Практически каждый автолюбитель попадал в ситуацию, когда аккумуляторная батарея (АКБ) оказывалась разряженной. И хорошо, если после ее зарядки все приходит в норму, – просто недоглядели. Но разряженной батарея может оказаться и из-за неисправности. В этой статье мы рассмотрим основные неисправности АКБ, их признаки и причины возникновения. А заодно попробуем устранить некоторые из них.
- Средний срок службы автомобильного аккумулятора
- Перечень основных проблем и неисправностей
- Почему происходит быстрый саморазряд
- Закипает электролит
- Сульфатация пластин
- Короткое замыкание
- Окисленные клеммы и плохой контакт
- Очистка клемм щеткой
- Переполюсовка при подключении к бортовой сети
- Повреждения и трещины на корпусе
- Как проверить исправность аккумулятора
- С помощью мультиметра или вольтамперметра
- С помощью зарядного устройства
- Уровень электролита и его плотность
- Самый точный способ — проверка нагрузочной вилкой
- Химическое наполнение акб бывает
- Причины поломки и списания
- Срок эксплуатации аккумулятора
- Основные неисправности АКБ
- Повышенный саморазряд
- Трещины в корпусе
- Неисправности АКБ для списания
- Процесс списания
- Как проверить аккумулятор
- Правила ухода за аккумулятором
- Шесть признаков неисправности аккумулятора автомобиля
- Шесть предупреждающих знаков для автомобильных аккумуляторов
- Основные признаки умирающего аккумулятора автомобиля
- Аккумулятор просто сел
- Аккумулятор пора менять
- Заключение
- Признаки неисправности аккумулятора автомобиля
- Признаки неисправности аккумулятора автомобиля при образовании сульфатов
- Метод устранения сульфатации пластин
- Замыкание разнополюсных пластин
- Признаками короткого замыкания являются следующие
- Как избежать короткого замыкания пластин
- Подтекание электролита
- Саморазряд АКБ
- Причинами ускоренного саморазряда батареи являются
- Перезаряд батареи
- Обслуживание аккумулятора автомобиля
- Аккумулятор должен быть чистым
- Очищать вентиляционное отверстие в крышках банок
- Уровень электролита в аккумуляторе
- Проверка крепления аккумулятора
- Очистка клемм аккумулятора
- Проверка плотности электролита
- Длительное хранение АКБ
Средний срок службы автомобильного аккумулятора
Реальный срок службы аккумуляторной батареи определить довольно сложно. На ее «долголетие» влияет очень много факторов. Тут и качество, зависящее от производителя и материалов, и режим эксплуатации (мороз, частая разрядка и пр.), и то, как автомобилист следит за аккумулятором своего автомобиля. Он может его глубоко разрядить или разморозить в первый же месяц после покупки, а может внимательно следить за уровнем и плотностью электролита, не допускать глубокого разряда и перезаряда. В этом случае батарея прослужит многие годы.
Важно! В среднем АКБ нормального качества служит 6-7 лет. Конечно, бывает, что они «гибнут» через 2-3 года (в основном из-за низкого качества и нарушения условий эксплуатации), а случается, что «живут» до 10 лет и более.
Перечень основных проблем и неисправностей
А теперь рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности аккумулятора автомобиля, причины выхода его из строя и возможные способы их устранения.
Почему происходит быстрый саморазряд
Саморазряд – это потеря емкости батареи, не подключенной к нагрузке. Обычно уровень саморазряда исправного аккумулятора составляет не более 0.5% в сутки. Но при неисправности он может увеличиться до 5 и даже 10 %. Признаком большого саморазряда является невозможность завести автомобиль после относительно небольшой (3-7 суток) стоянки, поскольку аккумулятор разрядился сам по себе.
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Причиной такой ситуации может быть не только высокий саморазряд, но и неисправность бортовой сети или некорректное подключение потребителей, которые берут энергию даже при выключенном зажигании. Поэтому, прежде чем покупать новую батарею, необходимо разряженную зарядить и снять с автомобиля. Если она быстро сядет, то тут да, саморазряд.
Если батарея относительно новая, то основными причинами повышенного саморазряда будут:
Первые три проблемы, если АКБ обслуживаемая, устраняются заменой электролита. Полностью заряжаем батарею, сливаем старый электролит, промываем каждую ячейку (банку) дистиллированной водой. Заливаем новый электролит (кроме второго случая) с плотностью, соответствующей заряженной АКБ.
Полезно! Если батарея необслуживаемая, то либо покупаем новую, либо делаем ее обслуживаемой, просверлив заливные отверстия в каждой ячейке. Подробно на этой операции останавливаться не будем – вся информация по этому поводу есть в интернете.
