Индикатор зарядки автомобильного аккумулятора- Обзор

Практически каждому владельцу автомобиля знакома ситуация, когда ни с того ни с сего машина не заводится, а в последствии выясняется, что причина в разряженном аккумуляторе. Чтобы избежать такого, нужно следить за уровнем заряда, а для проверки достаточно только заглянуть под капот.

Для чего нужен глазок у автомобильного аккумулятора

Многие автомобильные аккумуляторы оснащены специальным прибором, который измеряет и показывает степень заряженности батареи. Встроенный индикатор заряда находится на лицевой (верхней) стороне устройства и похож на глазок – посмотрев на него, автовладелец быстро понимает, что всё в порядке либо необходима подзарядка.

Интересно! Многие думают, что это лампочка, которая загорается разными цветами. Однако никакой лампочкой устройство не оснащено. Всё, что видит человек, заглядывая в глазок – это цветной шарик или пустота.

Как работает индикатор и насколько он точен

Под маленьким глазком скрывается встроенный аэрометр (прибор, измеряющий плотность жидкости). Внутри аккумулятора электролит и, измеряя его плотность, прибор сообщает, есть ли необходимость в зарядке.

Аэрометр представляет собой небольшую трубку, в конце которой находится поплавок в виде цветного шарика. Если аккумулятор заряжен хорошо, плотность электролита высокая, и шарик поднимается наверх. Именно его и видит автовладелец через лупу глазка.

При недостаточном заряде плотность электролита падает, и зеленый шарик тонет. Вместо него видна только трубка устройства черного цвета и глазок кажется черным. В некоторых аккумуляторах помимо зеленого есть еще и красный шарик. Именно он всплывает наверх при понижении плотности, сменяя зелёный.

Помимо недостаточного заряда в аккумуляторе может быть недостаток электролита. В таком случае в глазке видна поверхность жидкости, и индикатор приобретает белый цвет.

Погрешности в работе индикатора

Не стоит безоговорочно верить показателю индикатора и полностью на него полагаться. Судя по многочисленным отзывам автолюбителей, в его работе есть погрешности, и он не всегда показывает реальное состояние аккумулятора.

Автолюбители отмечают один недостаток такого индикатора – чтобы проверить заряд нужно открыть капот и заглянуть под него. Конечно же, гораздо удобнее, когда данные отображаются прямо в салоне автомобиля.

 

Глазок у аккумулятора предполагает три цвета – зелёный, белый и черный, в зависимости от заряда батареи и состояния электролита. В некоторых устройствах используется еще один цвет – красный. У каждого цвета есть своё значение, благодаря которому автолюбитель понимает, заряжен или разряжен аккумулятор.

Внимание! Не оставляйте АКБ полностью разряженным надолго, это может вывести его из строя.

Как работает индикатор заряда?

Индикатор на аккумуляторе, о котором шла речь выше, является простейшим ареометром. Он предназначен для отображения состояния АКБ и примерной оценки ее готовности к работе. Чтобы лучше понять, как им пользоваться, кратко рассмотрим принцип работы этого индикатора.

Глазок состояния аккумулятора

Такие индикаторы имеют разную конструкцию, но все имеют один принцип работы, основанный на всплытии поплавков при определенной плотности электролита. Рассмотрим однопоплавковую конструкцию.

Конструкция однопоплавкового ареометра

Предположим, плотность электролита (а это и есть среда), равняется нормальной, для заряженной АКБ – примерно 1.27. Шарик всплыл, а световод отобразил его присутствие на поверхности. Мы увидели зеленый «глазок» – батарея в порядке.

В процессе разряда аккумулятора плотность электролита в нем падает. В определенный момент (для шарика, конечно) она становится критической, и шарик тонет. Конусная линза-световод не видит его, а смотрит на корпус ареометра, который выполнен из черного пластика. Что это означает? В результате мы наблюдаем черный “глазок” – плотность электролита низкая, а значит, батарея разряжена до определенной степени. До какой – зависит от того, при какой плотности тонет шарик.

То есть у нас есть два варианта: батарея в норме или разряжена.

Но есть третий вариант: уровень электролита очень низкий. В этом случае независимо от плотности шарик никак не может добраться до своего места у световода, но свет отражается уже не от черного корпуса ареометра, а от пониженного уровня электролита. Мы видим совсем другой цвет. Обычно это белый, но при загрязнении электролита он может меняться от желтого до светло-серого. В любом случае спутать его с любым другим тестовым невозможно.

