Горячий аккумулятор в машине- причины

Кипение аккумулятора на машине – часто встречающаяся неисправность. Она может привести к отказу системы запуска двигателя, неисправности всей системы электропитания, коррозии элементов кузова, необратимым процессам разрушения аккумуляторной батареи.

Поэтому при эксплуатации автотранспортных средств важно вовремя обнаружить  данный и провести комплекс профилактических мер по предотвращению закипания аккумулятора.

Процесс кипения

Однозначно отнести кипение аккумулятора к физическому либо химическому процессу нельзя.  В состав электролитического раствора аккумуляторной батареи входит 35 – 37% серной кислоты.

Температура физического кипения концентрированной серной кислоты плотностью 1,84 г/см.куб. составляет 337 градусов Цельсия. Температура кипения дистиллированной воды, как известно, 100 градусов Цельсия. Температура физического кипения (образование пузырьков, состоящих из паров) электролита около 113 градусов Цельсия по справочным данным.

Под капотом автомобиля такой температурный режим возможен только в пробках в жаркое время года.

Наиболее распространенной причиной кипения является электролиз, то есть процесс электрохимического разложения воды на водород и кислород. Именно пузырьки этих газов, а не пары воды или серной кислоты выделяются в момент кипения аккумуляторной батареи. Такой процесс в определенных случаях возможен и при отрицательных температурах.

Последствия

В любом случае, неконтролируемый процесс кипения приводит к неисправности электрической системы автомобиля в процессе движения. Поэтому важно определить момент начала процесса кипения АКБ, вовремя принять меры по его предотвращению.

Признаки кипения АКБ

Прямой признак кипения аккумулятора – появление пузырьков газа на поверхности электролита. Определить это можно только сняв пробки аккумуляторных банок в обслуживаемых АКБ.

В необслуживаемых батареях визуальным методом определить момент закипания нельзя. В этом случае можно использовать косвенные методы контроля.

В момент кипения АКБ под капотом скапливается небольшое количество паров серной кислоты. Люди с хорошими обонятельными способностями могут распознать запах кипящего электролита.

Также можно определить момент кипения, приложив к корпусу аккумулятора медицинский стетоскоп. Однако в ремкомплекте рядового автолюбителя такой прибор вряд ли найдется.

Верный признак кипения или подкипания аккумулятора – наличие белого либо зеленоватого налета на клеммах аккумулятора, изменение цвета краски в подкапотном пространстве вблизи аккумуляторной батареи.

Наиболее продвинутые автолюбители для определения наличия испарений при кипении  к газоотводной трубке необслуживаемого аккумулятора прикрепляют надувной шарик.

Для того, чтобы диагностировать короткое замыкание пластин в обслуживаемых АКБ можно использовать ареометр (прибор для измерения плотности электролита). В неисправной банке показания ареометра будут существенно отличаться от показаний в исправных элементах.

Причины закипания электролита

Причинами могут быть неисправные компоненты машины, отказ аккумулятора и неправильные действия владельца автомобиля. Давайте рассмотрим эти причины подробнее.

Основной причиной перезарядки автомобильного аккумулятора является неисправный регулятор напряжения в бортовой сети. Как известно, напряжение от генератора зависит от текущих оборотов двигателя и изменяется с течением времени. Поэтому для стабилизации сетевого напряжения предусмотрен стабилизатор напряжения. В идеале напряжение, подаваемое на клеммы аккумулятора, должно составлять 12,9─13,4 В. На практике в большинстве машин это значение находится в диапазоне 14─14,3 В. Более высокое значение является хорошим поводом для проведения диагностики.

Если генератор изношен или неисправен, напряжение будет ниже установленных пределов. В этом случае аккумулятор не будет полностью заряжаться между запусками двигателя. Если напряжение превышает установленные пределы, процесс гидролиза воды в аккумуляторе резко активизируется. Как говорится, аккумулятор в машине закипел.

Поэтому периодически проверяйте это значение на клеммах аккумулятора с помощью мультиметра. Если напряжение превышает 14,3 В, срок службы батареи начинает быстро сокращаться. Если напряжение превышает 14,6 В, аккумулятор нельзя использовать в автомобиле. Требуется диагностика и ремонт.

