При выборе автомобильного аккумулятора необходимо внимательно рассматривать все характеристики устройства и особенное внимание уделять его габаритам. Размеры аккумуляторных батарей подчиняются определенным нормам и стандартам, однако разнообразие этих стандартов может смутить даже опытного мастера. При этом только подходящие аккумуляторы можно поместить в штатном месте.
В представленной статье постараемся составить четкое представление о габаритах аккумуляторов, создаваемых в соответствии с теми или иными стандартами. Эта информация окажется полезна всем, кто собирается приобретать батарею для своего автомобиля.
- Современные типоразмеры аккумуляторов
- Европейское производство
- От 40 до 70 Ач
- От 70 до 225 Ач
- Азиатское производство
- Аккумулятор типа «Азия»
- От 35 до 70 Ач
- От 90 до 120 Ач
- Российское производство
- АКБ российского производства
- Американское производство
- Автомобильный аккумулятор американского производства
- Признаки что АКБ нужно менять
- Виды и технология изготовления
- Устройство батареи АГМ
- Ключевые технические характеристики
- Ёмкость
- Пусковой ток
- Полярность
- Тип клемм
- Дата выпуска
- Разрядные параметры
- Стоит ли отдавать предпочтение именитым брендам
- На что обратить внимание при покупке
- Какой бренд аккумулятора выбрать для автомобиля
- Какие бывают аккумуляторы для автомобиля — как выбрать
- Почему важно соответствие марке, модели и году выпуска автомобиля
- Аккумулятор для дизельного автомобиля, какой выбрать
Современные типоразмеры аккумуляторов
Чертеж автомобильного аккумулятора.
Габаритные размеры и вес аккумуляторов напрямую зависят от его емкости и технологических решений в конкретном автомобиле. Чаще всего принято выделять модели европейского и азиатского производства. Европейские АКБ традиционно более длинные и низкие, тогда как азиатские – высокие и узкие.
Для аккумулятора в автомобиле предусмотрено специальное место, оснащенное соответствующими креплениями и пазами. В ряде случаев для подбора новой батареи достаточно просто измерить предыдущую модель или же снять мерки со штатного места. Но надежнее всего будет внимательно изучить технический документ на автомобиль. Там должна присутствовать вся необходимая информация о ширине, высоте и толщине аккумулятора.
В Азии стараются выпускать автомобили с максимально продуманным и уплотненным подкапотным пространством. Подобная тенденция потребовала разработки специальных высоких аккумуляторов, которые при этом являются достаточно тонкими и короткими. Рекомендуют для автомобилей из Кореи или Японии подбирать только фирменные АКБ с соответствующими характеристиками и габаритами.
Европейские батареи считают универсальными, тогда как в североамериканских моделях также есть некоторые специфические особенности. В батареях из США клеммы располагаются на боку, а не на длинной стороне. К тому же в них нередко предусматривается внутренняя резьба, на которую не рассчитаны штатные крепежи. Подобрать в России аккумулятор для североамериканского автомобиля может быть очень непросто. Единственный выход – заказать оригинальную АКБ от официального производителя. Какая-либо самодеятельность нередко приводит к не самым хорошим последствиям.
Европейское производство
Европейские производители обычно пользуются немецкими нормами DIN или же международным стандартом ETN. Некоторые параметры автомобильных аккумуляторов в этих системах могут отличаться друг от друга, поскольку первый вариант предполагает маркировку из пяти цифр, а второй – код из девяти цифр.
Европейские автомобильные АКБ отличаются стандартизированными габаритами.
В обоих случаях первые три цифры указывают на емкость батареи (номинальное значение), которая определяется вычитанием из указанного числа 500. Последующие числа указывают на конструкцию изделия, показатели тока и другие параметры. Для определения размеров пользуются специальными таблицами в соответствии от емкости АКБ.
От 40 до 70 Ач
В большинстве случаем стандартные батареи «Европа» с показателем емкости до 70 Ач имеют длину 175-242 мм. Ширина составляет 175 мм, а высота в зависимости от модели 175 мм или 190 мм.
В представленной ниже таблице указаны размеры конкретных типов АКБ «Европа» с показателем емкости до 70 Ач.
От 70 до 225 Ач
Более емкие батареи «Европа» имеют большие размеры по сравнению с рассмотренными выше. Длина составляет 278-518 мм, ширина 175-240 мм, а высота 175-242 мм. Конкретные значения отличаются для каждой модели АКБ.
Таблица габаритов батарей «Европа» с показателем емкости от 70 до 225 Ач представлена ниже.