Теперь этот аккумулятор стал обслуживаемым – главное, знать, где сверлить, и не просверлить пластины или конденсационные лабиринты
Осыпание пластин, если оно незначительное, можно устранить тщательной промывкой аккумулятора дистиллированной водой. После промывки заливаем только свежий электролит. Шансов устранить проблему немного, но они есть.
Промывка АКБ водой
Если между клеммами много грязи, то через нее будет идти ток. Еще хуже, если грязь пропитана парами электролита, а она обязательно будет. Лучше, конечно, до этого не доводить, но если такое случилось, то промываем корпус слабым раствором соды, потом водой. Именно промываем тампоном, кистью или чистой тканью, а не «купаем» АКБ.
Ничего странного, что такая АКБ имеет большой саморазряд
Закипает электролит
Закипает, конечно, фигурально. Просто наблюдается сильное газовыделение, но электролит не кипит из-за высокой температуры. Тут причин может быть две:
В первом случае происходит перезаряд и начинается разложение воды на кислород и водород. Во втором случае батарея не в состоянии взять заряд, поскольку сульфат, покрывающий пластины, не дает нормально взаимодействовать им с электролитом. В этом случае происходит тот же эффект электролиза и «кипение».
В принципе, говорить о неисправности батареи можно только во втором случае. В первом нужно просто отремонтировать реле-регулятор или генератор. Ну а засульфатированную АКБ, конечно, придется заменить, поскольку все методы десульфатации малоэффективны и особо не спасают.
Сульфатация пластин
Сульфатация – это покрытие пластин сульфатом свинца. Теоретически во время разрядки сульфат образуется всегда. Но если эксплуатировать батарею неправильно, в частности, часто и глубоко разряжать, то сульфата нарастает столько, что электролит не может добраться до пластин. В такой ситуации говорить о нормальной емкости и хорошем пусковом токе не приходится.
Пластины засульфатированной АКБ
Признаки такой неисправности аккумулятора – катастрофическая потеря емкости, невозможность дать большой ток для пуска двигателя и, как уже было отмечено выше, вскипание электролита при зарядке. В сети есть множество советов по десульфатации, но они малоэффективны и могут помочь только при относительно слабой сульфатации, да и то лишь частично. Обычно все эти методы просто убивают АКБ окончательно. Поэтому бороться с сульфатацией не имеет смысла. Лучше купить новую батарею. Все равно эта работать толком не будет.
Короткое замыкание
Имеется в виду замыкание пластин в одной из ячеек. При этом напряжение на всей батарее даже в заряженном состоянии падает до 10-10.5 вольт. Это и понятно: одна из ячеек является перемычкой и не выдает положенные 2 вольта. Обычная причина короткого замыкания – осыпание пластин либо от старости, либо из-за неправильной эксплуатации. Бороться с этой проблемой несложно технически, но положительный результат получается относительно редко и только в том случае, если пластины не развалились окончательно и не замкнули все напрочь, а просто чуть посыпалась обмазка.
Тем не менее все же стоит попробовать промыть батарею дистиллированной водой. При такой промывке аккумулятор, залитый водой примерно до половины, встряхивают, чтобы взболтать осадок, и резко переворачивают, сливая воду. Промывку делают несколько раз. Если осыпавшиеся частицы небольшие, возможно, их удастся вымыть. Но повторимся, такое случается нечасто и при начальном осыпании обмазки. После промывки заливаем свежий электролит, заряжаем батарею в несколько этапов, периодически замеряя плотность и при необходимости ее выравнивая.
В принципе, можно промыть только замкнувшую банку – все легче трясти. А определить, какая ячейка неисправна, несложно. Ставим батарею на зарядку и смотрим, какая ячейка в конце зарядки кипеть не будет. Это и есть виновница торжества.
На заметку. Стоит иметь в виду, что если АКБ уже посыпалась, то даже в случае удачной промывки “жить” аккумулятору осталось недолго.
Есть и еще одна причина замыкания – деформированный или поврежденный корпус. В этом случае, конечно, никакая промывка не поможет. Внимательно осматриваем АКБ на предмет вздутия или повреждения. Если таковые имеются, то все же придется отправляться в магазин. Впрочем, если повреждения невелики, то их можно попытаться устранить, но об этом чуть позже.
Замыкание вызвано вздутием, которое, скорее всего, произошло из-за перезаряда или низкой температуры
Окисленные клеммы и плохой контакт
Эта проблема возникает практически на каждом автомобиле, если за ним не следят, а открывают крышку моторного отсека только тогда, когда машина не заводится. И только для того, чтобы подергать наконечники на свечах. Но АКБ требует такого же ухода, что и автомобиль. Машину мы моем, следим за коррозией, а про батарею забываем. Взглянем на снимок ниже. Как можно завести автомобиль, требующий для своего пуска сотни ампер, с таким контактом?
