Аккумуляторные батареи используются повсеместно. В обычных портативных устройствах аккумуляторы не нуждаются в дополнительном обслуживании. В случае автомобильных АКБ следует внимательно следить за ее состоянием и по необходимости доливать дистиллят. Чтобы сделать это правильно и не нанести непоправимый вред АКБ стоит знать, как долить дистиллированную воду в аккумулятор.
- Дистиллированная вода в аккумуляторе. Для чего нужна и сколько заливать?
- Что такое дистиллированная вода?
- Почему именно такое соотношение?
- Почему заливают воду в аккумулятор, а не электролит?
- Сколько воды добавлять в аккумулятор?
- Зачем нужна дистиллированная вода?
- Почему используется именно дистиллят?
- Почему испаряется вода и когда требуется заправка батареи?
- Доливка воды
- Как правильно заряжать аккумулятор?
- Как добавить воду в необслуживаемый аккумулятор?
- Зачем добавлять воду в аккумулятор?
- Как добавить дистиллированную воду в необслуживаемый АКБ?
- Чем заменить дистиллят
Дистиллированная вода в аккумуляторе. Для чего нужна и сколько заливать?
Для начала небольшое определение.
Дистиллированная вода в аккумуляторе – это обязательная часть электрохимической жидкости, попросту электролита, которая выполняет очень важную роль, а именно создает состав нужной плотности и свойств. Если не было бы воды в составе, то аккумулятор не работал, так как нужно.
Что это значит? ДА все просто — электролит состоит из 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды. Если залить просто серную кислоту, то ее «бешеная» концентрация просто расплавила бы все свинцовые пластины (пусть не сразу, но она бы сделала это точно). Вода понижает концентрацию до нужного предела, тогда кислота начинает работать в созидание, а не разрушение. Также при таком соотношении, начинают происходить процессы накопления электричества в электролите, при заряде. Что потом позволяет этот заряд тратить.
Что такое дистиллированная вода?
А действительно, что это такое? Если честно, то это вопрос 6 — 7 класса общеобразовательной школы, где начинают глубоко копаться в физике и химии.
Это не что иное, как просто «H2O» – то есть чистый состав воды, всего два атома водорода и один кислорода. Нет никаких примесей и солей – абсолютная чистота.
Если ответить на вопрос – почему нельзя в аккумулятор заливать обычную воду из «под крана», то ответ очень простой:
Состав, который течет у нас с вами из под крана, сложно назвать «дистиллятором» ведь в составе не только пресловутый H2O, но еще и куча всяких примесей, а особенно солей, извести (в малых концентрациях), хлора и т.д.
Если ее залить в АКБ, то неизбежно оседание этих примесей на свинцовых пластинах аккумулятора, что приведет к уменьшению емкость батареи. Таким образом, обычная вода просто погубит ваш аккумулятор, поэтому лить ее нельзя.
Почему именно такое соотношение?
Сейчас многие могут задать вопрос — почему именно такое соотношение кислоты и дистиллированной воды? ТО есть одна массовая доля кислоты и две массовые доли воды.
Это сочетание выведено опытным путем, через достаточно большое количество тестов.
Почему заливают воду в аккумулятор, а не электролит?
Также все просто – при работе, батарея разогревается (также нагрев происходит летом, в жару), при зарядах банки могут кипеть. В этих моментах из аккумулятора улетучивается дистиллированная вода – ведь это ее нормальное состояние (испарение при нагревании, просто превращается в пар). А вот кислота остается, она не «летучая» — соответственно концентрация кислоты растет, а концентрация воды падает. Плотность может вырасти и до 1,4 г/см3. Для того чтобы привести электролит внутри АКБ в нормальное состояние нужно восполнить эту испарившуюся воду, поэтому мы ее и добавляем, кислота то в нужной пропорции.
Если добавить электролита, то вы просто смешаете, скажем — 1,4 и 1,27 (который вы приобрели) и у вас получится примерно 1,33 г/см3 – чего уже много! Помним об осадке солей и разрушении пластин.
Так что добавлять нужно именно дистиллированную воду, для нужной плотности, а никак не электролит! При смешении она образует нужную для работы плотность.
Запомните это правило! Справедливости ради – воду добавляли только в обслуживаемые АКБ, потому как испарение там просто огромное. А вот необслуживаемые батареи, не требуют за собой такого тщательного внимания, ведь там она находится в закрытом герметичном корпусе – жидкость испаряется, поднимается вверх банки и затем опять выпадает в осадок – цикл замкнулся.
