Каждый автовладелец хоть раз, но сталкивался с тем, что аккумулятор полностью разрядился, вследствие чего машина не заводилась.
Автомобильный аккумулятор осуществляет работу главных узлов электрической системы. Как и любое устройство, аккумулятор имеет свойство разряжаться. Для его зарядки требуется зарядное устройство.
- Как правильно заряжать автомобильный АКБ и сколько времени для этого требуется?
- Зачем нужно заряжать автомобильный аккумулятор?
- Как проверить уровень зарядка автомобильного аккумулятора?
- Сколько заряжать автомобильный аккумулятор?
- Расчет времени зарядки автомобильного аккумулятора
- Время зарядки аккумулятора в зависимости от различий
- Виды заряда
- Зарядка автомобильного аккумулятора при постоянном токе
- Зарядка автомобильного аккумулятора при постоянном напряжении
- Ускоренная подзарядка автомобильного аккумулятора
- Как правильно использовать зарядное устройство
Как правильно заряжать автомобильный АКБ и сколько времени для этого требуется?
Правила
Основными правилами зарядки автомобильного аккумулятора являются:
- Проверка фактического уровня заряда;
- Подготовка аккумулятора;
- Соблюдение этапов зарядки и ее продолжительности;
- Соблюдение правил техники безопасности.
Зачем нужно заряжать автомобильный аккумулятор?
Автомобильный аккумулятор играет немаловажную роль в автомобиле. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы он был заряжен. Разрядка аккумулятора происходит, если долгое время были включены потребители электрической энергии, а двигатель находился на холостом ходу или был заглушен. К примеру, возникает разрядка, если автолюбитель забыл выключить фары или продолжительное время слушал музыку при заглушенном двигателе.
Также аккумулятор разряжается при замыкании в электропроводке автомобиля. Если автомобиль зачастую находится с отключенными клеммами, то в таком случае тоже придется осуществлять подзарядку аккумулятора.
Как проверить уровень зарядка автомобильного аккумулятора?
Уровень заряда аккумулятора желательно проверять не менее двух раз в году. Первый раз – весной, а второй – осенью. Если придерживаться советов по техническому обслуживанию аккумулятора, то потом не придаётся думать, как его зарядить.
Если случилось так, что аккумулятор разрядился, следует провести внеплановую проверку. Для этого первым делом следует обратить внимание на индикатор, установленный на большинстве моделей АКБ. Уровень зарядка определяется по его цвету. Если цвет красный, то необходима зарядка, а если зеленый, то аккумулятор имеет достаточный уровень зарядки или полный.
Напряжение аккумулятора проверяется так:
- На мультиметре выставляют режим 20В;
- Затем замеряют напряжение в состоянии покоя и под нагрузкой. Чтобы измерить напряжение под нагрузкой необходимо завести автомобиль;
- Номинальное напряжение аккумулятора равно 12В. Под нагрузкой – не более 9В.
Сколько заряжать автомобильный аккумулятор?
Если электролит начинает закипать, то автомобильный аккумулятор считается полностью заряженным. В среднем время зарядки аккумулятора составляет около 9 часов, но это значение является примерным. Продолжительность зарядки АКБ зависит от его фактического уровня заряда.
Специалисты не советуют выполнять сильные перезаряды устройства, так как на свинцовой пластинке образуется накипь, после которой аккумулятор восстановить не представляется возможным. Чтобы избежать этого, рекомендуется периодически производить замер плотности электролита, особенно в зимний период. Летом же подзарядка аккумулятора выполняется, когда его емкость составляет 50 %, а зимой – 25 %.
По окончании зарядки, аккумулятор необходимо помыть и хорошо высушить, поскольку на его корпус капает кислота или грязь. Такие дефекты необходимо устранять, как только они появились, в противном случае они могут способствовать разрядке АКБ, так как его корпус пропускает напряжение. В таком случае, аккумулятор необходимо промыть содовым раствором. Выполнять это следует очень аккуратно, чтобы вода не попала в банки аккумулятора.
Процесс зарядки аккумулятора несложный, стоит лишь соблюдать правила техники безопасности и тогда он будет сложить долго и бесперебойно.