Ни о каком хорошем контакте тут и речи быть не может
Почему это произошло? Во время пуска автомобиля и зарядки батареи от генератора последняя, пусть в небольших количествах, но выделяет кислород и водород. Газы подхватывают пары электролита и через предохранительные клапаны, предназначенные для сброса избытка газов, покидают батарею, чтобы тут же осесть на клеммах. Свинец отлично окисляется серной кислотой, и в результате мы имеем то, что изображено на фото выше.
Важно! Особенно от этого страдают обслуживаемые АКБ, не имеющие конденсационных лабиринтов. Поэтому за состоянием их клемм нужно следить постоянно.
Прежде чем решить, как с этим бороться, придется устранить это безобразие. Для чистки нам понадобится небольшая металлическая щетка, металлический ершик, обычная зубная щетка и пищевая сода. Прежде всего снимаем наконечник и чистим его при помощи ершика или небольшой металлической щетки.
Механическая очистка наконечника ершиком
Теперь так же очищаем клеммы батареи металлической щеткой до свинцового блеска.
Очистка клемм щеткой
Клеммы и наконечники покрыты электролитом, его нужно нейтрализовать. Готовим водный раствор пищевой соды небольшой концентрации и зубной щеткой очищаем контакты от кислоты. Сразу же появится пена – щелочь нейтрализует кислоту.
Нейтрализация кислоты щелочью
Той же щеткой и чистой тканью при помощи обычной воды смываем остатки соды. Вот и все. Но как избежать подобной неприятности в будущем? Для этого нам понадобится смазка для электрических контактов или даже обычная густая смазка – циатим, солидол, технический вазелин и пр.
Промазываем смазкой клеммы и наконечники, собираем всю схему и промазываем наконечники и клеммы уже в сборе еще раз.
Здесь в качестве защитной смазки используется смазка для электрических контактов
Важно! Смазка хорошо предохранит соединение от окисления, но все равно стоит периодически открывать капот и осматривать АКБ. Стопроцентной защиты от серной кислоты добиться невозможно. При первом же появлении «инея» на клеммах повторяем чистку.
Переполюсовка при подключении к бортовой сети
В принципе, сделать это довольно сложно – клеммы, как и наконечники, имеют разный диаметр. Но при желании, использовав лом и чью-то мать, с задачей можно справиться в минуту. Чем это грозит? Все будет зависеть от ситуации.
Если подключение произошло при выключенном зажигании, то можно лишиться приборов, находящихся постоянно под напряжением: магнитола, часы, охранная система и пр. Возможно, их спасут предохранители или они имеют собственную защиту, но не факт. Если теперь включить зажигание, то дополнительно можно остаться без бортового компьютера. Сама АКБ, скорее всего, не пострадает, максимум – выжжет пару проводков в бортовой сети.
Полезно! Электронные узлы современных автомобилей нередко имеют защиту от неправильной полярности, но совсем необязательно. Поэтому подобных экспериментов лучше не проводить – современная электроника стоит не меньше аккумулятора.
Следующая ситуация – подключение АКБ в неправильной полярности при запущенном двигателе. Картина, конечно, маловероятная, но всякое бывает. В этом случае произойдет короткое замыкание – ведь генератор тоже выдает напряжение, но совсем другой полярности. В лучшем случае мы лишимся реле-регулятора или диодного выпрямительного моста генератора. В худшем случае – аккумулятора, проводки и даже всего автомобиля, устроив пожар. И хорошо, если при этом никто не пострадает, поскольку вспышка при накидывании клеммы будет та еще.
Спутал полярность – нет автомобиля
В любом случае ничего хорошего от такой оплошности ждать не стоит, поэтому покупаем АКБ нужной полярности и следим за правильной его установкой.
Повреждения и трещины на корпусе
Подобные повреждения могут возникнуть по множеству причин: уронил, снимая на зарядку, не закрепил – и батарея “плясала” под капотом, случилось ДТП. Да мало ли что. Обнаружить повреждение можно визуальным осмотром, но не снимать же каждый раз батарею перед поездкой! Нет, конечно, снимать не нужно. Верный признак повреждения корпуса – совсем недавно полностью заряженная батарея разряжена «в ноль». Ведь если электролит вытечет хотя бы из одной ячейки, вы даже габариты включить не сможете.
Если повреждение относительно небольшое, скажем, трещина, то ее можно попробовать запаять полиэтиленом. Но если разрушения обширные, то АКБ придется заменить.
Такие повреждения, скорее всего, устроили замыкание крайней ячейки, да и замазать их будет проблемно
Важно! Запаивая или замазывая пробитый корпус, не стоит забывать, что аккумулятор работает в жестких условиях тряски. Если заплатка отлетит, вы окажетесь с «убитой» АКБ прямо посреди дороги. Как сказал классик, не глуши, не заведешь!