Сколько воды добавлять в аккумулятор?
Как мы уже с вами разобрались, если необслуживаемая батарея – то практически нисколько, вы можете прокататься хоть пять лет и ни разу не заглянуть в него — это нормально! Но вот если ваш АКБ обслуживаемый, то есть откручиваются пробки сверху вам нужно постоянно наблюдать за уровнем.
Сколько дистиллированной воды добавлять вопрос сложный – ведь в каждом отдельном случае, это будет своя величина. Она может колебаться от емкости аккумулятора, ведь чем АКБ больше, тем больше в нем электролита, а значит воды, добавлять нужно больше.
Я вам советую всегда в машине иметь литровую бутылку (на моих старых машинах она у меня уходила за 1,5 – 2 месяца — летом, зимой за 3 – 4 месяца) – запомните если уровень электролита упал и ваши банки оголились, это критичное состояние, нужно срочно понять уровень для того чтобы закрыть пластины. Иначе они могут нагреться и осыпаться.
Короткое видео какой должен быть уровень.
Запомните дистиллированная вода это своего рода залог долгой работы вашей батареи, без нее не возможна работа! Это нужно понимать, при испарении из банок обязательно добавляем, и не обычную воду из под крана, а именно «дистиллят» — тогда ваш АКБ прослужит долго, весь заявленный производителем срок.
Все знают, что нужно доливать воду в аккумулятор, но не каждый понимает, когда это можно делать и в каком количестве. Как известно, этими качествами обладает свинцово-кислотная батарея. В процессе эксплуатации вода неизбежно испаряется, поэтому наступает момент, когда уровень воды оказывается ниже положенного и ее необходимо восполнить. Почему она убавляется и как доливать воду в аккумулятор? На эти и другие вопросы ответим далее.
Зачем нужна дистиллированная вода?
В аккумулятор производитель заливает не чистую кислоту, а раствор. Он на 65% состоит из дистиллированной воды и на 35% из серной кислоты. Данное соотношение обеспечивает оптимальную плотность электролита и работоспособность батареи в целом. Серная кислота является весьма активным химическим веществом, которое в большом количестве постепенно разрушает свинцовые клеммы. Она нужна для запуска реакции окисления и восстановления оксида свинца, которая запускается движением электронов, но при этом разбавлять ее нужно так, чтобы химический процесс быстро запускался от небольшого перевеса. Именно поэтому дистиллированной воды в источнике постоянного тока должно быть определенное количество. Больше — реакция окисления и восстановления будут протекать намного медленнее, меньше — будет ускорен процесс окисления свинцовых электродов.
Что такое дистиллированная вода? Дистиллят представляет собой обычную воду без примесей, не содержащую никаких дополнительных веществ. По сути, это самый эффективный разбавитель, который можно использовать для разрежения любых кислот. Так как в растворе химический состав остается неизменным, а испаряется только вода, то и доливать следует только H2O в чистом виде, без примесей. Это восполнит мольное количество вещества и восстановит работоспособность АКБ — пусть не полностью, но с большей интенсивностью.
Почему используется именно дистиллят?
Количество дистиллированной воды должно быть точно выверенным, иначе батарея работать в полную мощь не будет. Важным фактором работы источника питания автомобиля является плотность вещества. То есть, в 1 см3 должно быть строго определенное количество активного компонента. В данном случае, таковым является кислота, и ее должно быть не более 1,4 г в указанном объеме. Кислота не способна испаряться, поэтому доливать воду нужно ровно в том объеме, который испарился. Но как правильно определить, сколько нужно добавить дистиллята в аккумулятор?
Почему испаряется вода и когда требуется заправка батареи?
Заправка жидкостью аккумулятора свинцово-кислотного типа с сурьмянистым электродом должна выполняться в обязательном порядке. Но, как правило, доливка дистиллированной воды требуется только на 4-5 году эксплуатации, когда источник питания уже изрядно изношен. И это не означает, что его пора выбрасывать. С необслуживаемым, по всей видимости, так пришлось бы поступить, потому что повлиять на его работоспособность невозможно. В нем протекают необратимые химические процессы, которые исправить можно только в определенных ситуациях.
На протяжении всего срока службы уровень воды должен оставаться неизменным на статическом значении. Если он падает, то имеет место проблема в батарее автомобиля или в цепях зарядки источника тока. Необходимо выполнить диагностику, чтобы найти проблему, а пока необходимо долить воду в аккумулятор.