Расчет времени зарядки автомобильного аккумулятора
Чтобы определить, сколько часов заряжать автомобильный аккумулятор, необходимо воспользоваться следующей формулой:
Т=С/I+10%,
где Т – время зарядки;
С – емкость аккумулятора;
I – мощность зарядного устройства;
10% — потеря энергии в виде тепла.
Основные этапы подготовки автомобильного аккумулятора к зарядке:
- Первым делом снимают клеммы, отключив питание от бортовой сети. Отсоединяют АКБ и устанавливают на место для зарядки;
- Очищают клеммы от загрязнений, смазочного материала и окислений. Это позволит улучшить контакт в процессе зарядки и эксплуатации;
- Корпус аккумулятора вытирают, тем самым понижая его тепловую нагрузку. Для этого используют сухую мягкую ткань, которая предварительно смочена в растворе из нашатырного спирта и соды в пропорции один к одному;
- Аккуратно выворачивают крышки банок аккумулятора или отсоединяют заглушку. Этот этом является важным, так как при закрытой крышке пары электролита могут просочиться наружу и внутри АКБ образуется опасное давление;
- Проверяют количество электролита в банке. Если его недостаточно, то заливают каждую банку дистиллированной водой до полного покрытия внутренних пластин;
- Перед зарядкой АКБ визуально осматривают поверхность корпуса. Следует обратить его целостность. Если на корпусе присутствуют нарушения или повреждения, то не следует его ремонтировать и заряжать. В таком случае стоит обратиться в специализированную компанию по обслуживанию автомобильных аксессуаров.
Аккумуляторная емкость, рекомендованная для автомобилей, бывает следующей:
- Для легковых автомобилей – 55Ah (1 – 1,6 л);
- Для кроссоверов – 60Ah (1,3 – 1,9 л);
- Для джипов — 66Ah (1,4 – 2,3 л);
- Для малых грузовых — 77Ah (1,6 – 3,2 л);
- Для большегрузов — 200Ah (7,5-17 л).
Время зарядки аккумулятора в зависимости от различий
Существует два типа автомобильных аккумуляторов:
- Обслуживаемый;
- Необслуживаемый.
Отличие этих типов аккумулятором заключается в количестве ампер для его зарядки. Обслуживаемые аккумуляторы, оснащенные прямым доступом к банкам, в которых контролируется уровень, плотность и цвет электролита. Это помогает правильно осуществить обслуживание и ремонт аккумулятора.
На корпусе необслуживаемого автомобильного аккумулятора крышка герметично закреплена. Доступ в его банки невозможен. В некоторых моделях аккумуляторов есть индикатор заряда, по которому видно уровень заряда. Аккумуляторы называются необслуживаемыми, поскольку никаких манипуляций с ними провести невозможно, кроме как подзарядки.
Основной особенностью необслуживаемых аккумуляторов является то, что вода из устройства никуда не испаряется, даже в процессе подзарядки, поскольку попадает в системы фильтрации клапанного механизма верхней крышки. А когда в аккумуляторе вода остывает, она оседает обратно в банки. Однако, пластинки при частом или продолжительном перезаряде разрушаются, что приводит в неисправное состояние АКБ, вследствие чего цвет электролита становится багровым. В таком случае аккумулятор не перестает держать заряд и передавать заявленный ампераж, поэтому его необходимо будет заменить на новый.
Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы имеют долгий срок службы в отличие от обслуживаемых.
СОВЕТ: современный рынок автомобильных аксессуаров содержит около 70% необслуживаемых АКБ. Чтобы выбрать оптимальный и долговечны аксессуар, следует выбирать проверенные фирмы, которые предоставляют гарантию. Они могут быть более высокой ценовой категории, однако прослужит около 7 лет.