Как проверить исправность аккумулятора
И напоследок рассмотрим несколько методов проверки состояния аккумуляторной батареи. Одни из них не особо точные, но простые, вторые точные, но требуют специального оборудования. Какой из них выбрать – личное дело каждого.
С помощью мультиметра или вольтамперметра
Напряжение на клеммах батареи и ее степень заряженности находятся в прямой зависимости, поэтому, измерив напряжение, мы легко узнаем, в каком состоянии находится аккумулятор. Для работы подойдет любой мультиметр или вольтметр с пределом измерения 15-20 В. Стрелочный или цифровой – роли не играет, но лучше цифровой. С него более точно можно считать показания. Подойдет, к примеру, весьма популярный и недорогой китайский прибор с точностью измерения до 0.02 В (на пределе 20 В).
Такого мультиметра вполне достаточно для проверки АКБ
Для того чтобы провести точные измерения, необходимо полностью отключить аккумулятор от нагрузки (можно просто скинуть один наконечник) и выдержать ее в таком состоянии не менее 3-4 часов. Измеряем и по таблице, приведенной ниже, определяем, сколько энергии в нашей батарее.
Аккумулятор заряжен примерно на 70%
Зависимость заряженности АКБ от напряжения на ее клеммах
С помощью зарядного устройства
Если под рукой не оказалось мультиметра, то измерить напряжение на АКБ можно вольтметром, встроенным в зарядное устройство. Причем если вольтметр в ЗУ стрелочный, то саму «зарядку» даже не придется включать в сеть. Просто подключаем «крокодилы» зарядного устройства к батарее и считываем с вольтметра показания.
Если нет мультиметра, можно воспользоваться зарядным устройством
Если же прибор оснащен цифровым вольтметром, то его (прибор) придется включить в сеть, выставить нулевой ток, а потом уже подключить к батарее.
Уровень электролита и его плотность
Степень заряженности АКБ можно определить не только измерением напряжения, но и проверив плотность электролита. Причем по плотности можно оценить состояние АКБ более точно. Для работы нам понадобится ареометр, причем не четырехпоплавковая хлопушка из пластмассы, а настоящий однопоплавковый прибор постоянной массы, позволяющий проводить измерения довольно точно.
Такой прибор имеет хорошую точность измерения
Берем прибор и измеряем плотность в каждой ячейке аккумулятора. Полученный результат сверяем с таблицей, приведенной ниже, и определяем степень заряженности батареи.
Таблица зависимости степени заряженности АКБ от плотности электролита
Важно! Разброс плотности электролита в ячейках не должен превышать 0.01. Если разброс больше, то нужно сделать выравнивание, поочередно переливая электролит из ячейки в ячейку, постоянно проверяя плотность и уровень.
Самый точный способ — проверка нагрузочной вилкой
Этот способ проверки аккумуляторной батареи не только самый точный в плане оценки заряженности. В дополнение он позволяет определить, способна ли АКБ отдавать большой ток в нагрузку. Ведь простое измерение напряжения на холостом ходу, по сути, ничего не дает.
Если, к примеру, аккумулятор засульфатирован, то его вполне можно зарядить до 12.6 В. Но стоит подключить к нему нагрузку, как напряжение мгновенно «просядет». Для реализации этого метода понадобится специальный прибор – нагрузочная вилка.
Измерение нагрузочной вилкой
Устройство представляет собой вольтметр, параллельно которому можно подключить нагрузку, заставляющую батарею отдавать ток 100-200 А. Измеряем напряжение сначала без нагрузки, потом под нагрузкой. Показания сверяем с таблицей, приведенной ниже. Вне зависимости от степени заряженности батареи мы точно узнаем, годится ли аккумулятор для работы в качестве стартерного или нет. Если напряжение укладывается в указанный в таблице диапазон, то годится. Если оно “просело” сильнее указанного, то пора батарейку менять.
Зависимость напряжения от степени заряженности АКБ под нагрузкой и без
Важно! Время измерения под нагрузкой не должно превышать 5 секунд. Перед повторным измерением необходимо выждать не менее 4-6 ч, чтобы АКБ восстановилась. В противном случае повторная проверка будет необъективной.
Вот мы и выяснили основные причины неисправности аккумуляторных батарей. Некоторые проблемы мы сможем устранить самостоятельно, а некоторые потребуют замены АКБ. Но, главное, мы теперь сможем диагностировать неисправность и принять правильное решение.
Как выявить причину неисправности акб? Возможно ли починить деталь или батарее нужна будет замена? Ответы на эти вопросы, а также основные неисправности акб — все это будет в статье.
Состав аккумуляторов простой: несколько пластин, пару клемм и электролит. Она как и генератор служит для активной работы всех электронных систем, находящихся в салоне. Ремонт или замена его довольно трудоемкий процесс, следите за устройством и обслуживайте его вовремя. Тогда он будет работать долго, а поломки вас касаться точно не будут.