Демонтированный из АКБ однопоплавковый ареометр

Есть и еще один вариант ареометра – двухпоплавковый. Здесь в работе участвуют два шарика: зеленый и красный. Основное отличие от однопоплавковой системы – присутствие кольцевой призмы, передающей изображение на световод. Поднимаясь, шарик того или иного цвета оказывается в поле зрения призмы. Если он поднимется еще выше, то из ее поля зрения он уйдет.

Конструкция двухпоплавкового ареометра

В зависимости от плотности электролита в поле зрения световода оказывается тот или иной шарик, при критическом снижении уровня ни один шарик не виден: один располагается слишком низко, другой – чересчур высоко.

Обозначения цветов

А теперь разберемся, какие есть обозначения цвета индикатора на аккумуляторе. Как мы выяснили, цветов в зависимости от конструкции ареометра может быть несколько.

Зеленый цвет индикатора присутствует во всех типах ареометров. Если «глазок» имеет такой цвет, то с батареей все в порядке, она заряжена минимум на 80%. О состоянии АКБ можно не беспокоиться.

Красный

Красный индикатор на аккумуляторе означает, что уровень электролита слишком низкий. Требуется доливка воды и связанное с этим техническое обслуживание: зарядка, проверка плотности и т. п. Такой цвет может появиться только в двухпоплавковых конструкциях. Правда, тут возникает один существенный вопрос – как произвести все эти манипуляции в необслуживаемых батареях. Похоже, производители таких батарей с индикаторами просто издеваются.

Белый

Белый цвет индикатора означает необходимость либо долить воды, либо просто зарядить аккумулятор. Все будет зависеть от типа встроенного ареометра. В однопоплавковой системе это низкий уровень, в двухпоплавковой – низкий заряд.

Черный

В однопоплавковой конструкции черный “глазок” (“лампочка” не горит) означает низкий заряд батареи. Насколько он низкий, сказать сложно. В аккумуляторах российских производителей это порядка 70%. У зарубежных он может оказаться на уровне 40-50%. В двухпоплавковых ареометрах черного цвета нет. За низкий заряд отвечает белый цвет.

Полезно! Если индикатор не реагирует на наши действия с зарядкой/разрядкой, просто пробуем в буквальном смысле встряхнуть аккумуляторную батарею. Поплавки оживут и покажут реальное состояние АКБ.

Как узнать, какой ареометр установлен?

Для того чтобы узнать, какой ареометр установлен в батарее и на какой цвет ориентироваться, конечно, не нужно демонтировать прибор из АКБ. Для этого достаточно просто посмотреть на сопроводительные надписи, нанесенные рядом с индикатором, и сориентироваться в цветах.

Насколько точен индикатор?

Начнем с того, что индикатор отображает состояние только одной ячейки (банки). Что творится в остальных пяти, неизвестно. Кроме того, обычно индикатор устанавливают в средние ячейки, а они меньше подвержены износу, чем крайние.

Далее, поскольку ареометр имеет один-два поплавка, то ни о какой точности вообще речи быть не может. У отечественных производителей за низкий заряд принято 70% емкости, у зарубежных – нередко 50%. То есть более-менее точно узнать степень заряда в этих диапазонах просто невозможно.

Ну и, конечно, подобные ареометры имеют простую конструкцию. В них могут создаваться газовые пробки, шарик может «залипать», что приводит не только к большой погрешности, но и к полному отказу индикатора. Таким образом, доверять встроенному в аккумулятор ареометру не стоит. Взглянуть перед поездкой под капот машины можно, но нужно быть готовым, что состояние АКБ совсем не то, какое показывает «глазок».

На этом разговор о встроенных в автомобильные аккумуляторы ареометрах можно закончить. Теперь мы знаем, как он устроен, что показывает и насколько его показаниям можно доверять.

Владельцы автомобилей не обязаны знать тонкости электротехники и владеть искусством опытных аккумуляторщиков. Однако состояние батареи под капотом достаточно важно для надёжной работы автомобиля, и за ним желательно следить, не затрачивая много времени и средств на частые визиты к мастеру.

Для чего нужен глазок в АКБ автомобиля

Важнейшим критерием состояния АКБ является наличие достаточного количества электролита нормальной плотности.