Азиатское производство
Аккумулятор типа «Азия»
Автомобильные АКБ «Азия» маркируются при помощи набора из 6 символов. Пример обозначения — 75В24L. Первая пара цифр указывает на емкость батареи, однако этот параметр для получения точных данных надо умножать на соответствующий коэффициент. Первая буква свидетельствует о конструкции корпуса батареи и соотношении между ее размерами. После литеры располагается длина аккумулятора, выраженная в сантиметрах. Расположение клемм определяется буквами L или R.
От 35 до 70 Ач
АКБ с показателями емкости 35-70 Ач, создаваемые азиатскими производителями, могут иметь длину 187-261 мм. Ширина изделия 127-175 мм. Высота составляет 190-227 мм в зависимости от параметров конкретной модели.
От 90 до 120 Ач
Батареи производства «Азия», имеющие емкость 90-120 Ач, помещаются в стандартные корпуса длиной 306 мм, шириной 173 мм и высотой 225 мм.
Российское производство
АКБ российского производства
АКБ российского производства маркируются в соответствии с ГОСТ 959-91. В каждой конкретной маркировке заключена информация о количестве элементов питания в корпусе батареи, типе аккумулятора, его емкости, а также материале корпуса изделия. Также в маркировке присутствуют дополнительные буквы в конце, которые указывают на те или иные особенности конкретной модели. Среди особенностей может выделяться заряд батареи, материалы корпуса и сепараторов.
В стандартном обозначении не предусмотрено место для значений пускового тока и продолжительности заряда. Эти параметры указываются в специальных таблицах вместе с габаритами.
Американское производство
Автомобильный аккумулятор американского производства
В аккумуляторах американского производства маркировка состоит из литеры и набора из пяти цифр. Типичный пример обозначения — A34R350. Буква «А» означает автомобильный аккумулятор, тогда как последующие знаки указывают на габариты. Для расшифровки пользуются специальной таблицей, в которой каждому номеру соответствуют определенные размеры. Указанные в примере выше цифры «34» соответствуют размерам АКБ 260х173х205 мм.
К выбору новой аккумуляторной батареи для автомобиля необходимо подойти максимально ответственно. Она должна подходить по размерам к конкретным штатным креплениям под капотом. Неправильно подобранная модель АКБ может стать причиной огромного количество проблем или же сделать замену батареи невозможной. Важно помнить, что лучшим решением представляется использование оригинальных аккумуляторов или изделий конкретных производителей. Однако иногда азиатские модели могут быть заменены на аналогичные европейские и наоборот.
Срок службы автомобильного аккумулятора не бесконечен. Рано или поздно придется покупать новую батарею. К выбору аккумулятора для автомобиля надо подойти ответственно, тогда покупка будет удачной, а АКБ прослужит долго и надежно.
Признаки что АКБ нужно менять
В крупных организациях, занимающихся эксплуатацией автотранспорта, используются критерии окончания ресурса стартерных аккумуляторных батарей. Эти критерии выработаны как компромисс между техническими и экономическими показателями, и служат для достижения максимальной коммерческой выгоды с соблюдением интересов производства. Обычно они завязаны на сроке службы батареи или ее остаточной емкости. Оба параметра зависят от условий эксплуатации и представляют собой усредненные величины.
Виды и технология изготовления
Не так давно аккумуляторы выпускали по единой технологии. Свинцовые пластины электродов легировали сурьмой для придания им механической прочности (свинец сам по себе довольно мягок, а обойтись без него, как без главного реагента, невозможно).
В настоящее время свинцовые электроды легируются кальцием – положительные пластины или и положительные, и отрицательные. В зависимости от этого технология называется Ca или Ca/Ca (Ca+). Такое техническое решение позволило увеличить прочность пластин, а это дало возможность сделать их более тонкими. При сохранении электрических параметров это дает выигрыш в массогабаритных показателях. Другая положительная черта кальциевой технологии – сниженная склонность кальциевых аккумуляторов к газообразованию («кипению») при зарядке. Это позволяет выпускать кальциевые батареи в необслуживаемом исполнении.
Кальций присутствует в аккумуляторе лишь в виде легирующей присадки в количестве, не превышающем несколько процентов. В химических реакциях он не участвует. Все процессы, протекающие в свинцово-кислотных элементах, одинаковы вне зависимости от технологии изготовления.
