Аккумуляторы имеют широкую сферу деятельности. Компактными аккумуляторами оснащаются большинство бытовых приборов, АКБ средних размеров встраиваются в автомобили, а крупногабаритные модели устанавливают в промышленные станции.
Несмотря на их разное предназначение, у аккумуляторов много общего. Одним из основных сходств является принцип организации их работы.
В данной статье рассмотрим один из видов аккумуляторных батарей – никель-металлогидридный аккумулятор.
- История возникновения никель-металлогидридных аккумуляторов
- Все, что нужно знать о никель-металлогидридных аккумуляторах
- Конструкция и принцип работы никель-металлогидридных аккумуляторов
- Эксплуатация никель-металлогидридных аккумуляторов
- Как зарядить никель-металлогидридные аккумуляторы?
- Как восстановить никель-металлогидридных аккумуляторы?
История возникновения никель-металлогидридных аккумуляторов
В 50-х годах 20-го века начато производство никель-металлогидридных аккумуляторов, что вызвало интерес у представителей инженерии. Ученые, которые специализировались на исследовании физике-химических свойств аккумуляторных батарей, не на шутку задумались на тем, как преодолеть недостаток востребованных на тот момент никель-металлогидридных аккумуляторов. Одной из главных целей ученых была разработка никель-кадмиевого аккумулятора, который мог бы ускорить и сделать процесс протекания реакций проще. Эти реакции связанны с электролитической передачей водорода.
К концу 70-х годов 20-го века ученым удалось спроектировать и создать, а после провести испытания никель-металлогидридных аккумуляторов. Основное отличие никель-металлогидридных аккумуляторов заключается в накоплении водорода только в определенных местах. То есть накопление водорода происходит в сплавах нескольких металлов, которые находятся на электродах батареи. Структурой сплавов была выполнена таким образом, что один из металлов скапливал водород (порой в несколько тысяч раз превышающих их объем), а другие выступали в качестве ускорителей электролитических реакций, осуществляя переход водородного вещества в металлическую решетку электродов.
Никель-металлогидридный аккумулятор получил условное обозначение «Ni-MH» за счет того, что он изготавливался с водородно-металлогидридным анодом и никелевым катодом. Работают устройства на щелочном электролите и осуществляют бесперебойный цикл «заряд-разряд» — до двух тысяч для одного полноценного аккумулятора.
Никель-металлогидридные аккумуляторы претерпевают изменения как конструктивного характера, так и в вопросе увеличения энергетической плотности аккумулятора. Специалисты осуществляют работу по их модернизации и улучшению качества исполнения аккумуляторов.
На сегодняшний день аккумуляторы в большинстве случаев изготавливаются на основе сплава «LaNi5». Первая модель аккумулятора была запатентована в 1975 году и стал популярен в промышленности. Современные никель-металлогидридные аккумуляторы обладают высокой энергетической плотности и изготавливается из экологических материалов. Из-за этих достоинств такие аккумуляторы стали востребованы во многих областях, где необходимо долгое хранение электрического заряда.
Все, что нужно знать о никель-металлогидридных аккумуляторах
Конструкция и принцип работы никель-металлогидридных аккумуляторов
Вне зависимости от характеристик никель-металлогидридных аккумуляторов, они выпускаются двух типов форм:
- призматической;
- цилиндрической.
Аккумуляторы состоят из таких основных элементов как:
- металлогидридных и никелевых катодов и электродов, которые вкупе представляют гальванический элемент сеточной структуры, отвечающий за передвижение и накопление электрического заряда;
- сепараторных батарей, которые разделяют электроды и участвуют в процессе электролитических реакций;
- клемм, которые отдают во внешнюю среду накопительный заряд;
- крышки с вмонтированным в нее клапаном, который необходим для сбора излишнего давления (более 2 – 4 МПа) из полостей аккумулятора;
- термозащитного и качественно выполненного корпуса, который вмещает в себя все элементы аккумулятора.
