Все, что нужно знать о никель-металлогидридных аккумуляторах

Аккумуляторы имеют широкую сферу деятельности. Компактными аккумуляторами оснащаются большинство бытовых приборов, АКБ средних размеров встраиваются в автомобили, а крупногабаритные модели устанавливают в промышленные станции.

Несмотря на их разное предназначение, у аккумуляторов много общего. Одним из основных сходств является принцип организации их работы.

В данной статье рассмотрим один из видов аккумуляторных батарей – никель-металлогидридный аккумулятор.

История возникновения никель-металлогидридных аккумуляторов

В 50-х годах 20-го века начато производство никель-металлогидридных аккумуляторов, что вызвало интерес у представителей инженерии. Ученые, которые специализировались на исследовании физике-химических свойств аккумуляторных батарей, не на шутку задумались на тем, как преодолеть недостаток востребованных на тот момент никель-металлогидридных аккумуляторов. Одной из главных целей ученых была разработка никель-кадмиевого аккумулятора, который мог бы ускорить и сделать процесс протекания реакций проще. Эти реакции связанны с электролитической передачей водорода.

К концу 70-х годов 20-го века ученым удалось спроектировать и создать, а после провести испытания никель-металлогидридных аккумуляторов. Основное отличие никель-металлогидридных аккумуляторов заключается в накоплении водорода только в определенных местах. То есть накопление водорода происходит в сплавах нескольких металлов, которые находятся на электродах батареи. Структурой сплавов была выполнена таким образом, что один из металлов скапливал водород (порой в несколько тысяч раз превышающих их объем), а другие выступали в качестве ускорителей электролитических реакций, осуществляя переход водородного вещества в металлическую решетку электродов.

ученым удалось спроектировать и создать

Никель-металлогидридный аккумулятор получил условное обозначение «Ni-MH» за счет того, что он изготавливался с водородно-металлогидридным анодом и никелевым катодом. Работают устройства на щелочном электролите и осуществляют бесперебойный цикл «заряд-разряд» — до двух тысяч для одного полноценного аккумулятора.

Никель-металлогидридные аккумуляторы претерпевают изменения как конструктивного характера, так и в вопросе увеличения энергетической плотности аккумулятора. Специалисты осуществляют работу по их модернизации и улучшению качества исполнения аккумуляторов.

На сегодняшний день аккумуляторы в большинстве случаев изготавливаются на основе сплава «LaNi5». Первая модель аккумулятора была запатентована в 1975 году и стал популярен в промышленности. Современные никель-металлогидридные аккумуляторы обладают высокой энергетической плотности и изготавливается из экологических материалов. Из-за этих достоинств такие аккумуляторы стали востребованы во многих областях, где необходимо долгое хранение электрического заряда.

Все, что нужно знать о никель-металлогидридных аккумуляторах

Конструкция и принцип работы никель-металлогидридных аккумуляторов

Вне зависимости от характеристик никель-металлогидридных аккумуляторов, они выпускаются двух типов форм:

  • призматической;
  • цилиндрической.

Аккумуляторы состоят из таких основных элементов как:

  • металлогидридных и никелевых катодов и электродов, которые вкупе представляют гальванический элемент сеточной структуры, отвечающий за передвижение и накопление электрического заряда;
  • сепараторных батарей, которые разделяют электроды и участвуют в процессе электролитических реакций;
  • клемм, которые отдают во внешнюю среду накопительный заряд;
  • крышки с вмонтированным в нее клапаном, который необходим для сбора излишнего давления (более 2 – 4 МПа) из полостей аккумулятора;
  • термозащитного и качественно выполненного корпуса, который вмещает в себя все элементы аккумулятора.

Конструкция никель-металлогидридного аккумулятора достаточно проста и не имеет особых сложностей.