Снижение плотности электролита в аккумуляторе — неизбежный процесс. Такое состояние возникает по следующим причинам:
Содержащаяся в электролите вода имеет температуру кипения 99 градусов и замерзания 0 градусов, поэтому ей свойственно испаряться. Кислота же кипит при 300 градусах и начинает замерзать только при -40, поэтому ее концентрация постоянно меняется.
Доливка воды
Нормой считается уровень, при котором зеркало раствора над пластинами составляет не менее 5 мм. Добавлять воду на глаз крайне не рекомендуется, потому что слишком разбавленная концентрация также нехорошо. Батарея не будет выдавать нужный нам ток и не наберет полную емкость. Необходимо правильно рассчитывать количество доливаемой жидкости.
Сначала, перед заливкой, необходимо произвести измерения Электролита плотности в АКБ. Сделать это можно при помощи ареометра. Это специальный прибор, внутри которого плавает запаянная стеклянная колбочка с металлом, на наружной колбе есть шкала.
По ней можно узнать показатель плотности. Если она окажется завышенной, то доливка вернет источник питания к нормальной жизни. Если плотность занижена, то добавление дистиллята никак ее не восстановит. Концентрация кислоты снизится еще, что приведет к большему разряду батареи. Именно по этой причине следует предварительно изучить характеристики вещества.
Как правильно заряжать аккумулятор?
Основной причиной повышения плотности электролита является неправильная зарядка, которая введется с большим током, чем положено. Он не должен превышать 10% от всего, то есть, если емкость батареи составляет 100 А/ч, то номинальный ток — 10 А. Увеличение зарядного тока в любом случае приведет к порче источника питания.
Существует такое состояние, как сульфатация пластин. Если ваш АКБ уже ей подвержен, то он гарантированно будет кипеть даже при малом увеличении номинального значения тока. Если такое состояние наблюдается с вашей батареей, нужно выполнить переполюсовку АКБ и затем на длительное время поставить на зарядку на малый ток. После каждого закипания обязательно проследите за уровнем электролита в банках.
Как добавить воду в необслуживаемый аккумулятор?
Вначале хочу отметить, я уже много раз добавлял «дистиллят» в необслуживаемый аккумулятор по своему методу, и если дело было именно в нехватке уровня, он восстанавливал свои характеристики и начинал работать чуть ли не по номиналу
Зачем добавлять воду в аккумулятор?
При работе, при зарядах, внутри банок аккумулятора происходит процесс электролиза (многие называют процесс кипения, но это не совсем правильно).
Также летом под капотом +70, +80 градусов, что также способствует испарению дистиллированной воды из АКБ. Со временем уровень падает, оголяя пластины
Уходит именно вода, серная кислота остается в банках. Чтобы восстановить характеристики батареи (емкость, пусковой ток и напряжение), вам нужно восполнить уровень. Банально добавить «дистиллята»
Лично я наблюдал, что при понижении уровня, может падать напряжение аккумулятора
Сейчас есть две конструкции АКБ, это так называемые обслуживаемые и необслуживаемые. Принцип работы у них похож, но немного отличаются пластины внутри:
У «обслуживаемого» – они сделаны с добавлением СУРЬМЫ (Sb), она добавляется для прочности, но минус в том, что процесс электролиза начинается уже в 12,7 – 13,0В. Соответственно вода в банках теряется и ее постоянно нужно добавлять. Для этого сделаны сверху пробки
У «необслуживаемого» — пробок сверху нет. В пластины этого АКБ, добавляют Кальций (Ca), также для прочности. Процесс электролиза тут менее явный, и он проявляется только при 14,4 – 15В. То есть потеря жидкости минимальна. Поэтому конструкторы решили, убрать пробки сверху
НО по моей практике, все же влага из необслуживаемых аккумуляторов уходит, да не так быстро как из обычных, но через 5 – 7 лет, уровень может критически упасть. Водитель подумает, что просто пришло время его менять, а вот и нет. Просто добавьте «дистиллята», зарядите АКБ и характеристики могут восстановиться
Постараюсь объяснить доступным языком – смотрите, у необслуживаемой батареи верхняя крышка сделана по другой технологии, нежели на обычном АКБ. Под ней располагается определенный лабиринт, задача конденсировать в ней водяные пары, которая поднимаются из банок и возвращать обратно вниз. Как бы замкнутая система.