Каждый элемент аккумуляторной батареи (банка) работает как электрохимический обратимый генератор тока, накапливая и выдавая электрическую энергию. Она образуется в результате реакций в активной зоне электродов, пропитанной раствором серной кислоты.

Свинцово-кислотная батарея при разряде образует из водного раствора серной кислоты сульфаты свинца из окиси и губчатого металла на аноде (положительном электроде) и катоде соответственно. При этом концентрация раствора падает, и при полном разряде электролит превращается в дистиллированную воду.

Этого допускать нельзя, полностью восстановить электрическую ёмкость аккумулятора после такого глубокого разряда будет затруднительно, если вообще возможно.

Говорят, что батарея засульфатируется – образуются крупные кристаллы сульфата свинца, который является изолятором и не сможет проводить к электродам ток, необходимый для зарядных реакций.

 

Из-за чего не горит индикатор на АКБ после заряда

Помимо конструктивной простоты, устройство ещё и не отличается надёжностью. Шарики ареометра могут не всплывать по разным причинам или мешать один другому.

Но вполне возможно, что индикатор действительно указывает на необходимость обслуживания батареи. Заряд прошёл нормально, электролит набрал высокую плотность, но его мало для срабатывания индикатора. Такое положение соответствует чёрному или белому цвету в глазке.

Но случается и другое – заряд получили все банки батареи, кроме именно той, где установлен индикатор. Такой разбег элементов при последовательном соединении случается у долго служивших аккумуляторов, которые не подвергались выравниванию элементов.

Разбираться с такой батареей должен мастер, возможно она ещё подлежит спасению, если это экономически оправдано. Работа специалиста стоит довольно дорого на фоне цен бюджетных аккумуляторов.

Встроенный в некоторые АКБ индикатор («глазок») предназначен для быстрого и удобного контроля её состояния. Он способен работать в 3-4 режимах: заряд в норме; батарея разряжена; глубокий разряд (не на всех моделях); недостаточный уровень электролита.

Чтобы сохранить ресурс АКБ, необходимо стремиться к тому, чтобы индикатор был зелёного цвета. Обычно добиться этого несложно.

Важное уточнение! Зелёный цвет индикатора означает, что аккумуляторная батарея заряжена на 65-100%. Однако считается, что длительная эксплуатация АКБ, заряженной менее, чем на 75%, существенно сокращает её ресурс. Некоторые производители лукавят, указывая на корпусе, что зелёный цвет — это более 75%. Но на практике сделать индикатор, который работал бы в таком узком диапазоне (75-100%), физически сложно.

Поэтому ориентироваться только на индикатор нельзя. Время от времени нужно оценивать состояние аккумуляторной батареи другими способами. Например, проверять плотность электролита ареометром или измерять напряжение на выводах (в статье по ссылке рассказано, как это делать правильно).

Почему индикатор не зеленеет после зарядки АКБ и что делать?

Когда аккумуляторная батарея эксплуатируется правильно, проблем с индикатором обычно не возникает. Его показания понятны и логичны. Но иногда пользователи сталкиваются с тем, что индикатор не зеленеет, хотя АКБ только что была заряжена от стационарного зарядного устройства. Связано это может быть как с невнимательностью пользователя, так и с особенностями работы современных аккумуляторов.

Существует 5 возможных причин, почему индикатор на заряженной АКБ не зеленеет:

Рассмотрим каждую из причин — почему индикатор не зеленеет, когда вроде бы должен, и как его «заставить» работать корректно.

Причина 1. Аккумуляторная батарея заряжена не полностью

С этой причиной часто сталкиваются владельцы дешёвых зарядных устройств. Особенно автоматических, которые сами «решают», когда и при каких условиях останавливать процесс.

Проблема в том, что некоторые зарядные устройства физически не способны полноценно зарядить АКБ. В моделях с ручным управлением такое бывает из-за примитивной схемотехники и крайне неточных амперметров и вольтметров. Плохое автоматическое зарядное устройство может оценивать текущие параметры зарядного процесса неправильно, завершая его раньше, чем нужно.

Что делать? Зарядить АКБ полностью при помощи нормального зарядного устройства. Узнать, полностью ли заряжен аккумулятор, можно несколькими способами. Например, по току заряда или плотности электролита — если в конце зарядного процесса они не менялись в течение двух часов, значит батарея заряд уже не принимает.

