Аккумуляторы для автозвука- какой использовать?

 

Многих автолюбителей не устраивает звучание и функционал штатной аудиосистемы. Решение, казалось бы, довольно простое – заменить головное устройство, а вдобавок установить усилитель и сабвуфер.

Но вот тут-то и начинаются проблемы: штатная стартерная автомобильная батарея просто не справится с установленным дополнительным электрооборудованием и в итоге мы получим трудный запуск двигателя плюс искажение звука.

Выходом из сложившейся ситуации будет решение установить дополнительный аккумулятор для автозвука. При этом важно учитывать, чтобы емкость штатной и дополнительной батареи приблизительно совпадали.

Почему для автозвука нужно устанавливать второй АКБ в машину?

Стандартный стартерный аккумулятор предназначен для накапливания излишков энергии во время движения, обслуживания бортовой системы во время стоянки и запуска двигателя стартером. При установке дополнительного электрооборудования возрастает нагрузка на генератор во время работы двигателя.

А если Вы захотели послушать музыку на незаведенной машине, аккумулятор довольно быстро разрядится и запуск двигателя станет маловероятным.

Решением этой проблемы станет установка второй дополнительной батареи, к которой будут подключены сабвуфер, CD-чейнджер и усилитель – наиболее энергозатратные устройства.

Также туда можно запитать

  • электролебедку
  • дополнительное освещение
  • инвертор 12-220 вольт.

Сам же головной проигрыватель можно оставить подключенным в штатном порядке к основной батарее.

Зарядка дополнительной АКБ будет происходить от штатного генератора, который должен быть в идеальном состоянии. Более грамотным решением будет установка более мощного генератора вместо старого, чтобы он без труда смог зарядить два аккумулятора.

Также в эту систему рекомендуется установить специальное реле, которое в автоматическом или ручном режиме будет перераспределять зарядный ток от генератора на любую из батарей, в зависимости от их степени разрежённости.

В итоге мы получим стартерный АКБ, всегда готовый запустить двигатель, и полностью заряженный дополнительный, от которого запитана аудиосистема или другое оборудование.

Виды АКБ

Для установки дополнительного источника питания в автомобиле подойдут не все типы аккумуляторов. Обычный стартерный с жидким электролитом (WET) применять нельзя, поскольку он не предназначен для частой работы с циклами «разряд-заряд». Чтобы выбрать АКБ для автозвука, необходимо обратить внимание на технологию его производства.

Свинцово-кислотные (да и любые другие) аккумуляторы могут отличаться друг от друга не только емкостью и рабочим напряжением, но и технологией изготовления. Каждая технология имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим виды АКБ подробнее.

Свинцово-кислотные

По большому счету – все батареи являются свинцово-кислотными, но часто под этим названием подразумевается обычный WET аккумулятор с жидким электролитом.

Он может быть

  • кальциевый
  • сурьмянистый
  • обслуживаемый
  • герметичный

Суть одна: это стартерная батарея, предназначенная для запуска двигателя. Да, она недорогая по сравнению с другими видами, но при установке в виде дополнительной для запитки сабвуфера и усилителя достаточно быстро выйдет из строя.

Еще одним минусом является постоянное выделение сероводорода во время работы аккумулятора, поэтому в салоне её устанавливать нельзя.

«Жидкие» свинцово-кислотные — вечная классика

Аккумуляторные батареи, в которых электролит плещется в буквальном смысле слова, называют WET (мокрый). Это старшее поколение свинцово-кислотных аккумуляторов. Еще 20-30 лет назад практически во всех автомобилях устанавливались именно они. Сейчас такие АКБ встречаются намного реже, но не исчезли совсем.

Батарея имеет неплохие характеристики для своей цены, но требует обслуживания – периодической корректировки уровня и плотности электролита. Кроме того, этот тип батарей должен работать только в вертикальном положении.

В дополнение ко всему АКБ негерметична и в процессе работы может выделять взрывоопасные и вредные газовые смеси.