Сульфатация пластин (отложение сульфата свинца на поверхности пластин) вызывает потерю емкости батареи. Следствием этого является неадекватная зарядка и быстрый саморазряд, из-за чего номинальное напряжение батареи может составлять менее 10 В.

При зарядке такой батареи протекает большой ток, что приводит к закипанию батареи.

Обратите внимание, что сильно разряженную батарею нельзя заряжать от генератора переменного тока автомобиля. Это может привести к закипанию аккумулятора и выходу из строя генератора переменного тока автомобиля

.

Если во время движения автомобиля одновременно подключено несколько энергопотребляющих систем (светофор, система отопления, вентилятор радиатора, кондиционер, мощная автомобильная аудиосистема и другие), автомобильный аккумулятор будет работать при повышенном токе нагрузки.

Мощности генератора переменного тока может быть недостаточно для восполнения заряда аккумулятора. Батарея начнет нагреваться, что может привести к ее закипанию.

Некоторые водители пытаются увеличить емкость аккумулятора, приобретая неоригинальный аккумулятор увеличенного размера. Это приводит к уменьшению зазора между аккумулятором и компонентами под капотом.

В таких случаях батарея не получает достаточного естественного охлаждения, что приводит к перегреву и закипанию батареи.

Такая ситуация наблюдается часто. Владелец автомобиля включает мультимедийную систему, отопление и другие потребители после выключения двигателя. В результате батарея сильно разряжается, и электролит в ней закипает при запуске и движении двигателя. Это связано с тем, что ток, протекающий от генератора к разряженной батарее, намного больше, чем к заряженной. Поэтому разряженный аккумулятор следует заряжать с помощью сетевого зарядного устройства с 0,1 от номинальной емкости.

Еще одна распространенная ошибка — использование аккумуляторов грузовых автомобилей. Автобусы, автомобили для общественных работ и большегрузные автомобили часто оснащаются 2 батареями. Однако они часто совершают ошибку, устанавливая батареи с разными значениями емкости или времени работы. Если они заряжаются одинаковым током, может случиться так, что одна батарея еще не заряжена, а другая уже перезаряжена, и батарея закипит.

Реле-регулятор разности потенциалов

Напряжение, которое вырабатывает генератор, зависит от оборотов коленчатого вала двигателя. Поскольку это значение постоянно меняется во время работы двигателя, необходимо устройство для стабилизации напряжения. Это регулятор напряжения. В рабочем состоянии он обеспечивает колебания номинального значения в диапазоне 12,9-13,4 В.

Измерять просто — на работающей электростанции подключите мультиметр к клеммам и посмотрите на напряжение постоянного тока на холостом ходу и в рабочем диапазоне 2 000-3 000 об/мин. Если значение близко к 14,3 В, это приемлемо, но желательно провести диагностику.

В качестве напоминания. Существуют электронные и электромеханические реле. Если первый вариант не требует технического обслуживания, то второй подлежит ручной регулировке.

Диодный мост

Разность потенциалов меньше нормальной — повод проверить диодный мост. Его задача — проводить ток в одном направлении, преобразуя переменное напряжение в постоянное. Неисправный узел способен подводить переменный ток к батарее, вызывая ее закипание.

В качестве напоминания. Низкое напряжение не всегда является признаком неисправности детали. Он также возникает при окислении земли.

Одним из возможных вариантов закипания батареи является неисправность самой батареи. Возможно, короткое замыкание привело к выходу из строя одного из «банков». Что происходит в этом случае?

Общее напряжение устройства снижается. В данном случае мы имеем напряжение значительно меньше 12 В. Затем происходит первичный перезаряд, и возникает вопрос — почему кипит аккумулятор старого автомобиля при работающем двигателе. Это может произойти по следующим причинам:

Определить неисправность очень просто. Просто измерьте разность потенциалов на отключенном изделии. Это будет меньше номинальной стоимости. Другой вариант — измерение плотности в камерах с помощью ареометра. В дефектном сосуде его значение не будет соответствовать 1,27 г/см ³.