Если вы оторвете эту верхнюю крышку, то работу этого «лабиринта» вы нарушите. Батарея уже не будет правильно работать. ДА и приклеить, как то приделать обратно, у вас уже не получится!
Такая же ситуация если вы сверху сверлите отверстия, герметичность крышки опять страдает, пары влаги будут уходить наружу.
Вы можете задать вопрос? А как же влага уходит, если есть эта лабиринтная крышка? Все очень просто – система не на 100% герметичная, по бокам аккумулятора есть как бы два отверстия (клапана) которые могут скидывать пар.
Делается это на случай, если у вас сломается генератор, и он постоянно будет заряжать АКБ, а тот будет кипеть. Именно через эти отверстия и уходит дистиллированная вода
Как добавить дистиллированную воду в необслуживаемый АКБ?
Я пользуюсь одним, на мой взгляд, правильным методом – сверление боковой стенки аккумулятора, ближе к верхней крышке.
Хочу предупредить — есть батареи с прозрачным корпусом, который вы можете просветить фонариком, вы можете посмотреть уровень и если он упал, пластины оголились, только тогда нужно сверлить. Если уровень в норме, а аккумулятор, не заряжается, значит дело в другом. Возможно сульфатация пластин.
Опять же из опыта, иногда входит достаточно много дистиллята, более литра. Это хороший знак – скорее всего дело именно в воде.
После этого заряжаем аккумулятор, зачастую характеристики возвращаются. Не всегда, но такое бывает часто.
Только так правильно добавляется дистиллированная вода в необслуживаемый аккумулятор, верхнюю крышку вообще нельзя трогать, просто забудьте про нее.
Нужно ли, когда то по новой добавлять дистиллята? Скорее всего нет. Потому как первый раз вы делаете эту процедуру минимум через 5 лет, второй раз — скорее всего ваша батарея не доживет до него
Сейчас интересное видео, смотрим
Дистиллят или дистиллированная вода — это жидкость без примесей. Такое вещество является чистой водой, в которой не содержится соли, минералы и примеси. Благодаря этому подобная жидкость не способна проводить электрический ток и является диэлектриком.
Дистиллированную воду доливают в аккумулятор потому что она там изначально содержится вместе с некоторым количеством серной кислоты. Кислота выступает в роли проводника, а вода просто разбавляет ее до необходимой концентрации. В совокупности эти жидкости представляют собой электролит.
Но вода в процессе эксплуатации батареи имеет свойство испаряться и ее процентное соотношение по отношению к кислоте уменьшается. В ходе чего повышается плотность электролита. Именно поэтому автомобилисты довольно часто самостоятельно восполняют уровень содержания дистиллята в аккумуляторе.
Чем заменить дистиллят
Довольно часто на просторах интернета можно встретить разные жидкости, которыми предлагается заменить дистиллированную воду. Среди них отмечаются следующие:
Считается что в такой жидкости нет минералов и солей.
Некоторые считают, что после нагрева воды до 100 градусов она становится дистиллированной.
Встречаются мнения что обычная водопроводная питьевая вода не способна навредить аккумулятору, и он вполне работоспособен и с такой жидкостью.
Принято считать, что после заморозки в воде не остаются примеси и соли.
На самом же деле дистиллированную воду нельзя заменить ничем. При любых действиях с жидкость нельзя на 100 процентов избавится от минералов, солей и других примесей. Это практически невозможно без применения специальной техники и приемов. Водопроводная или дождевая вода даже после пребывания в другом агрегатном состоянии не способна очиститься от абсолютно всех примесей.
В талой воде и собранной во время дождя все равно будут содержаться грязь и пыль. После залива в АКБ эти примеси осядут на поверхности пластин уменьшая их рабочую площадь. В кипяченой, а тем более обычной воде всегда присутствуют соли и минералы. Такие вещества нарушают стандартные свойства электролита, а также откладываются на пластинах АКБ если использовать ее вместо дистиллированной.
Можно попробовать сделать дистиллированную воду самостоятельно. Но намного легче и менее энергозатратнее приобрести жидкость в автомобильном салоне. Она стоит очень дешево и хранится долго. Одной небольшой канистры хватает на продолжительный срок.
Важно! Заливка дистиллята в аккумулятор должна производиться, когда батарея стоит на ровной горизонтальной поверхности. Это позволит корректно проверить уровень
Доливка дистиллированной воды для выравнивания плотность электролита в автомобильном аккумуляторе достаточно простая процедура. Но все равно не стоит пренебрегать простыми методами безопасности, как защитные очки и перчатки.