Недавно появилась новая разновидность «жидких» аккумуляторов — EFB. Эти батареи имеют больший срок эксплуатации, чем у WET, и легко переносят нечастые глубокие разряды. Дополнительно заметим, что существуют и необслуживаемые модели «жидких» аккумуляторов.

AGM — с абсорбированным электролитом

Absorbent Glass Mat – абсорбированное стекловолокно. Электролит в данном типе батарей пропитан в пористой стеклоткани, которая запрессована между пластинами. Другими словами – в ней не плюхается электролит в жидком состоянии. Отсюда потрясающая живучесть в зарядно-разрядных циклах. АКБ с этой технологией отлично подойдут в качестве дополнительной в машину.

Аккумулятор Banner Running Bull AGM (70 Ah) 720А. Срок службы доходит до 10 лет, они являются герметичными и необслуживаемыми. Очень хорошее решение при установке его как дополнительного аккумулятора.

К минусам можно отнести довольно высокую стоимость и чувствительность к качеству зарядного напряжения, которое должно быть в пределах 14,1 – 14,4 вольта.

В батареях, выполненных по этой технологии, тоже есть жидкий электролит, но он не плещется в ячейках, как в случае с WET, а пропитывает специальные маты из стекловолокна, расположенные между пластинами.

Такие АКБ могут работать в любом положении, кроме «вверх дном». АГМ батареи не требуют обслуживания и при правильной эксплуатации не выбрасывают в окружающую среду взрывоопасные и токсичные газы.

GEL — гелевые

Довольно часто гелевыми называют AGM аккумуляторы, рассмотренные выше. Но это не совсем так, а скорее – совсем не так.

Батареи GEL хоть и являются свинцово-кислотными, как и AGM, но электролит в них загущен с помощью специальных присадок до гелеобразного состояния. Благодаря этому внутреннее сопротивление пластин сведено к минимуму, а сами пластины гораздо толще обычных.

Гелевые АКБ также хорошо подходят для установки в качестве второй батареи в машине.

Аккумулятор Delta GX 12-90 (12V / 90Ah). Это идеальная тяговая батарея, способная работать от 10 до 20 лет при соблюдении особых условий: она не любит высокой температуры и очень чувствительна к зарядному напряжению – так же, как и AGM, да и цена на них довольно высока.

Наиболее молодая и прогрессивная технология. В этих АКБ электролит загущен до желеобразного состояния и не может пролиться, даже если батарея установлена «вверх ногами».

Благодаря герметичности гелевый аккумулятор не выбрасывает в окружающую среду вредных газов, а потому его устанавливают даже в салоне машины.

GEL-батареи некритичны к непродолжительным глубоким разрядам, имеют хорошее отношение габариты/емкость и длительный срок эксплуатации.

Быстро заряжаются, но, как и AGM, не терпят перезаряда. Стоят дорого, но успешно завоевывают популярность.

Литиевые (Li-ion)

Эта разновидность аккумуляторов не относится к свинцово-кислотным, но о ней стоит упомянуть хотя бы потому, что это наиболее перспективный и эффективный тип АКБ.

На литиевых элементах, к примеру, ездят современные электромобили, мопеды и лодки с электроприводом. Но встретить обычный автомобиль с литиевым аккумулятором в качестве стартерного сложно. Тем не менее двенадцативольтовые литиевые аккумуляторы существуют, и их можно использовать в авто для питания автозвука.

АКБ этого типа имеют отличное соотношение габариты/емкость, выдерживают большое количество циклов заряд/разряд, герметичны. Основное их достоинство – малый вес и отличная энергоемкость. Но популярности они так и не нашли, так как минусов у них целая куча.

Какой выбрать АКБ для автозвука?

Начнем наш анализ со всем известного свинцово-кислотного аккумулятора.

Всем известно, что для полного восстановления заряда аккумулятора, требуется определенное время поездить на автомобиле. И без всякого автозвука встречается множество автомобилей с не дозаряженными аккумуляторами.