Чтобы понимать, что в акб сломалось и как это исправить, нужно разобраться и узнать, какой именно вид аккумуляторов перед вами. На данный момент производители радуют нас большим ассортиментом такого рода деталей. Различают их по химическому составу и по напряжению на выходе.
Химическое наполнение акб бывает
— шесть вольт — ставят на мопеды, мотоциклы, скутеры и другую мототехнику;
— двадцать четыре вольта — нужны для большого и тяжёлого транспорта, например фура, грузовик, автобус;
— сорок восемь вольт – используется весьма редко и охватывает малую часть авторынка, например, его можно использовать для электровелосипеда;
— двенадцативольтовый аккумулятор – самый широко используемый и находиться в каждой легковой машине.
В этой статье мы, конечно, рассмотрим все большие поломки и мелкие неисправности на основе самого распространенного вида акб – кислотного с мощностью 12В. Такие приборы делятся на обслуживаемые – требующие доливания жидкости и необслуживаемые – из трогать вообще не нужно за исключением внешней составляющей.
Поломаться такая деталь, как акб просто так не может: это зависит от множества факторов. Также мелкие неисправности могут возникать из-за старости агрегата. Оптимальные сроки использования, как правило, зависят от возможностей, заложенных создателем, методов и продолжительностью использования. Если автомобиль имеет пробег до 15-ти тысяч километров, аккуратно эксплуатируется и обслуживается вовремя, храниться в гараже и не подвержен холоду или жаре, то батарея способна проработать около пяти лет. Когда пробег более 70 тыс. км. И авто на ходу в любую погоду, тогда акб отслужит свой срок год максимум полтора.
Причина выхода из строя аккумуляторной батареи может быть очень разной. Рассмотрим основные из них.
Потеря заряда. Рабочая акб с нормальным состоянием теряет до 0,5% от общего заряда за один день, а нерабочая 1,5%. Саморазряд случается из-за расслойки электролита. Потому, что серная кислота и вода имеют разную плотность они способны вызвать выделение паразитных токов.
Чтоб разобраться со своей поломкой обратите внимание на эти признаки:
- электролит очень загрязнен и сепараторы, и пластины просто разрушаются;
- если вы добавляете в акб вместо дистиллированной водопроводную воду;
- примеси в серной кислоте – если наполнитель аккумулятора не чистый, то и работать он будет соответствующе;
- стружка металла или другие предметы попали в ячейки;
- емкость значительно снизилась;
- батарея быстро садится;
Определить такую причину неисправности аккумулятора довольно сложно, да и специалистов такого направления практически нет, поэтому на автосервисе вам просто предложат полностью заменить деталь.
Налет на пластинах. Этот процесс называется сульфатация. Происходит появление крошечных кристалликов сульфата свинца на решетке сепаратора. Этот элемент не поддается растворению в серной кислоте, тем самым уменьшая площадь пластин, принимающих непосредственное участие в хим. реакциях.
В следствии процесса емкость значительно снижается.
- увеличение напряжения на клеммах с начала зарядного процесса;
- уменьшение плотности серной кислоты в конце;
- из-за понижения емкости время до полного заряда сокращается;
- машина не завелась;
- сильно разряжаете батарею
- уровень кислоты очень низок;
- неполная зарядка;
- вместо воды доливается электролит.
- много ездите в мороз из-за холодной температуры воздуха акб плохо работает;
- даете дополнительную нагрузку батареи особенно зимой (обогреватель, фары и другое);
- нерадивый владелец автомобиля и не проверяете вовремя электронику;
Исправить все можно в начальной стадии посредством зарядки и разрядки акб под напряжением от 5 до 10% от основной емкости. Аккумулятор будет исправен, если после манипуляций он начнет разряжаться спустя пять или семь часов. Сильная сульфатация не подлежит восстановлению и путь тут один – новый аккумулятор.
Короткое замыкание. Причин появления подобной проблемы не много. В первую очередь, это происходит вследствие сульфатации, иногда это просто брак или повреждение и деформация по причине участия транспортного средства в дорожно-транспортном происшествии. Также это может случиться при падении аккумулятора даже с маленькой высоты.
Хотите понять вашу поломку, разберитесь почему она появилась.
- заряд в акб не держится, источник слабый;
- происходит падение емкости;
- также это покажет специальный прибор для определения короткого замыкания;
Возможно ли починить прибор? Нужно ли обращаться в автосервис или лучше купить новые детали? Ответ на подобный вопрос однозначен, сначала посоветуйтесь с мастерами. Большое замыкание в акб бывает крайне редко, чаще случаются мелкие удары между плюсовой и минусовой пластинами. Этого вполне достаточно, чтобы выбросить батарею на помойку. Это может произойти из-за плохого обращения и техникой и пренебрежением техническим осмотром у специалиста. В этом случае решение одно — смена акб.
