Аккумулятор для любой машины имеет диапазон условий эксплуатации, которые производитель гарантирует как беспроблемные. И это действительно так, если вы не практикуете крайние показатели этих диапазонов и следите за АКБ.
Но признаемся, гораздо чаще мы просто устанавливаем новый аккумулятор и больше не любуемся на него до поры до времени, пока он не начинает подавать сигналы об износе.
Но иногда такое отношение приводит к очень неприятному последствию, когда кипит аккумулятор на машине. Произойти это может по ряду причин, поэтому давайте разбираться.
Кипит аккумулятор на машине – причины
Кипение аккумулятора это в прямом смысле процесс кипения электролита. Приводят к нему несколько причин:
- Нарушение техники перезарядки АКБ.
- Эксплуатация с нарушениями правил обслуживания.
- Высокие температуры окружающей среды.
- Короткое замыкание пластин.
ВАЖНО: кипение аккумулятора не всегда сопровождается обильным паром, чаще всего это неприятный запах и бурление с брызгами рядом с крышкой АКБ. Именно поэтому иногда не все автомобилисты могут вовремя замерить, что аккумулятор закипел и нужно предпринимать меры.
Неправильная перезарядка
Касается эта проблема по большей части именно нарушений в системе перезаряда непосредственно в автомобиле, а не вне его. Приводит к данной проблеме поломка в реле напряжения бортовой сети. Цель реле корректировать напряжение заряда, не давая генератору попросту сжигать АКБ во время работы. И когда реле выходит из строя, то генератор попросту провоцирует процессы гидролиза в батарее, а не полноценно заряжает его. Как следствие нарушения баланса в электролите в итоге приводит к закипанию. При чем касается это обоев типом аккумуляторов – обслуживаемых и необслуживаемых.
Поэтому чтобы не задаваться вопросом почему кипит аккумулятор на машине при езде и вообще не сталкиваться с такой проблемой – периодически проверяйте мультиметром напряжение на клеммах. Если прибор покажет 14,3В и больше – требуется диагностика работоспособности реле напряжения и его ремонт.
ВАЖНО: когда вы заряжаете АКБ вне машины многие неопытные в этом вопросе автолюбители начинают думать, что выделение газа это и есть кипение. Это не так, потому что если ваше зарядное устройство не самодельное, то выделение кислорода с водородом в умеренных количествах без брызг – нормальное явление. Именно поэтому зарядку АКБ вне машины настоятельно рекомендуется проводить в проветриваемом помещении, а также не использовать самодельные зарядные устройства. Ну а если аккумулятор явно кипит – проверьте плотность электролитической жидкости и произведите доливку соответствующего результатам проверки раствора.
Недобросовестная эксплуатация
Ошибки в эксплуатации у грузовых и легковых автомобилей разные. Для легковых это неправильный запуск – сначала начинают включать всю мультимедиа, подогрев зеркал, сидений и только потом запускается двигатель. Кипеть аккумулятор начинает из-за того, что ток от генератора для разряженного аккумулятора выше, чем для имеющего заряд. Обезопасить себя можно только привычкой сначала запускать двигатель, а потом начинать использовать все остальные опции вашего авто.
Для большегрузов проблема чаще всего в другом – на борту устанавливается 2 аккумулятора, но не всегда это делается одномоментно одинаковыми моделями или хотя бы разными, но с идентичным характеристиками и требованиями к эксплуатации. И чаще всего кипит пара АКБ с разной ёмкостью – потому что постоянно кто-то из них уже заряжен, а кто-то наоборот заряд ещё недополучил, а генератор старается, продолжает заряжать отстающего. Так и получается, что дна АКБ ещё в процессе, а вторая уже кипит от перезаряда.
Высокие температуры окружающей среды
Большинство производителей дают максимум в 35 градусов, но под капотом машины в такую жару температура ещё выше, а значит аккумулятор уже существует за рамками своих возможностей. Даже из необслуживаемых АКБ при таких условиях вода всё же испаряется, а оставшийся электролит не выносит перегрева при нарушении плотности и кипит.
Короткое замыкание пластин
Короткое замыкание в бортовой сети не всегда сразу убивает АКБ, оно может вызвать критическое повреждение одного из элемента (банки), тем самым снижается вольтаж на величины отмершего элемента. Но генератор и реле об этом не знают и подают на батарею привычное напряжение. Для аккумулятора оно уже становится избыточным, как следствие он кипит.
Бороться с этим сложно, но если уж у вас произошло короткое замыкание в бортовой сети, то после выяснения его причины и устранения проблемы, следует провести диагностику аккумуляторной батареи.
Последствия закипания аккумулятора в машине
Самое главное последствие закипания – изменение характеристик аккумуляторной батареи автомобиля. Кипение и испарение воды в конечном итоге меняет состав электролита, а значит функционирование запчасти меняется – снижается емкость, сульфатация пластин идет в ускоренном темпе. Если АКБ кипит регулярно, то пластины неизбежно разрушаются и стремительно осыпаются.
Ещё одно неприятное последствие кипения аккумулятора в машине – окисление токоотводов из-за испарений. А если электролит не только кипел, но и булькал проливаясь через крышку, то в радиусе разбрызгивания обязательно начинает образовываться плёнка, к которой как к родной липнет грязь. Всё это ведёт ещё и к увеличению скорости саморазряда АКБ.
Вывод один – после закипания аккумулятор будет постепенно саморазрушаться и в итоге откажет совсем. При чем сделает он это вне зависимости от сезона.
Экстренные меры, когда кипит аккумулятор на машине
Все меры зависят от причины кипения. Если вышло из строя реле-регулятор, то здесь экстренно предпринять ничего нельзя, кроме как дать АКБ остыть и сразу же ехать на станцию технического обслуживания. Грамотный электрик вам проведет не только диагностику, но и указав на место возникновения проблемы качественно её устранит. А вот закипевший аккумулятор в любом случае придется поменять.
ВАЖНО: любому кипящему аккумулятору нужно время на остывание. Ехать и кипеть нельзя. Это самая основная мера при возникновении проблемы.
Если АКБ начал кипеть в следствии вашего привычного режима: сначала включу всё, что есть, а потом запущу двигатель – здесь, кроме как менять привычки, вам ничего не поможет – все ваши аккумуляторы иначе так и будут заканчивать свой век вскипая раньше истечения времени нормального функционирования.
Если же вы эксплуатируете свой транспорт в условиях повышенных температур, то здесь вам остаётся только регулярный контроль уровня электролита и его плотности и беспрепятственное проветривание подкапотного пространства во время езды.