Конструкция никель-металлогидридного аккумулятора достаточно проста и не имеет особых сложностей.
Принцип работы никель-металлогидридного аккумулятора в отличие от его конструкции, несколько сложнее. Чтобы понять, как осуществляется принцип работы мобильного аккумулятора следует учесть этапы работы никель-металлогидридных аккумуляторов:
- положительный электрод, выполняющий окислительную реакцию с абсорбцией водорода;
- отрицательный электрод, производящий восстановительную реакцию в дисабсорбицией водорода.
То есть, электродная сетка обеспечивает организованно передвижение частиц посредством химических реакций. Электролит в реакции не участвует, а включается в работу только при определенных условиях работы никель-металлогидридных аккумуляторов. К примеру, если выполняется перезарядка, осуществляя циркуляцию кислорода.
Никель-металлогидридный аккумулятор обладает следующими характеристиками:
Характеристика | Единица измерения | Ni-Cd | Ni-MN | Ni-H2 |
Энергетическая плотность | Вт-ч/кг | 45 – 80 | 60 – 120 | – |
Внутреннее сопротивление при напряжении 6В | мОм | 100 – 200 | 200 – 300 | – |
Число циклов заряд-разряд до падения емкости 80% от номинального значения | 1500 | 300 – 500 | 2000 – 3000 | |
Время быстрого заряда | час | 1 | 2 – 4 | – |
Устойчивость к перезаряду | средняя | низкая | – | |
Номинальное напряжение | В | 1,25 | 1,25 | 1,25 |
Само заряд при оптимальной температуре | 20%
в месяц |
30%
в месяц |
20 – 30%
в сутки |
|
Оптимальный ток нагрузки | 1С | до 0,5С | – | |
Пиковый ток нагрузки | 20С | 5С | – | |
Рабочая температура (заряд) | С | от – 40 до +60 | от -20 до +60 | от -20 до +30 |
Периодичность обслуживания | дней | 30 – 90 | 30 – 90 | – |
Срок эксплуатации | лет | 1 – 5 | 1 – 5 | 2 – 7 |
Удельная энергия | Вт-ч/литр | 60 – 120 | 100 – 270 | 60 – 80 |
Эксплуатация никель-металлогидридных аккумуляторов
Чтобы аккумулятор, вне зависимости от конструкции и эксплуатационных характеристик, прослужил долгое время от пользователя требуется соблюдать определенные правила обслуживания и использования. Для этого следует:
- соблюдать принципы зарядки никель-металлогидридного аккумулятора;
- бережно эксплуатировать и при длительном простое хранить его в отапливаемом помещении.
Поговорим о требованиях, выдвигаемых к бережной эксплуатации и хранению никель-металлогидридных аккумуляторов. Стандартные требования являются такими:
- хранение аккумуляторов должно производиться исключительно при уровне зарядки их в 30 – 50%;
- категорически запрещается перегревать аккумуляторы, поскольку по сравнению, к примеру, с никель-кадмиевыми, намного чувствительнее к повышению температуры. Перегрузка аккумуляторов отрицательно сказывается на всех процессах, которые протекают в них. Особенно она влияет на токоотдачу;
- также категорически запрещается перезаряжать никель-металлогидридные аккумуляторы. Всегда стоит придерживаться основным принципам зарядки;
- при частом простое аккумуляторов или продолжительном их хранении необходимо производить «тренировочные зарядки». Как правило, достаточно периодически выполняемого цикла «заряд-разряд» порядка 3 – 6 раз. Данную «тренировку» специалисты рекомендуют выполнять и с новыми никель-металлогидридными аккумуляторами;
- хранение аккумуляторов должно осуществлять при комнатной температуре. Оптимальной температурой является 15 – 23С;
- не рекомендуется «сажать» аккумуляторы до минимального значения – напряжение менее 0,9В для каждого электрода. Зарядить полностью разряженный аккумулятор можно, однако, не желательно эксплуатировать устройство до полного разряда аккумулятора;
- необходимо контролировать конструктивное качество аккумуляторов. Не желательно наличие серьезных повреждений, недостаток электролита и пр. Рекомендуется выполнять периодическую проверку аккумулятора раз в 2 – 4 недели;
- если эксплуатируются крупногабаритные и емкостные стационарные аккумуляторы, то рекомендуется следовать таким правилам, как:
- ремонт не реже одного раза в год;
- капитальное восстановление не менее одного раза в три года;
- надежная фиксация аккумуляторов в месте их пользования;
- наличие освещения;
- выполнение правильных зарядных устройств;
- соблюдение правил техники безопасности применения подобных устройств.