Налет у клемм. В результате повышения концентрации серной кислоты клеммы покрываются белым налетом, впоследствии это приводит к увеличению сопротивления. Эта чревато нанесением вреда всей электронной техники автомобиля.
Причины возникновения подобных поломок таковы:
- не пропускает ток при нагрузке;
- сильно нагреваются обе клеммы;
- халатное отношение владельца к приборам авто.
Избавиться от поломки можно. Очистите клеммы и контакты, проверьте электролит и при надобности долейте дистиллированной воды после скрепите их болтами и гайками.
Корпус дал трещину. Подобные проблемы появляются, если постоянно ездить по колдобинам и другим неровностям, аккумулятор плохо закреплен или крепежа нет и вовсе. Такие повреждения в корпусе приводят к утечке серной кислоты и полной остановке работы прибора.
Вылечить поврежденную деталь возможно только в том случае, если трещины маленькие. Их можно затянуть с помощью расплавленного полиэтилена. Но если они большие, то поможет только новая акб.
Смена полюсов акб. Появляется такая неисправность в случае неправильного подключения батареи к электросети. Минусовая клемма идет к плюсовому зажиму. Тогда происходит смена полярности и выход из строя батареи. Сейчас устранить проблему получиться путем покупки нового оборудования, потому что производители экономят на всем. Толщина пластин не большая, качество диэлектриков слабое и количество их гораздо меньше. Во времена свинцово-кислотных батарей переполюсовка была методом восстановления умершего или почти аккумулятора. Мастера старой школы могли заставить его работать около 10 лет. Сейчас хороший прибор живет от силы лет 6, а слабый и того меньше года три.
Поломка любой детали машины это по большому счету недобросовестное отношение владельца к технике.
Чтобы аккумулятор прослужил вам на протяжении долгого времени придерживайтесь простых правил:
— если аккумулятор обслуживаемый, тогда нужно один раз в два месяца проверять уровень электролита и при необходимости доливать дистиллированную воду;
— если вы оставляете машину на холоде, особенно ночью в зимнее время года снимите минусовую клемму с соответствующего полюса. Такие действия предупредят самостоятельную перезарядку батареи и значительно увеличит срок работы;
— наблюдайте за уровнем заряда батреи и при необходимости подзаряжайте ее. Для оптимальной работы не допускайте разряда батарее более 50%;
— очищайте клеммы аккумулятора от окисления и грязи регулярно.
Списание акб. Все аккумуляторы, не подлежащие ремонту, проходят процедуру списания. Она проводиться комиссией, при тщательном изучении всех нюансов. Причины такие:
— пусковые характеристики ниже уровня — проверяются мультиметром;
— напряжение значительно снизилось – допускаются проверки нагрузочной вилкой 5-7 секунд;
— глубокие трещины в корпусе;
— снижение уровня электролита в необслуживаемых акб.
По итогу делаем вывод, что основной причиной поломки аккумуляторной батареи является сам человек. Его безответственное отношение к ТО и полное отсутствие ухода и контроля от этого и возникают поломки.
Причины поломки и списания
Аккумулятор – главный компонент электросети автомобиля. Без него невозможно запустить двигатель. Как и остальные детали, он со временем изнашивается и перестает работать. Эта статья расскажет о том, какими бывают неисправности аккумулятора, почему они появляются, как их обнаружить и устранить.
Срок эксплуатации аккумулятора
Он прямо зависит от ресурса, заложенного производителем, условий и интенсивности использования.
При годовом пробеге 10-15 тысяч километров в год при бережной эксплуатации (автомобиль хранится в гараже, не используется в мороз или жару, соблюдаются правила обслуживания батареи) аккумулятор способен проработать 4-5 лет.
Основные неисправности АКБ
Можно выделить 6 неисправностей:
Повышенный саморазряд
Саморазряд – непроизвольный процесс уменьшения заряда аккумулятора. Исправная батарея теряет 0,3-0,5% заряда в день, неисправная – 1-1,5%. Происходит это потому, что при хранении электролит в АКБ расслаивается из-за разной плотности серной кислоты и воды, что приводит к появлению паразитных токов.
Устраняется эта неисправность полной заменой электролита или батареи, если она необслуживаемая.
Сульфатация – процесс образования на пластинах аккумулятора и решетке сепаратора кристаллов сульфата свинца (PbSO4). Он не растворяется в кислоте и уменьшает площадь пластин, участвующих в химических реакциях. Это уменьшает общую емкость аккумулятора.
Эта проблема появляется из-за повышения концентрации серной кислоты, из-за чего клеммы покрываются белым налетом, увеличивающим сопротивление электрическому току. Это может привести к повреждению всей подключенной электроники.