В режиме постоянного недозаряда емкость аккумулятора неизбежно уменьшается, так как происходят необратимые процессы “высыхания” свинцовых пластин. В конечном итоге емкость снижается до уровня, недостаточного для запуска двигателя, и приходиться покупать новый источник питания.

Этот недостаток присущ всем традиционным автомобильным аккумуляторам с жидким электролитом. А теперь добавим в автомобиль систему с усилителем звука, мощной акустикой и сабвуфером. Нагрузка на штатный аккумулятор возрастет, чуть ли не в разы. И без того легко нарушаемый баланс разряда/заряда аккумулятора гарантированно смещается в сторону “хронической” недозаряженности.

Используя в качестве источника питания аудиосистемы штатный аккумулятор, вы всегда рискуете, в лучшем случае эффективностью работы усилителей, основная проблема заключается в том, что усилители не могут качественно работать при напряжении меньше 12 В и в моменты пиковых нагрузок (басы или сильный широкополосный сигнал) будут издавать малоприятные хрипы.

Следующим рассмотрим аккумулятор изготовленный по технологии Gel.

GEL – от слова «гель». Здесь совершенно другой принцип устройства электролита. Также есть два комплекта пластин – отрицательных и положительных, но вместо электролита между ними заливается специальный гель, когда он застывает, превращается в твердое вещество, с огромным количеством пор внутри.

Этот гель удерживает внутри электролит.

Благодаря тому, что он заполняет все поры и пространство внутри, пластины получаются, как бы обернуты в него, что увеличивает их срок службы, потому как они практически не осыпаются.

Пластины у GEL батарей также сделаны из чистого свинца, у которого нет высокого сопротивления, они также прекрасно набирают заряд и отдают большие токи в единицу времени.

У гелевых батарей увеличен срок службы, так средняя батарея может прослужить минимум 7 лет. «GEL» прекрасно справляются с глубокими разрядами (на 100%), они выдерживают от 340 до 400 таких циклов полного разряда или 550 – 600 циклов до 50%, и около 1300 глубина 30%.

Завершающим рассмотрим будет аккумулятор изготовленный по технологии AGM.

Самое первое это то, что нет жидкого электролита в понимании обычных аккумуляторов, тут он «закрыт» в специальных матах, которые выполняют роль, еще и диэлектрического разграничителя.

Пластины и «маты» находятся очень близко друг от друга, что позволяет поместить больше свинцовых пластин, при таких же объемах. Это повышает емкость аккумулятора.

Так как нет «жидкости» можно применять практически в любом положении, можно положить на любой бок. Из-за того что применяется очищенный свинец в пластинах обладает меньшим внутренним сопротивлением, что повышает характеристики заряда.

Так время полной зарядки сокращено примерно в 2 – 3 раза по сравнению с обычными жидкостными аккумуляторами. Выдерживают больше циклов «заряда и разряда», также более устойчивы к глубокому разряду. Срок службы больше увеличен до 10 лет.

Если в машине планируется установка аудиосистемы с мощными сабвуферами, штатный аккумулятор желательно заменить AGM-батареей или Гелевой т.к. усилители могут качественно работать при напряжении больше 12 В и в моменты пиковых нагрузок напряжение должно быть не ниже 13-14 В, иначе басы или сильный широкополосный сигнал будут издавать малоприятные хрипы.

Место установки дополнительного аккумулятора

Итак, мы выяснили, что для мощной нештатной аудиосистемы в автомобиль нужно установить дополнительный аккумулятор, произведенный по технологии AGM или GEL. Его емкость должна быть приблизительно равна емкости штатной батареи плюс-минус 20%.

Размещение дополнительной АКБ под капотом маловероятно – скорее всего там просто не найдется достаточного места и способа крепления.

Плюс ко всему, данные типы тяговых батарей не любят перегрева (в данном случае – от работающего двигателя), или придется проводить мероприятия по теплоизоляции АКБ.

Поскольку AGM и GEL практически не имеют вредных испарений, установить дополнительную батарею для автозвука можно или в багажнике, или в салоне.