Принцип работы никель-металлогидридного аккумулятора в отличие от его конструкции, несколько сложнее. Чтобы понять, как осуществляется принцип работы мобильного аккумулятора следует учесть этапы работы никель-металлогидридных аккумуляторов:

  • положительный электрод, выполняющий окислительную реакцию с абсорбцией водорода;
  • отрицательный электрод, производящий восстановительную реакцию в дисабсорбицией водорода.

То есть, электродная сетка обеспечивает организованно передвижение частиц посредством химических реакций. Электролит в реакции не участвует, а включается в работу только при определенных условиях работы никель-металлогидридных аккумуляторов. К примеру, если выполняется перезарядка, осуществляя циркуляцию кислорода.

Никель-металлогидридный аккумулятор обладает следующими характеристиками:

Характеристика Единица измерения Ni-Cd Ni-MN Ni-H2
Энергетическая плотность Вт-ч/кг 45 – 80 60 – 120
Внутреннее сопротивление при напряжении 6В мОм 100 – 200 200 – 300
Число циклов заряд-разряд до падения емкости 80% от номинального значения 1500 300 – 500 2000 – 3000
Время быстрого заряда час 1 2 – 4
Устойчивость к перезаряду средняя низкая
Номинальное напряжение В 1,25 1,25 1,25
Само заряд при оптимальной температуре 20%

в месяц

30%

в месяц

20 – 30%

в сутки

Оптимальный ток нагрузки до 0,5С
Пиковый ток нагрузки 20С
Рабочая температура (заряд) С от – 40 до +60 от -20 до +60 от -20 до +30
Периодичность обслуживания дней 30 – 90 30 – 90
Срок эксплуатации лет 1 – 5 1 – 5 2 – 7
Удельная энергия Вт-ч/литр 60 – 120 100 – 270 60 – 80

Эксплуатация никель-металлогидридных аккумуляторов

Чтобы аккумулятор, вне зависимости от конструкции и эксплуатационных характеристик, прослужил долгое время от пользователя требуется соблюдать определенные правила обслуживания и использования. Для этого следует:

  • соблюдать принципы зарядки никель-металлогидридного аккумулятора;
  • бережно эксплуатировать и при длительном простое хранить его в отапливаемом помещении.

Поговорим о требованиях, выдвигаемых к бережной эксплуатации и хранению никель-металлогидридных аккумуляторов. Стандартные требования являются такими:

  • хранение аккумуляторов должно производиться исключительно при уровне зарядки их в 30 – 50%;
  • категорически запрещается перегревать аккумуляторы, поскольку по сравнению, к примеру, с никель-кадмиевыми, намного чувствительнее к повышению температуры. Перегрузка аккумуляторов отрицательно сказывается на всех процессах, которые протекают в них. Особенно она влияет на токоотдачу;
    требуется соблюдать определенные правила обслуживания и использования
  • также категорически запрещается перезаряжать никель-металлогидридные аккумуляторы. Всегда стоит придерживаться основным принципам зарядки;
  • при частом простое аккумуляторов или продолжительном их хранении необходимо производить «тренировочные зарядки». Как правило, достаточно периодически выполняемого цикла «заряд-разряд» порядка 3 – 6 раз. Данную «тренировку» специалисты рекомендуют выполнять и с новыми никель-металлогидридными аккумуляторами;
  • хранение аккумуляторов должно осуществлять при комнатной температуре. Оптимальной температурой является 15 – 23С;
  • не рекомендуется «сажать» аккумуляторы до минимального значения – напряжение менее 0,9В для каждого электрода. Зарядить полностью разряженный аккумулятор можно, однако, не желательно эксплуатировать устройство до полного разряда аккумулятора;
  • необходимо контролировать конструктивное качество аккумуляторов. Не желательно наличие серьезных повреждений, недостаток электролита и пр. Рекомендуется выполнять периодическую проверку аккумулятора раз в 2 – 4 недели;
  • если эксплуатируются крупногабаритные и емкостные стационарные аккумуляторы, то рекомендуется следовать таким правилам, как:
  • ремонт не реже одного раза в год;
  • капитальное восстановление не менее одного раза в три года;
  • надежная фиксация аккумуляторов в месте их пользования;
  • наличие освещения;
  • выполнение правильных зарядных устройств;
  • соблюдение правил техники безопасности применения подобных устройств.