Устройство батареи АГМ
В ассортименте многих производителей имеются аккумуляторы AGM (Absorbent Glass Mat, один из вариантов перевода — абсорбирующие маты из стекловолокна). Пластины разделены пористыми сепараторами (матами) и стянуты в пакеты. Маты пропитаны электролитом, поэтому свободной жидкости в таких аккумуляторах нет. Наличие сепаратора позволяет расположить пластины ближе друг к другу, не боясь короткого замыкания. Это позволяет уменьшить габариты или, наоборот, в тех же размерах увеличить емкость батареи. Плотно собранный пакет уменьшает вероятность осыпания активной массы и повышает вибростойкость батареи и стойкость к динамическим воздействиям (ударам).
Другое распространенное исполнение свинцово-кислотных аккумуляторов – EFB (Enhanced Flooded Battery, что с достаточной степенью достоверности можно перевести, как улучшенная батарея с жидким электролитом). Каждая пластина такой батареи помещена в индивидуальный защитный пакет. Эта мера также предохраняет пластины от КЗ, снижает вероятность осыпания активной массы и несколько повышает прочность. Аккумуляторы AGM в целом лучше, чем EFB, но вторые дешевле. Поэтому если бюджет ограничен, есть смысл выбрать EFB – эти батареи в любом случае надежнее обычных.
Еще один вид аккумуляторов, появившийся относительно недавно – гелевые (их часто путают с AGM). У них электролит загущен до гелеобразного состояния путем добавления различных присадок.
Гелевые аккумуляторы имеют массу достоинств, но в качестве стартерных батарей для автомобилей их не применяют из-за уменьшенного пускового тока.
Ключевые технические характеристики
Выбор аккумуляторной батареи в первую очередь выполняется по ее техническим характеристикам. Перед тем, как пойти в магазин, надо заранее определить минимальные и оптимальные параметры будущей покупки (максимальные зависят от бюджета).
Ёмкость
Один из главных технических параметров аккумулятора – его емкость. Ее пишут на шильдиках аккумуляторов большими буквами. Она измеряется в ампер-часах (амперах, умноженных на часы), и показывает, в течение какого времени батарея будет отдавать заданный ток. Чем больше емкость аккумулятора, тем больше энергии может запасти АКБ.
Емкость батареи указана на шильдике.
Например, если производитель заявляет, что аккумулятор имеет емкость 70 А*ч, это означает, что при разряде током 3,5 А АКБ разрядится с уровня 100% до 0% за 20 часов.
На самом деле емкость аккумулятора зависит от тока разряда. Производители указывают этот параметр для разрядного тока 0,2С (20% от емкости АКБ). Так, если батарею разряжать током в 1 А, то она будет разряжаться не 70 часов, как можно ожидать, а больше. А если разряжать током 7 ампер, то время работы составит меньше 10 ожидаемых часов.
Емкость батареи неуклонно падает в течение периода эксплуатации. Когда ее значение становится неприемлемым, и аккумулятор не обеспечивает надежную работу бортсети автомобиля, АКБ подлежит утилизации и замене.
Пусковой ток
Другой важной характеристики АКБ служит пусковой ток (ток холодной прокрутки). Чем он выше, тем большую мощность может отдать батарея при прокрутке стартера, тем больший вращающий момент стартер может создать при сохранении определенного уровня напряжения на клеммах батареи. Это важно при пуске в холодное время года, когда масло густое и требуется большее усилие для прокрутки вала двигателя. Больший пусковой ток потребуется и при запуске мотора с большим объемом цилиндров.
Полярность
Полярностью аккумулятора в быту называют расположение положительной и отрицательной клемм относительно на корпусе батареи. Оно зависит от конструкции автомобиля. У батарей для легковых машин различают два основных расположения клемм:
За прямую полярность принято расположение выводов (если аккумулятор расположен клеммами «к себе»), когда плюсовой терминал находится слева, а минусовой – справа. Обратной полярностью считается противоположное расположение – плюсовая клемма справа, а минусовая слева.
Этот параметр не влияет на потребительские качества АКБ, но подключить аккумулятор к бортсети машины при несовпадении полярности затруднительно.
Также существуют батареи с универсальным расположением выводов. Их можно поставить на любой легковой автомобиль.
АКБ для грузовых автомобилей с прямой, обратной и универсальной полярностью.
Более мощные батареи (110 А*ч и выше), применяемые, большей частью, на грузовиках и автобусах, имеют другое расположение клемм для прямой, обратной и универсальной полярностей.
АКБ прямой полярности.