Как зарядить никель-металлогидридные аккумуляторы?
Никель-металлогидридные аккумуляторы важно правильно заряжать. Процесс правильной зарядки устройства довольно трудный. Поскольку каждый тип сплавов, который применяется в производстве электродов аккумуляторов, требует выполнения наработанных годами правил зарядки.
Основные фундаментальные правила зарядки никель-металлогидридных аккумуляторов следующие:
- необходимо придерживаться оптимального времени зарядки, которое прописывается в инструкции к аккумулятору. Для большинства моделей аккумуляторов этот показатель равен 15 часам при зарядном токе 0,1С или 1 – 5 часов при токе 0,1 – 1С для устройств с высокоактивными электродами. «Исключением из правил» являются обслуживаемые аккумуляторы, которые позволяют выдерживать продолжительность зарядки более 30 часов;
- необходимо контролировать температуру аккумулятора в процессе зарядки. Некоторые заводы-изготовители требует выдерживать максимальную температуру в 50 – 60 градусов по Цельсию;
- необходимо обратить внимание на последовательность проведения зарядки. Самым оптимальным подходом является зарядка никель-металлогидридных аккумуляторов нормальным током до напряжения на клеммах в 0,9 – 1В, после чего заряжается на 75 – 80% от максимальной емкости. При этом, стоит учесть, что при быстрой зарядке устройства необходимо выполнить предзарядку с подачей высокого показателя тока на протяжении 8 – 10 минут. После этого заряжать аккумулятор стоит продолжить с плавным увеличением напряжения до 1,6 – 1,8В. При нормальной подзарядке аккумуляторов напряжение, как правило, не меняется и при нормальных показателях составляет 0,3 – 1В.
Как восстановить никель-металлогидридных аккумуляторы?
Никель-металлогидридные аккумуляторы отличаются большой ценой и мгновенным самозарядом. Также недостатком таких устройств является ярко выраженный «эффект памяти», суть которого заключается в том, что при регулярно неполной зарядке аккумулятора, он запоминает это состояние и с течением эксплуатации значительно теряет энергоемкость. Для предотвращения этого, никель-металлогидридные аккумуляторы необходимо заряжать до 10%, а также систематически производить «тренировку» путем восстановления.
«Тренировка» путем процесса восстановления или при «нулевом» заряде аккумуляторов происходит таким образом:
- предварительная подготовка:
- качественное зарядное устройство;
- инструменты для определения напряжения и силы тока;
- приспособление, которое способно получать электрическую энергию от аккумулятора.
- зарядка аккумулятора с дальнейшей его разрядкой под напряжением на клеммах 0,8 – 1В;
- восстановление. Процесс должен осуществлять по всем правилам зарядки никель-металлогидридных аккумуляторов, а именно двумя способами:
- если аккумулятор подает признаки функционирования, то зарядка должна протекать с постоянным повышением подаваемого напряжения с 0,3В до 1В и силой тока 0,1С на протяжении 30 – 60 минут, после чего напряжение остается неизменный, а сила тока увеличивается до 0,3 – 0,5С;
- если аккумулятор не функционирует, то выполняется зарядка с 10-минутной предзарядкой высоким током на протяжении 10 – 15 минут, а после этого выполняются вышеперечисленные мероприятия.