Устраняется проблема зачисткой клемм и проверкой плотности электролита с доливом дистиллированной воды.
Эта неисправность появляется из-за неправильного подключения к электросети автомобиля или зарядному устройству – минусовая клемма подключена к генератору или положительному зажиму ЗУ. Проявляется измененная полярность снижением емкости и напряжения, выделением газов.
Трещины в корпусе
Они появляются при езде по неровной дороге при отсутствии крепежа, плохой затяжке или при избыточном усилии при монтаже. Трещины приводят к вытеканию электролита и выходу батареи из строя.
Мелкие трещины можно заделать расплавленной полиэтиленовой пленкой. При наличии крупных трещин деталь нужно заменить.
Неисправности АКБ для списания
Под износом аккумулятора понимаются следующие неисправности:
Процесс списания
Делается это следующим образом. Проверяется состояние списываемой детали, согласно РД-3112199-1089-02 или инструкции действующей на предприятии. Составляется акт списания АКБ. Его образец находится в РД-3112199-1089-02 в приложении №3.
Батарея передается в организацию, занимающуюся утилизацией. В бухгалтерии, на основе акта списания, со забалансового счета №9 списывается деталь и на него же записывается информация о новой запчасти.
Как проверить аккумулятор
Способов определить исправность АКБ существует 3:
Порядок действий следующий:
12.5-12.7 Выше 10.3 100 12.3-12.5 9.5 75 12-12.3 8.9 50 11.7-12 8.3 25 11.5-11.7 Ниже 7.7 0
Если напряжение без нагрузки сильно падает после подключения нагрузки, то это свидетельствует о том, что батарея не держит заряд.
Для теста потребуется мультиметр и помощник.
Выводы об исправности АКБ аналогичны выводам при тесте с помощью нагрузочной вилки.
Если под рукой нет мультиметра или нагрузочной вилки, то для проверки состояния батареи можно использовать вольтметр, встроенный в зарядное устройство.
Правила ухода за аккумулятором
Чтобы АКБ прослужила максимально долго, нужно соблюдать 4 простые рекомендации:
Подводя итог, можно сказать, что большинство проблем, возникающих при эксплуатации аккумуляторной батареи появляются из-за пренебрежительного отношения к обслуживанию этой запчасти.
Шесть признаков неисправности аккумулятора автомобиля
Ничто не сравнится с ощущением, когда вы вставляете ключ в зажигание автомобиля, поворачиваете его – и ничего не происходит. Вы пробуете один раз, второй раз, третий раз, а затем приходит осознание: ваш аккумулятор умер. Действительно, это одно из худших чувств в мире. Этой ситуации можно избежать. Просто присматривайтесь и прислушивайтесь в автомобилю в поиске следующих предупреждающих знаков.
Шесть предупреждающих знаков для автомобильных аккумуляторов
1. Медленный запуск двигателя рукояткой
Для запуска автомобиля требуется много энергии, и вся эта мощность создается исключительно аккумулятором. Как только автомобиль запущен, генератор переменного тока удерживает аккумулятор автомобиля, заменяя мощность, используемую для запуска двигателя и электронных аксессуаров автомобиля. Когда вы вставляете ключ в зажигание автомобиля и включаете его, только аккумулятор запускает двигатель. Поэтому, если аккумулятор уже доживает свое, вы можете заметить, что двигатель работает медленнее, чем обычно. Важно, чтобы вы заметили этот предупреждающий знак, но часто водители обращают внимание уже тогда, когда двигатель отказывается запускаться снова. Если двигатель вообще не вращается, автомобиль часто делает быстрый щелчок, сигнализируя, что доступная мощность слишком низкая, чтобы завести двигатель. Немедленно проверьте аккумулятор и при необходимости замените.
2. Проблемы с электрическими компонентами
В дополнение к включению двигателя автомобильный аккумулятор также должен производить достаточное количество электричества для запуска различных электронных компонентов вашего автомобиля. В большинстве современных автомобилей есть много электронных аксессуаров, включая электрические стеклоподъемники, автоматические сиденья, радио, стеклоочистители, светильники приборной панели, фары и многое другое. Все они требуют электричества, подаваемого от аккумулятора вашего автомобиля.
3. Предупреждающая лампа на приборной панели
У большинства автомобилей есть контрольная лампа на приборной панели, обычно в виде батареи. Она загорится, если аккумулятор не заряжен или если есть внутренняя проблема с аккумулятором. Как и индикатор Check Engine, сигнальная лампа аккумулятора может также означать, что что-то не так с генератором переменного тока или какой-либо другой частью электрической системы. Если загорится свет, лучшим выходом будет проверить электрическую систему вашего автомобиля у специалиста, чтобы определить, в чем проблема.