Причина 2. Низкий уровень электролита

Часто на индикатор смотрят не очень внимательно или при плохом освещении. Что при разряженной батарее, что при недостаточном уровне электролита — фон индикатора имеет красный цвет. Лишь по точке посередине можно понять разницу между этими режимами. Если она белая, значит электролита недостаточно. Даже если свинцовые пластины покрыты слоем электролита, это не означает, что его достаточно. Проверить уровень можно двумя способами.

  • Первый способ — при помощи прозрачной трубки. Её нужно опустить в электролит до пластин, зажать пальцем с другой стороны, и аккуратно вытянуть из аккумулятора. Длина жидкости в трубке должна быть 25 мм.
  • Второй способ — если позволяет конструкция батареи, можно посмотреть на токоведущие мостики, которыми соединяются соседние ячейки. Если они не погружены в электролит, значит его уровень ниже нормы.

Важно! Если уровень оказался недостаточным, ни в коем случае нельзя восполнять его электролитом. Доливать нужно дистиллированную воду. При этом следует добиться одинакового уровня во всех ячейках.

Сразу после доливки воды индикатор не позеленеет. Связано это со следующей причиной. Однако, если уровень был недостаточным, то цвет точки посередине после доливки воды должен поменяться с белого на чёрный.

Причина 3. Неравномерная плотность электролита

В силу конструктивных особенностей индикатор оценивает уровень и плотность электролита только в одной точке АКБ. После доливания воды в этой точке она оказывается практически в чистом виде. Но проблема эта существует даже в тех случаях, когда уровень электролита в норме, и воду в аккумулятор вы не доливали.

Обусловлено это конструктивными особенностями современных аккумуляторов. Дело в том, что свинцовые пластины помещены в сепараторы. Когда АКБ заряжается, плотность электролита в сепараторах повышается. Если заряд закончен без «кипения», более плотный электролит из сепараторов не смешивается с тем, который находится в верхних слоях, над пластинами.

Причина 4. Зависание индикатора

Чтобы шарики в колбе индикатора свободно перемещались, электролит в аккумуляторной батарее должен быть чистым. Если он мутный и со взвесями, то колба может засориться твёрдым мусором, который блокирует перемещение шариков. Проверить это можно на этапе измерения уровня электролита.

В новом аккумуляторе он кристально чистый. После 2-3 лет эксплуатации он может быть слегка мутным, что не должно влиять на работу индикатора. Если же электролит грязный, то это может быть причиной неисправности не только индикатора, но и всего аккумулятора.

На начальной стадии эту проблему можно временно устранить лёгким постукиванием по индикатору.

Причина 5. Сильная сульфатация

Сульфатация свинцовых пластин аккумулятора является отдельной большой темой, которая здесь рассматриваться не будет. Разберём только суть. Сульфатация бывает нормальной и необратимой. Ненормальная сульфатация происходит каждый раз, когда батарея разряжается. На пластинах образуется сульфат свинца. При заряде АКБ он распадается, за счёт чего повышается плотность электролита.

При необратимой сульфатации не весь сульфат свинца участвует в реакции, оставаясь на пластинах навсегда в виде твёрдых кристаллов серого цвета. Физически это означает, что в электролит не возвращается часть серы, из-за чего не достигается нормальная плотность. Соответственно, зелёный шарик не может всплывать в таком электролите и индикатор из-за этого не зеленеет.

Если проблема замечена на начальной стадии, её можно частично устранить.

Встроенный индикатор позволяет без инструментов контролировать текущее состояние аккумуляторной батареи. В зависимости от цвета он может указывать на нормальный или низкий уровень заряда, а также на недостаточный уровне электролита. Если индикатор не зеленеет при зарядке от стационарного зарядного устройства, тому есть простая причина, которую несложно выявить и устранить.

Евгений

Здравствуйте, меня зовут Евгений, более 7 лет я работаю в сервисе по замене аккумуляторов для различной техники, этот сайт я создал чтобы делиться полезной и практической информацией с вами! Буду благодарен, если вы опишите свой опыт или мнение в комментарии, надеюсь, что данная информация принесёт только пользу, сохраняйте сайт в закладки (Ctrl + D)

Оцените автора
Zariadit.ru
Добавить комментарий