Тип клемм
Еще один признак, не влияющий на потребительские свойства, но на который надо обратить внимание при покупке батареи – это тип клемм. У большинства АКБ, предназначенных как для легковых, так и для грузовых автомобилей, клеммы изготовлены в виде конуса под зажимной контакт. Существует два основных типоразмера терминалов:
Отличаются они диаметрами конусов, что вполне различимо на глаз. По этому признаку уже можно различать полярность батарей. Помимо этого, диаметр плюсовой клеммы заметно больше, чем минусовой. Это тоже позволяет определить расположение контактов АКБ.
Дата выпуска
Свинцово-кислотные аккумуляторы, в отличие от литий-ионых, явной деградации при хранении не подвержены. Тем не менее, чем дольше хранится АКБ, тем больше вероятность ухода в глубокий разряд из-за саморазряда, тем больше риск хранения в неподобающих условиях (в неотапливаемом складе при наступлении холодов) и т.п. Поэтому есть смысл перед покупкой посмотреть и на дату производства батареи. Проблема в том, что эти сведения часто наносятся на корпус в неявном виде – в виде кода, расшифровка которого требует поиска информации.
Аккумулятор Зверь, изготовленный в октябре (10 месяц) 2013 года.
Аккумулятор производства АО «Аккумуляторные технологии» маркируется двумя цифрами – месяц и год выпуска. У других производителей код может не содержать даты производства в удобном для восприятия виде. Для расшифровки подобного кода понадобиться искать сведения в паспорте или на интернет-ресурсе фирмы.
Разрядные параметры
Оптимальные токи заряда и разряда зависят от технологии производства батарей. Все автомобильные аккумуляторы являются свинцово-кислотными, поэтому химические реакции в них идут одинаковые. Поэтому у любой стартерной батареи наилучшие токи вычисляются от емкости. Считается, что заряжать свинцово-кислотную АКБ лучше током 0,1С (10% от фактической емкости), а разряжать – в пределах 0,2..0,3С. Так, аккумулятор емкостью 60 А*ч лучше заряжать током 6 ампер, а разряжать – любым, не превышающим 18 ампер.
Стоит ли отдавать предпочтение именитым брендам
Существует мнение, что аккумуляторы известных фирм стоят дороже, потому что в их цену заложена стоимость бренда (затраты на рекламу и т.п.). Считается, что можно приобрести качественные изделия менее раскрученных марок. Отчасти это так. Но более высокую цену известных фирм определяют не только рекламные расходы, но и затраты на передовые разработки, качественные материалы и улучшенные технологии производства. Поэтому такая продукция все же предпочтительна в плане надежности, сроков эксплуатации, гарантий изготовителя и т.п.
АКБ производства Бош – одного из мировых лидеров электротехники.
Другое дело – соотношение цены и качества. У менее раскрученных, но дорожащих своей репутацией фирм (особенно, отечественных), это соотношение может быть выше, чем у мировых грандов. Во многих случаях экономически оправдано, например за 10 лет сменить три аккумулятора по более низкой цене, чем два по премиальной. Здесь решение может принять только владелец автомобиля.
Инструкция по зарядке автомобильного аккумулятора зарядным устройством
На что обратить внимание при покупке
В итоге вырисовывается следующий алгоритм выбора батареи:
После этого оценивается бюджет покупки и принимается решение, купить АКБ премиального ценового сектора или приобрести изделие более скромной фирмы. И во время посещения магазина останется только осмотреть аккумулятор на предмет отсутствия трещин, других повреждений корпуса, окисленных клемм.
Повреждений на корпусе быть не должно/
Еще надо попросить продавца измерить напряжение на терминалах АКБ мультиметром (еще лучше – с помощью нагрузочной вилки). В идеале на холостом ходу оно должно быть равно 12,6 вольт, но никак не меньше 10,5 (если ниже, то батарея в глубоком разряде, за исключением АКБ, продающихся в «сухозаряженном» состоянии).
Подобрать наилучший вариант АКБ в пределах запланированной суммы несложно. Если подойти к покупке осознанно, со знанием дела и представлением, какой аккумулятор нужен, приобретенная батарея надежно прослужит в течение длительного времени.
Средний срок службы аккумуляторной батареи для автомобиля 5–7 лет. В случае некоторых моделей АКБ он и вовсе сокращается до 36 месяцев. Это значит, что время от времени каждый автовладелец столкнется с необходимостью замены запчасти. А если обстоятельства сложатся неудачно, это произойдет еще быстрее по причине внезапной поломки АКБ.
Какой аккумулятор выбрать для автомобиля? Ориентируемся на технические характеристики: напряжение, емкость, вес, габариты, КПД, срок службы и производитель. Еще немаловажен диапазон рабочих температур, пусковой ток, допустимая глубина разряда и оптимальный ток заряда.
