Как проверить аккумулятор автомобиля: способы, рекомендации по выполнению своими руками

Одним из важных агрегатов автомобиля, требующих проверок является аккумулятор.

Исправное его состояние и работоспособность очень важны, поскольку за счет аккумулятора происходит запуск автомобиля

и от него же питаются электроэнергией все системы автомобиля – фары, мультимедийная система и пр.

Как проверить аккумулятор автомобиля. Способы

Существует несколько способов проверки уровня заряда аккумулятора автомобиля:

  • Визуальный внешний осмотр устройства;
  • Измерение напряжения мультиметром;
  • Проверка аккумулятора автомобиля вилкой;
  • Проверка уровня электролита автомобильного аккумулятора.

Проверка уровня электролита автомобильного аккумулятора подходит только для обслуживаемых. Но несмотря на это существует ряд способов как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

Визуальный внешний осмотр аккумулятора автомобиля

Перед покупкой важно проверить все составляющие автомобиля. Аккумулятор не является исключением. АКБ представляет собой коробку прямоугольной формы, которая наполнена электролитом и оснащена двумя проводами – плюсовой и минусовой. Они ведут к блоку-распределителю. От этой «небольшой коробочки» питается весь автомобиль и его системы.

При визуальном осмотре устройства необходимо обратить внимание на целостность элементов и на чистоту контактов. Есть несколько внешних факторов, присутствие которых может сразу оповестить автолюбителя о том, в каком состоянии находится аккумулятор и нужно ли его заменить:

  • Грязные контакты – для хорошей работоспособности автомобильного аккумулятора необходимо, чтобы контакты были чистыми. В противном случае, грязь на контактах говорит о старости устройства, а грязь будет препятствовать корректной эксплуатации;
  • Окисление проводов – простым взглядом на клеммах можно увидеть налет, который называется окислом. Он появляется в том случае, когда электролит протекает. Электролит – это кислота, которая заполняет пространство автомобильного аккумулятора. Если она протекает и попадает на контакты, это может привести к снижению площади контакта и к снижению работоспособности АКБ;
    простым взглядом на клеммах можно увидеть налет
  • Трещина на корпусе аккумулятора – корпус аккумулятора должен быть целым. Пластмассовый корпус, в котором содержится электролит, не должен иметь повреждений и трещин. Это тоже видно при визуальном осмотре без использовать специального оборудования. Трещины могут появиться в результате плохой фиксации или тонкого и хрупкого материала корпуса, особенно если эксплуатация происходила при низких температурах;
  • Все эти дефекты, кроме трещин и повреждений, можно убрать с помощью мягкой ткани. Автомобильный аккумулятор всегда должен быть в чистом состоянии, в противном случае токопроводящий налет будет способствовать быстрой разрядке устройства и снижению эксплуатационных характеристик.

Помимо визуального осмотра можно осуществить запуск двигателя автотранспорта. Если долгое время автомобиль простаивал на морозе, то показательным будет запуск двигателя «на холодную». Если автомобиль завелся с первого раза и легко, то аккумулятор исправен и прослужит еще ни один год, а если он не завелся или завелся со скрежетом и натужно, фары и приборная панель имеют неяркий свет, то такой аккумулятор подлежит замене. Перед заменой его можно проверить специализированными приборами, чтобы точно убедиться в его неработоспособности. Возможно, его необходимо зарядить.

Измерение напряжение автомобильного аккумулятора мультиметром

Мультиметр – это устройство, который имеет два щупа, один из которых выкрашен в красный цвет, а другой – в черный. Чтобы привести мультиметр в действие и измерить напряжение аккумулятора, следует прислонить красный щуп к плюсовой клемме, а черный – к минусовой.

Проверка напряжения тестером проводится без нагрузки. В том случае, когда аккумулятор полностью заряжен, показатель на мультиметре составит 12,6 – 12,9В. Это считается нормальным значением, которое должен выдвать аккумулятор при полной зарядке. Если вдруг при проверке напряжения произошла путаница с цветами щупа, то мультиметр будет показывать ту же цифру, но со знаком «-».