Для уменьшения длины кабеля, идущего от АКБ к сабу и усилителю желательно их размещать рядом.

Этим вы понизите сопротивление силовых проводов и сведёте к минимуму линейные искажения звука.

Как подключить второй аккумулятор для автозвука

Установка второго аккумулятора для музыки должна производиться специалистами, понимающими в этом деле.

Еще один важный момент: раз в 6 месяцев необходимо отсоединять обе батареи и производить профилактическую подзарядку стационарным зарядным устройством, это поможет Вам избежать разности потенциалов двух аккумуляторов.

Новичку с задачей будет справиться сложнее, чем опытному автовладельцу. Если хочется добиться качественного звучания аудиосистемы, лучше сразу поставить второй АКБ, лучше GEL или AGM.

Правильное размещение

Ставить батарею следует вне салона.

Хорошо бы, если автопроизводители сразу выпускали машины с двумя источниками питания, но таких предложений мало. Это спецтранспорт или серьезные авто, например, Ford Transit, рассчитанные на дальние перемещения.

Есть несколько способов подсоединить резервный источник питания.

Параллельное подключение

Резервная батарея станет заряжаться только после того, как штатная расходует свой заряд

Метод один из простых – соединить плюсовые и минусовые клеммы. Но и здесь есть загвоздки. Все оборудование с салона подключается к штатной батарее. При этой схеме подключения энергия от второй батареи ко всем потребителям подается через «родную» АКБ.

Резервная батарея станет заряжаться только после того, как штатная расходует свой заряд. Судя по этому, проще вынуть основной источник питания, поставить на его место дополнительный и заводить двигатель с его помощью.

Есть еще одна особенность параллельного подключения – энергия от второй батареи к штатной передается до того момента, пока у обоих АКБ не будет одинаковый заряд.

Как итог, получается два источника питания с половинным зарядом. Это не есть хорошо – в таком состоянии они долго не протянут.

Подсоединение через диодный изолятор

Особо мощные потребители могут быстро посадить резервную АКБ

Задача изолятора – изолировать бортовую сеть и резервную батарею, к тому же он способен проводить ток только в одном направлении. Это устройство доступно в разных модификациях, стоит дорого и используется для подключения нескольких источников питания.

Подключение через изолятор позволяет запитать дополнительные устройства, включая автозвук, от дополнительной АКБ. Штатная в это время сохраняет свой заряд и используется для запуска двигателя. В ходе движения машины заряжаются обе батареи.

Но и здесь есть свои особенности. Особо мощные потребители могут быстро посадить резервную АКБ. А если в машине есть лебедка, работающая от штатного источника питания, то после разряда последнего приходится переставлять на его место резервный. Эти недостатки устраняет следующая схема.

Общая сеть

Сейчас продаются устройства, с помощью которых можно управлять несколькими батареями из одной цепи. То есть энергию автомобиль получает сразу из нескольких АКБ. Когда на одной упало напряжение, происходит переключение на другую. Зарядка – по тому же принципу.

Водитель может сам выбрать, какой аккумулятор должен работать в текущий момент. Некоторые модели оснащены сигнализаторами (оповещают о снижении уровня заряда).

Минус устройства – высокая цена. Стоит оно порой как самостоятельный новый источник питания.

Для фанатов автозвука установка второго АКБ – верное решение. Это позволит «выровнять» напряжения, из-за чего не будут слышны хрипы из усилителей. Да и штатный источник питания не будет перегружаться, ведь его основная задача – дать питание бортовой сети и работе стартера.

Евгений

Здравствуйте, меня зовут Евгений, более 7 лет я работаю в сервисе по замене аккумуляторов для различной техники, этот сайт я создал чтобы делиться полезной и практической информацией с вами! Буду благодарен, если вы опишите свой опыт или мнение в комментарии, надеюсь, что данная информация принесёт только пользу, сохраняйте сайт в закладки (Ctrl + D)

Оцените автора
Zariadit.ru
Добавить комментарий