Виды заряда
Зарядка автомобильного аккумулятора при постоянном токе
Зарядка АКБ при постоянном токе осуществляется в несколько этапов. Для зарядки используют регулируемые вручную зарядные устройства, а процесс следует контролировать. Обслуживаемы АКБ необходимо заряжать при токе, который составляет до одной десятой от его расчетной ёмкости. Если расчетная емкость автомобильного аккумулятора составляет 55Ah, то заряжают их при постоянном токе в 5,5А. в данном случае АКБ будет заряжаться около 9 – 10 часов. Снижение силы тока увеличивает время зарядки, а увеличение – сокращает. Однако, стоит обратить внимание на то, что зарядному устройству можно выставить только лишь 30% от расчетного тока, т.е. (55Ah*10%)+30%=7,15А. Соответственно, максимальный ток, который можно использовать при зарядке АКБ емкость 55Ah, составляет 7,15А.
Первый уровень заряда аккумулятора – зарядное устройство дает возможность установить ток, который рассчитывается по вышеуказанной формуле для определенного аккумулятора. Зарядку АКБ следует завершить по достижению им напряжения расчетного уровня 14,4В.
Второй уровень заряда аккумулятора – при постоянном напряжении 14,4В необходимо уменьшить значение тока в 2 раза, т.е. с 5,5А до 2,75А, с 6А до 3А. На протяжении всего времени зарядки, следует контролировать процесс.
Третий уровень заряда аккумулятора – в момент, когда АКБ начнет получать напряжение 15В, то следует уменьшить силу тока. На зарядном устройстве выставляется 1,375А (для емкости АКБ 55Ah). Определение значения силы тока осуществляется по формуле – (емкость АКБ*10%)/4. Затем необходимо АКБ заряжать некоторое время, производя контроль напряжения каждые два часа. Если мультиметр не отображает повышения напряжения, зарядку можно завершить.
Невозможно сказать сколько нужно заряжать полностью разряженный автомобильный аккумулятор, потому как время зависит от его емкости, качественных характеристик и способности принимать заряд.
Зарядка автомобильного аккумулятора при постоянном напряжении
В настоящее время все чаще изготавливают зарядные устройства по этому принципу. Установленное напряжение поддерживается на протяжении всего процесса зарядки аккумулятора автоматически, а индикатор показывает его уровень. АКБ заряжается равномерно, без скачков напряжения. Данный способ отлично подходит для всех видов автомобильных аккумуляторов. Сколько нужно заряжать автомобильный аккумулятор при постоянном напряжении? Получить ответ на данный вопрос сложно. Поскольку особенность конструктивного исполнения АКБ заключается в автоматическом управлении подачи напряжения на клеммы. Что касается аккумулятора, то внутреннее сопротивление снижается пропорционально снижению силы тока и росту зарядка емкости. Как только сила дока достигает значения 200мА, то устройство автоматически выключается. За процессом зарядки АКБ нет необходимости наблюдать.
Для зарядки автомобильного аккумулятора на 80% потребуется напряжение 14,4В и времени не менее суток. Если аккумулятор заряжается с напряжением 15В, то через сутки зарядка достигнет 90%. А 100% заряда можно достичь при напряжении 16В и времени более суток.
Ускоренная подзарядка автомобильного аккумулятора
В данном случае вопрос о количестве времени АКБ считается некорректным. Поскольку данный способ подзарядки применяется в том случае, когда необходимо достичь заряда для разового пуска двигателя автомобиля.
Выше была упомянута формула (С*10%)+30%. Это и есть ускоренная подзарядка АКБ для ручного регулирования зарядного устройства. Автоматические устройства оснащены режимом Boots, за работой которого необходимо следить. Для зарядных устройств первого и второго уровня время подзарядки одинаково и составляет 20 минут.
Следует обратить внимание, что при таких способах в АКБ происходит разрушение пластинок и прочие негативные процессы.
Как правильно использовать зарядное устройство
Как определить, что заправка аккумулятора началась? Необходимо посмотреть на ключевые показатели тока. Если они увеличиваются, то зарядка АКБ
идет полным ходом. Движение ионов между пластинками активизировались, сульфат свинца начал растворяться. В таком случае необходимо отсоединить защитное устройство от автомобильного аккумулятора и запустить двигатель поворотом ключа. Двигатель запуститься, а генератор начнет превращать механическую энергию в электрический ток.