Как зарядить никель-металлогидридные аккумуляторы?

Никель-металлогидридные аккумуляторы важно правильно заряжать. Процесс правильной зарядки устройства довольно трудный. Поскольку каждый тип сплавов, который применяется в производстве электродов аккумуляторов, требует выполнения наработанных годами правил зарядки.

Основные фундаментальные правила зарядки никель-металлогидридных аккумуляторов следующие:

  • необходимо придерживаться оптимального времени зарядки, которое прописывается в инструкции к аккумулятору. Для большинства моделей аккумуляторов этот показатель равен 15 часам при зарядном токе 0,1С или 1 – 5 часов при токе 0,1 – 1С для устройств с высокоактивными электродами. «Исключением из правил» являются обслуживаемые аккумуляторы, которые позволяют выдерживать продолжительность зарядки более 30 часов;
  • необходимо контролировать температуру аккумулятора в процессе зарядки. Некоторые заводы-изготовители требует выдерживать максимальную температуру в 50 – 60 градусов по Цельсию;
  • необходимо обратить внимание на последовательность проведения зарядки. Самым оптимальным подходом является зарядка никель-металлогидридных аккумуляторов нормальным током до напряжения на клеммах в 0,9 – 1В, после чего заряжается на 75 – 80% от максимальной емкости. При этом, стоит учесть, что при быстрой зарядке устройства необходимо выполнить предзарядку с подачей высокого показателя тока на протяжении 8 – 10 минут. После этого заряжать аккумулятор стоит продолжить с плавным увеличением напряжения до 1,6 – 1,8В. При нормальной подзарядке аккумуляторов напряжение, как правило, не меняется и при нормальных показателях составляет 0,3 – 1В.

Как восстановить никель-металлогидридных аккумуляторы?

Никель-металлогидридные аккумуляторы отличаются большой ценой и мгновенным самозарядом. Также недостатком таких устройств является ярко выраженный «эффект памяти», суть которого заключается в том, что при регулярно неполной зарядке аккумулятора, он запоминает это состояние и с течением эксплуатации значительно теряет энергоемкость. Для предотвращения этого, никель-металлогидридные аккумуляторы необходимо заряжать до 10%, а также систематически производить «тренировку» путем восстановления.

«Тренировка» путем процесса восстановления или при «нулевом» заряде аккумуляторов происходит таким образом:

  • предварительная подготовка:
  • качественное зарядное устройство;
  • инструменты для определения напряжения и силы тока;
  • приспособление, которое способно получать электрическую энергию от аккумулятора.
  • зарядка аккумулятора с дальнейшей его разрядкой под напряжением на клеммах 0,8 – 1В;
  • восстановление. Процесс должен осуществлять по всем правилам зарядки никель-металлогидридных аккумуляторов, а именно двумя способами:
  • если аккумулятор подает признаки функционирования, то зарядка должна протекать с постоянным повышением подаваемого напряжения с 0,3В до 1В и силой тока 0,1С на протяжении 30 – 60 минут, после чего напряжение остается неизменный, а сила тока увеличивается до 0,3 – 0,5С;
  • если аккумулятор не функционирует, то выполняется зарядка с 10-минутной предзарядкой высоким током на протяжении 10 – 15 минут, а после этого выполняются вышеперечисленные мероприятия.

Евгений

Здравствуйте, меня зовут Евгений, более 7 лет я работаю в сервисе по замене аккумуляторов для различной техники, этот сайт я создал чтобы делиться полезной и практической информацией с вами! Буду благодарен, если вы опишите свой опыт или мнение в комментарии, надеюсь, что данная информация принесёт только пользу, сохраняйте сайт в закладки (Ctrl + D)

Оцените автора
Zariadit.ru
Добавить комментарий