Если двигатель автомобиля запущен в работу, то тестером можно проверить напряжение аккумулятора, однако, стоит учесть, что проверка будет осуществляться вместе с генератором, а также выполнится проверка исправности регулятора напряжения. Когда двигатель работает, показатели могут быть выше – 13 – 14В. Если показатель ниже нормального напряжения, будет говорить о проблемах с зарядкой аккумулятора, а если выше, то в аккумуляторе начинает развиваться процесс электролиза воды.

Также по напряжению можно определить уровень разрядки автомобильного аккумулятора. Если напряжение составляет 12,5В говорит о его заряженности на 90%, 12,1 – 50%, 12 – 10%.

Измерять напряжение аккумулятора рекомендуется «на холодную», поскольку работающий или недавно заглушенный автомобиль могут завысить показатель и привести владельца в заблуждения.

Мультиметром проверяют уровень заряда автомобильного аккумулятора, однако, он не может показать полную «картинку» о его работоспособности. Поэтому специалисты рекомендуют для более точной проверки устройства использовать нагрузочную вилку.

Обозначение показаний мультиметра при работающем двигателе

Показание мультиметра, В Обозначение
Менее 13,4 Пониженное напряжение. Аккумулятор заряжен не полностью
От 13,5 до 14,2 Номинальный показатель
Более 14,2 Повышенное напряжение. Аккумулятор разряжен полностью

Пониженное напряжение говорит о недозаряде автомобильного аккумулятора, которое вызвано неработоспособным или работающим с перебоями генератором или окисленными контактами.

Повышенное напряжение указывает на разряженность автомобильного аккумулятора. Происходит это из-за продолжительного простоя автомобиля. Как правило, через несколько минут подзарядки, напряжение на аккумуляторе нормализуется. Если нет, то выход аккумулятора из строя обуславливается проблемой в электрооборудовании, которое может привести к вскипанию электролита.

Обозначение показаний мультиметра при неработающем двигателе

Показание мультиметра, В Обозначение
11,7 Аккумулятор полностью разряжен
От 12,1 до 12,4 Аккумулятор заряжен на 50%
От 12,5 до 13,2 Аккумулятор полностью заряжен

Как проверить автомобильный аккумулятор нагрузочной вилкой?

Нагрузочная вилка – это инструмент, обладающий высокой точностью измерения, но крайне редко используется в «ручном» обращении, поскольку его применяют в специализированных сервисах. Главным достоинством нагрузочной вилки является абсолютно точный результат.

Данное приспособление очень схож с мультиметром по принципу работы. Вилка также подключается к выводам автомобильного аккумулятора, но дает ток короткого замыкания. Нормальное напряжение аккумулятора, как говорилось выше, не должно превышать 13В. При проверке нагрузочной вилкой осуществляется имитация работы стартера, благодаря чему напряжение проседает в момент ее работы.

Максимальное падение напряжения в моменте не должно быть менее 9В. В противном случае, принято считать, что устройство село на ноль. После снятия нагрузки, показатель напряженности должен вернуться к первоначальному значению. Если под нагрузкой напряжение снижается до 5В или до 3В, то это означает, что АКБ не способен привести двигатель в рабочее состояние.

Заменить аккумулятор на автомобиле рекомендуется уже в том случае, если напряжение просело до 9В.

На заметку: нагрузочная вилка подает напряжение на клеммы аккумулятора около 200А. Поэтому не рекомендуется ее использовать для проверки устройства при низких температурах. Оптимальными условиями для использования вилки в домашних условиях считается температурный диапазон от 25 до 35 градусов Цельсия выше ноля.

Если на автомобильный аккумулятор подать напряжение при низких температурах, то это приведет к его полной разрядке.

По результатам показаний нагрузочной вилки можно узнать о состоянии автомобильного аккумулятора.

Показания нагрузочной вилки, В Процент заряженности, %
Менее 10,2 100
9,6 75
9 50
8,4 более 7,8 25
0

Как проверить уровень электролита в автомобильном аккумуляторе?

