сухозаряженный и обычный, залитый электролитом с завода.
Для этого стоит взглянуть на сильные и слабые стороны обеих моделей.
Вы уже знаете, чем отличается от обычного представленный сухозаряженный автомобильный аккумулятор. Речь идёт об отсутствии в нём электролита. Когда в него заливают рабочую жидкость, он превращается в классическую WET батарею.
Эти плюсы и минусы во многом дают понять, чем отличается рассмотренный сухозаряженный автомобильный аккумулятор от привычного, обычного WET источника питания.
Разница не такая большая. Её практически не остаётся после ввода устройства в эксплуатацию.
Покупать такие батареи или нет, выбор лично каждого. Стоит признать, что сейчас автомобилисты активно переходят на использование необслуживаемых аккумуляторных батарей, поскольку с ними проблем намного меньше, да и обслуживание сводится к минимальным операциям. Периодически приходится только ставить АКБ на зарядку.
Что же касается сухозарядов, то здесь ситуация несколько иная. После ввода в эксплуатацию у вас получается обслуживаемая свинцово-кислотная аккумуляторная батарея. Её нужно активнее обслуживать, периодически проверять уровень электролита, его плотность. Незаменимым спутником водителя станет ёмкость с электролитом и бутылка с дистиллированной водой. Зато это дешевле.
Есть противоречивые мнения касательно таких аккумуляторов. Одни считают их настоящей находкой, поскольку стоят немного и хранятся очень долго. Другим проще заплатить немного больше, но получить в своё распоряжение современную необслуживаемую АКБ.