Высокая температура

Эта проблема возникает в летний период. Температура под капотом горячего двигателя может достигать 100 градусов Цельсия. Для батарей рабочая температура составляет не более 50 градусов Цельсия. В этом случае дистиллированная вода просто испарится, и уровень электролита снизится.

Какие действия следует предпринять, если компьютер показывает, что аккумулятор вот-вот закипит во время движения?

Современные батареи достаточно надежны и безопасны. Кипяток на автомобиле случается очень редко.

Возможный заводской дефект нового аккумулятора

Начинающим водителям не лишним будет знать, что процесс кипения аккумулятора может также выявить, почему аккумулятор слишком сильно нагревается и почему его общее напряжение не соответствует необходимой норме.

Например, если в результате производственного дефекта в одной из банок происходит короткое замыкание, кипение как нормальный и естественный процесс происходит во всех пригодных для использования камерах батареи. При измерении плотности электролита ее значение в «мертвом» диапазоне не превышает 1,10 г/см3. Батарея с таким дефектом будет выдавать почти 10,5 В, вместо 12-13 В в состоянии покоя. Лучше не пытаться его ремонтировать, а вернуть в магазин или заменить на неисправный.

Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке?

Выделение газа не должно вызывать паники. Если аккумулятор кипит при зарядке, не стоит сгоряча отсоединять зарядное устройство. Газ, образуемый во время зарядки — это смесь кислорода с водородом, поднимающаяся в верхнюю точку ёмкости в виде пузырьков. Это явление и воспринимается большинством новичков как закипание аккумулятора.

Однако уровень электролита следует проверять, к обслуживанию нужно относиться внимательно! Когда аккумулятор кипит, то заряжается кипящим газом. Происходит выделение химических веществ в атмосферу, что легко может вызвать пожароопасную ситуацию, если вблизи есть открытые источники огня.

Если кипит аккумулятор постоянно, возможно, имеет место неисправность в электрике. Вероятно, батарея оказывается не в состоянии сохранять полученный ток. Такая АКБ закипает сразу же, не выдерживает и пяти часов необходимого заряда при максимальном токе.

Интенсивность выделения пузырей нарастает не стремительно, а постепенно. Можно определить процесс на слух — сначала различимо лёгкое шуршание, затем появляется бульканье. Мастера, специализирующиеся на ремонте аккумуляторов, настоятельно советуют прикрывать батарею во время зарядки во избежание разбрызгивания электролита.

Они же рекомендуют обращать внимание на время начала закипания. Если электролит в АКБ клокочет сразу после начала поступления тока или через несколько минут, это явный признак неисправности аккумулятора. Возможно, разрушены пластины внутри. Такую батарею использовать больше нельзя, она нуждается в квалифицированном ремонте или замене.

Перезаряд аккумуляторной батареи

Причины, по которым кипит аккумулятор в машине, бывают разными. Одна из них связана с перезарядом — уже полностью заряжённая батарея продолжается принимать ток. При нормальных условиях АКБ, набравшая требуемый зарядный ток, должна отключиться. Если измерить напряжение в этот момент, оно должно составить около 12.7 V — средний показатель практически для всех современных аккумуляторов.

Перезаряд батареи приводит к выкипанию воды — электролизу. Как известно, внутри аккумуляторной ёмкости присутствует не только серная кислота. Долю в 65% в составе электролита занимает вода. Из‐за химической реакции она распадается на молекулы водорода и кислорода и испаряется.

Специалисты утверждают, что перезаряд гораздо опаснее недозаряда, так как процесс сопровождается интенсивным кипением. Это приводит к снижению уровня электролита, оголению свинцовых пластин и их повреждению.

Причины перезаряда надо искать в следующем:

Короткое замыкание пластин

Самое неприятное, что может произойти с батареей. В этом случае новички‐автомобилисты спешат в магазин за новым аккумулятором. Опытные шоферы сначала показывают аккумулятор специалисту, который отвечает, почему кипит АКБ. За новую батарею придётся выложить не меньше 4–5 тысяч рублей, ремонт обойдётся в меньшую сумму.