Данный способ является надежным и удобным, однако, подойдет только для обслуживаемых аккумулятором. Проверка уровня электролита – процесс сложный, однако позволяет узнать точную информацию о состоянии аккумулятора и его «начинке».

Чтобы провести проверку необходимо снять аккумулятор и полностью очистить его от пыли и грязи. Сделать это можно мягкой тканью или ветошью, грязь или незначительная коррозия можно очистить с помощью средства для мытья стекол на основе аммиака.

способ является надежным и удобным

Затем необходимо открыть пробки заливных отверстий, поддернув отверткой. Под этими отверстиями располагаются шесть заливных отверстий. Уровень электролита в аккумуляторе определяют визуально. Если во всех отверстиях уровень одинаковый, то аккумулятор находится в работоспособном состоянии, а если жидкость не покрывает пластинку, то следует добавить дистиллированную воду.

Специалисты рекомендую проводить данную процедуру постоянно, поскольку при каждом заряде автомобильного аккумулятора, электролит разлагается на водород и кислород. Если не производить регулярную проверку, то через некоторое время аккумулятор выйдет из строя.

Нормальным уровнем электролита в автомобильном аккумуляторе считается тот, который превышает высоту пластинок на 1 сантиметр или ниже горловины заливного отверстия на 3 миллиметра. Если это необходимо, то в обслуживаемый автомобильный аккумулятор доливают дистиллированную воду, однако стоит учесть, что если на АКБ есть отметка «необслуживаемый», или на определенной модели АКБ производители не рекомендуют доливать дистиллированную воду, остается только проверить его одним из вышеперечисленных методов и, если это необходимо, то заменить на новый.

Как проверить плотность электролита автомобильного аккумулятора?

Для проверки изменения плотности электролита аккумулятора необходимо подготовить ареометр. Если следует опустить в заливное отверстие АКБ и посредством груши набрать необходимое количество электролита, чтобы поплавок свободно болтался, а после зафиксировать уровень электролита по шкале ареометра.

Плотность электролита полностью заряженного аккумулятора, г/см3 Плотность электролита г/см3, при уровне разреженности аккумулятора,%
25 50
1,29 1,25 1,21
1,28 1,24 1,20
1,26 1,22 1,18
1,24 1,20 1,16
1,22 1,18 1,14

Снижение плотности на 0,01 г/см3 от нормального значения соответствует потере емкости на 5 – 6%.

Особенностью данного измерения является изменение плотности электролита в различные времена года. Также плотность будет разной в зависимости от сезона и среднесуточной температура за окном. Однако стоит ориентироваться на средние показатели.

Сезон Среднемесячная температура в январе Полностью заряженный аккумулятор Заряд аккумулятора
25% 50%
-50С … -30С Зима 1,30 1,26 1,22
Лето 1,28 1,24 1,20
-30С … -15С Круглый год 1,28 1,24 1,20
-15С … +8С Круглый год 1,28 1,24 1,20
0С … +4С Круглый год 1,23 1,19 1,15
-15С … +4С Круглый год 1,23 1,19 1,15

Как ухаживать за автомобильным аккумулятором?

Чтобы избежать преждевременного выхода из строя автомобильного аккумулятора, необходимо регулярно проверять его заряд и уделять должный уход. Для этого производится зачистка клемм. При сильных морозах аккумулятор следует заносить в теплое помещение. Некоторые заводы-изготовители советуют заряжать АКБ раз в несколько недель, обуславливая это тем, что потребление тока превышает само заряд.

Евгений

Здравствуйте, меня зовут Евгений, более 7 лет я работаю в сервисе по замене аккумуляторов для различной техники, этот сайт я создал чтобы делиться полезной и практической информацией с вами! Буду благодарен, если вы опишите свой опыт или мнение в комментарии, надеюсь, что данная информация принесёт только пользу, сохраняйте сайт в закладки (Ctrl + D)

Оцените автора
Zariadit.ru
Добавить комментарий