Встречаются такие модели аккумуляторных батарей, которые хороши по всем параметрам. Но к сожалению, не подходят к модели и году выпуска машины. Было бы очень просто выбрать АКБ, ориентируясь только на рейтинг лучших батарей. Вместо этого, нужно в первую очередь выбирать по марке, модели и году выпуска автомобиля.
Какой бренд аккумулятора выбрать для автомобиля
Продукция этих производителей пользуется спросом у автолюбителей. Но, помимо них, много достойных брендов, которые заслуживают вашего внимания.
Брендовые аккумуляторные батареи нужно покупать в надежном магазине, где товары оригинальные и сопровождаются сертификационными документами. В «Колёса Даром» можно оформить расширенную гарантию на АКБ, чтобы дополнительно защитить свои интересы.
Какие бывают аккумуляторы для автомобиля — как выбрать
Существует несколько видов классификаций аккумуляторов. Они пригодятся, когда будете выбирать между той или иной моделью.
Какого года выбрать аккумулятор для автомобиля? Некоторые водители предпочитают покупать батареи, которым не более двух лет. Срок службы АКБ считается с момента, как был залит электролит, не с момента установки в автомобиль. Дату производства можно узнать по коду на корпусе запчасти. Заводы-изготовители указывают ее в разных форматах.
Varta и Bosch пишут время изготовления первым символом в коде FIFO. Латинской букве соответствует определенный месяц года. Tyumen Batbear использует шестизначный код, первые два знака означают месяц, а последние 4 — год (например, 062020 — июнь 2020). Компания Mutlu тоже применяет код из 6 символов, но с другим значением. Вторая цифра указывает год, 3–4 месяц, 5–6 число. Например, 591106 — аккумулятор изготовлен в 2019 году, 6 ноября.
Если не знаете, какой аккумулятор выбрать для легкового автомобиля, пользуйтесь нашими рекомендациями. На сайте «Колёса Даром» каждая позиция сопровождается подробным описанием, что упростит выбор подходящего товара. Рекомендации производителя указаны в технической документации к транспортному средству.
Почему важно соответствие марке, модели и году выпуска автомобиля
Каждая модель авто отличается техническими характеристиками и комплектацией. Чтобы все нормально функционировало, нужно правильно выбрать аккумулятор. АКБ выполняет следующие задачи:
А значит, когда выбираем аккумуляторную батарею, нужно убедиться, что она справится с поставленными задачами. Например, если в машине есть функция «старт-стоп», то и АКБ должна поддерживать ее. Сейчас все больше современных автомобилей оснащают этой функцией для экономии топлива, снижения токсичности выхлопных газов и снижения уровня шума. В частности, можно ее встретить на авто марок BMW, Volkswagen Tiguan, Audi, Citroen, Mercedes-Benz, Mazda.
Когда автомобиль наделен функцией «старт-стоп», не так важно, какую марку аккумулятора выбрать для автомобиля. Важнее, чтобы батарея поддерживала такой режим работы двигателя. Рассматривать нужно батареи AGM и EFB. Обратите внимание на следующие модели: VARTA Start-Stop Plus, Exide Start-Stop AGM, Exide Start-Stop AGM.
Аккумулятор для дизельного автомобиля, какой выбрать
Двигателю на дизеле нужна высокая степень сжатия, чтобы прогревать воздух в цилиндрах до нужной температуры. Так поджигается топливная смесь без применения внешних источников. Чтобы коленвал раскрутился до нужных оборотов и запустил холодный дизель, нужно мощное питание.
Зимой нужно прогревать воздух в цилиндрах свечами накала, которые забирают много энергии до запуска стартера. Дизельные смазочные материалы густые и увеличивают трение в пятне контакта. Таким образом, стартеру нужна дополнительная энергия, чтобы преодолеть вязкостное трение. Вывод: для дизельного авто нужна аккумуляторная батарея повышенного пускового тока и емкости.
Пример требований к АКБ для авто на дизеле для разного объема двигателя:
Чем больше рабочий объем, тем выше требования к АКБ. Для каждой категории дизельных авто подойдут определенные модели аккумуляторных батарей.
Малолитражки: Tyumen BatBear 55 A·ч о/п L, Mutlu 55 A·ч о/п L2.55.045.A.
Дизельные автомобили среднего класса: Tyumen Battery Asia 75 A·ч п/п D26R, VARTA Blue Dn. E23 (70 A·ч о/п) D26L, Topla Energy 60 A·ч п/п L2.
Внедорожники: ENERGIZER Plus 95 A·ч о/п 595 402 080 L5.