Аккумуляторы сейчас есть везде, поэтому нет ничего удивительного, что они постоянно совершенствуются и разрабатываются под разнообразные нужды и уже имеют широкий диапазон функционала в рамках своего назначения. Так и тяговые аккумуляторы в настоящее время выпускаются разной мощности, объема и внутренних составляющих.
Тяговые аккумуляторы – виды, сферы применения и основная маркировка
Основные характеристики
Базовая характеристика тягового аккумулятора — это его особенность подачи электроэнергии длительное время. Этом, кстати, он и отличается от стартерного, который даёт большой разовый заряд.
Вторая очень важная характеристика для тягового аккумулятора – устойчивость к глубокой разрядке. В процессе работы этот тип аккумулятора выдаёт напряжение равномерно, не зависимо от уровня оставшегося заряда, поэтому и часто разряжается до нуля. Если тяговый аккумулятор будет вести себя как стартерный и терять объем при полной разрядке, то век его будет не долог и смысла в таком аккумуляторе просто нет.
Виды тяговых аккумуляторов
Среди тяговых на данный момент есть три основных вида аккумуляторов, разделены которые из-за особенностей составных компонентов.
- Свинцово-кислотные: данный вид делится ещё на три подвида: жидкий электролит (WET), стекловолоконный (AGM), гелевый электролит (GEL). Сфера применения у данных аккумуляторов разная, так как все типы электролита по-разному себя ведут в процессе эксплуатации. Например, WET не очень хороши как таковые тяговые аккумуляторы, но, тем не менее, широко используются в складской технике или в АКБ для систем бесперебойного аварийного питания. Самая большая проблема для WET – зависимость от заряда, такой аккумулятор очень требователен к уровню заряда. Да, он выдаёт нужный для работы погрузчиков ток, но обслуживать и заряжать его нужно регулярно, при чем многие модели позволяют безболезненно разряжать себя лишь до 60%, в противном случае объем теряется. Гелевые тяговые аккумуляторы и стекловолоконные по своим характеристикам схожи, различия у них как раз в виде электролита. Большой плюс этих двух подвидов – большая устойчивость к глубокому разряду. Используются поэтому не только в автомобилях, но и в судоходстве, а также на серверном оборудовании и в различных коммуникационных устройствах.
ИНТЕРЕСНО: гелевые тяговые аккумуляторы используются для работы солнечных батарей. В световой день они накапливают энергию, а в сумерки выдают её потребителю.
- Щелочные: самый распространённый вид тяговых аккумуляторов. Очень хорошо переносят полную разрядку, устойчивы к вибрациям и коротким замыканиям, имеют малый показатель саморазряда и вообще очень выносливые. Но минусы всё же есть – заряд проводить абы как нельзя, чаще всего требуется специалист. Также щелочные батарейки, по сравнению со свинцово-кислотными собратьями, очень сложны в переработке. Применяются щелочные тяговые аккумуляторы повсеместно.
- Литиевые: ионные и полимерные. Не все разновидности литиевых аккумуляторов считаются тяговыми. Чаще всего это касается моделей LIFePO Сейчас используются они активно в электокарах и гибридах. Заряжаются быстро, зачастую энергоёмки, хотя и достаточно громоздки. По вопросу перезарядки у данного вида важно помнить одно – никаких крайностей – не допускайте нуля и перезаряда. 2-98% вот ваш диапазон критических значений. Долгое время литиевые АКБ были весьма специфичны в обслуживании, но новые модели позволяют ставить их на электросамокаты, дроны, инвалидные кресла на пультах, электромотоциклы и всевозможные компактные средства передвижения на электромоторах.
ИНТЕРЕСНО: сейчас в Японии занимаются разработкой четвертого вида тяговых аккумуляторов. Нововведение затрагивает, конечно же, состав – литий в АКБ заменяют на натрий – более распространенный химический элемент.
Базовая маркировка тяговых аккумуляторов
Помимо вида, у всех тяговых АКБ есть очень важная маркировка.
Несёт она в себе очень важную эксплуатационную характеристику:
- PzS, OPzS – АКБ для ленивых – требуют малого обслуживания, а электролит защищен от осыпания специальным панцирем из решетчатой оплётки.
- PzV, OPzV – гелевые электролиты.
- Жидкий электролит – принцип токоотвода – поверхностный, АКБ с такой пометкой очень энергоёмки и отличаются долговечностью.
- Аккумуляторы с сетчатыми стрежневыми плюсовыми пластинами – тут из самой маркировки всё ясно.
- Р – пластины из свинца, токоотведение максимально из-за особенностей металла.
- ОР – электролит представлен раствором серной кислоты и воды.
Вообще все тяговые аккумуляторы – большое облегчение для современного мира. Даже если для обеспечения устройства током требуется массивный многорядный АКБ, то всё равно это намного удобнее, чем двигатель или шнур от сети. Да, экология страдает при утилизации устройств, но это всё из-за свинства человеческого – переработка намного эффективнее, чем выброс, но требует усилий каждого пользователя.
Спорным минусом ещё можно назвать способ пополнения заряда. Зарядка тягового аккумулятора почти всегда требует специального устройства. Вспомните, все устройства, имеющие такие АКБ имеют и особенный адаптер к электросети.
Обслуживание тягового аккумулятора
Правила эксплуатации а всех тяговых АКБ зависят от вида. в некоторых достаточно не допускать полной разрядки, держать в чистоте и следить за температурными характеристиками, а у некоторых нужно ежедневно проверять уровень жидкости и раз в несколько дней производить выравнивание заряда. Первое относится к бытовым АКБ, второе – к промышленным.
Но всё же для всех тяговых аккумуляторов важно одно общее правило – не допускать простоя АКБ, если оно было разряжено полностью или до критического значения, как в случаях с WET. Энергоёмкость от простоя может не просто сжаться, но и уменьшиться до критических размеров. Самый яркий бытовой пример – АКБ смартфона образца конца 00-х.
Цена тягового аккумулятора будет зависеть от множества факторов. Во-первых, вид, во-вторых, энергоёмкость, а также назначение, особенности заряда, функционал и производитель.