Пластины аккумулятора «коротят» по следующим причинам:

Назовём также характерные признаки короткого замыкания аккумулятора:

Аккумулятор с замыкающими пластинами эксплуатировать возможно, но обольщаться слишком на этот счёт не стоит. Из‐за повышенного саморазряда батарею придётся чаще заряжать. В противном случае произойдёт сульфатация, пластины разрушатся.

Главная причина короткого замыкания батареи — длительный срок эксплуатации. Впрочем, нередко и сам автомобилист способствует сокращению ресурса изделия, проявляя халатность.

Перегрузка возникнет, если водитель «переборщит» с количеством потребителей автомобильного тока. Одновременное включение фар, печки, вентилятора и кондиционера отрицательно скажется на состоянии электросистемы. В таких условиях аккумуляторная батарея будет работать под большими нагрузками.

Опасность для батареи заключается в том, что мощности генератора может не хватить для восполнения заряда. Как следствие, произойдут нагрев и закипание электролита.

Новички-автомобилисты часто стремятся увеличить ёмкость АКБ, ошибочно полагая, что это позволит решить все проблемы с напряжением. Однако конструкция подкапотного пространства у каждого автомобиля своя. Если установить аккумулятор «не на своё место», проёмы для вентиляции не совпадут.

Очевидно, что если естественная система охлаждения не работает, батарея начинает быстро перегреваться и закипать.

Неправильная эксплуатация

От грамотности эксплуатации АКБ зависит срок её службы. Опытные автомобилисты, следующие заводским инструкциям в любой ситуации, не сталкиваются с поломками аккумуляторных батарей.

Что делать, если аккумулятор кипит при зарядке?

Если аккумулятор начинает кипеть во время зарядки, автомобилисту следует предпринять такие меры:

Знать, что конкретно нужно делать, когда кипит аккумулятор во время заряда, многого стоит. Новичкам это явно пойдёт на пользу, ведь часто неосведомлённость приводит к печальным последствиям. Помните, что аккумулятор — это чувствительная деталь машины, требующая заботы и внимания со стороны автовладельца. Не забывайте своевременно проверять его — лучше обращаться за проверкой в квалифицированный сервис, располагающий профессиональными тестерами.

Закипание аккумулятора на авто – редкое явление при нормальной эксплуатации машины. Если в АКБ закипел электролит, значит, вы некорректно эксплуатируете электрику транспортного средства, либо сама батарея неисправна, и требуется немедленное вмешательство специалиста, чтобы избежать неприятных последствий.

Чтобы восстановить работу источника электропитания и избежать серьезных проблем, следует точно установить причину: почему закипел аккумулятор? Необходимо также проверить нанесенный неисправностью ущерб и выбрать правильный способ ремона.

Необходимо принять меры в зависимости от причины закипания электролита. Если он перезаряжает аккумулятор автомобиля, необходимо отремонтировать регулятор напряжения или генератор переменного тока. Для этого вам необходимо обратиться к автоэлектрику. Регуляторы напряжения бывают механическими, электромеханическими и электронными. В зависимости от того, какой из них установлен в вашем автомобиле, специалисты заменят или отрегулируют его.

Отказы генератора обычно вызваны сгоревшими диодами и изношенными щетками. В зависимости от неисправности и состояния генератора переменного тока его ремонтируют или заменяют. В процессе эксплуатации нелишним будет периодически проверять напряжение, подаваемое генератором переменного тока.

Если неисправность кроется в самой батарее. Предположим, что аккумулятор закипел из-за короткого замыкания в одном из отсеков аккумулятора. В этом случае следует заменить батарею. Если батарея еще новая, ее можно вернуть по гарантии производителя батареи. Если гарантийный срок истек, вам, скорее всего, придется купить новую батарею. Ремонт автомобильного аккумулятора при коротком замыкании элементов в современных батареях чрезвычайно сложен.

При высоких температурах под капотом и испарении дистиллированной воды в летний период старайтесь чаще проверять уровень электролита. При необходимости долейте дистиллированную воду.

Аделя км
Оцените автора
Zariadit.ru
Добавить комментарий