4. Вздутый корпус аккумулятора
Автомобильный аккумулятор, по сути, – это химическая реакция, содержащаяся в коробке. Как и в случае любой химической реакции, иногда все может пойти не так. Когда аккумулятор автомобиля подвергается воздействию чрезмерного количества тепла или холода, плоские стороны корпуса батареи могут набухать или выгибаться. Если, например, батарея находится в автомобиле, который не отапливается зимой, аккумулятор разряжается и может замерзнуть. Замораживание и набухание от избыточного тепла часто приводят к поломке аккумулятора, которую нельзя починить, и потребуется замена.
В среднем автомобильный аккумулятор работает около четырех-пяти лет. Эта средняя продолжительность работы будет колебаться в зависимости от экстремальной температуры, количества глубоких разрядов и того, проходит ли она через полные циклы зарядки. Если говорить, что пять лет – это средняя продолжительность жизни большинства батарей, как только вы достигните 4-летней отметки, может быть, неплохо было бы проверить ее у специалиста, чтобы увидеть, сколько ей осталось жить. Если вы не знаете, сколько лет батарее, вы можете найти дату изготовления на корпусе аккумулятора.
6. Странный запах
Когда аккумулятор замерзает, перезаряжается или закорачивается внутри, его корпус может выпускать газ. Он часто пахнет гнилыми яйцами. Если вам случается обнаружить запах гнилых яиц под капотом автомобиля, проверьте свой аккумулятор как можно скорее, потому что вам не просто понадобится заменить аккумулятор – серная кислота может разъесть другие части двигателя, вызывая коррозию, которую нужно избегать любой ценой.
Основные признаки умирающего аккумулятора автомобиля
Одним из самых неприятных происшествий на дороге может стать выход из строя автомобильного аккумулятора, поэтому каждому водителю просто необходимо знать характерные признаки его неисправности.
Еще хуже, когда мотор не поддается даже внешним источникам питания и не заводится. Важно различать симптомы: просто ли села батарея или ее пора менять. От этого зависят возможные финансовые затраты. А если машина заглохла посреди дороги, может потребоваться и посторонняя помощь специализированной службы. Чтобы избежать таких ситуаций в будущем, узнайте, что делать в такой ситуации.
Аккумулятор просто сел
Чтобы не попасть в неловкую ситуацию на трассе, следует должное внимание уделять проверке заряда аккумулятора. Это нужно делать каждые три месяца, используя ареометр.
Данное устройство имеет специальную шкалу, по которой с легкостью определяется плотность электролитов. Если такой прибор не доступен вам, ничего страшного – в автосервисе оказывают подобные услуги.
Сами проверяем заряд аккумулятора ареометром
Чтобы понять, что батарея садится, при эксплуатации автомобиля следует обратить внимание на следующие моменты:
Если аккумулятор находится в постоянной эксплуатации уже несколько лет, не удивляйтесь тому, что он стал быстрее терять заряд, даже если при покупке казался качественным и мощным.
Это происходит по нескольким причинам:
Аккумулятор пора менять
Показателем полностью рабочего аккумулятора можно назвать его способность отдачи и приема тока в соответствии с характеристиками. К примеру:
Если аккумулятор не справляется с вышеперечисленными функциями, он неисправен.
Признаки того, что аккумулятор «умирает», должны знать все автолюбители:
Чтобы провести максимально тонкую и точную диагностику, необходимо применение спец приборов и инструментов, например нагрузочной вилки, мультитестера, токовых клещей и т.п.
Проводим диагностику аккумулятора
Но в случае, когда вы не располагаете данным списком инструментов, а в сервис по тем или иным причинам поехать не можете, есть довольно простой способ определить признаки умирающего аккумулятора автомобиля.
Не заводя автомобиль, необходимо включить фары дальнего света на полчаса, а затем попытаться завести двигатель. В случае неисправности и небольшой емкости автомобильного аккумулятора, машину просто не получится запустить, или вас ждет затруднительный старт.
При наличии вольтметра или, проще говоря, мультиметра, легко можно узнать о серьезной поломке или низком уровне заряда. Точность такого способа – 90%.
Потребуется снять с АКБ клеммы, а вольтметр настроить на измерение напряжения в диапазоне 20 вольт. Прибор подключается к батарее, к соответствующему токовыводу: плюс к красному щупу, а минус — к черному.
О чем говорят полученные показатели:
Заключение
А вы знали раньше, как правильно проверить АКБ?
Признаки неисправности аккумулятора автомобиля
Признаки неисправности аккумулятора автомобиля по которым аккумулятор может выйти из строя. Появляются при неправильной эксплуатацией и нерегулярном обслуживании. Неисправности, которые возникают в АКБ очень сильно снижают срок службы батареи.
В городском режиме когда двигатель работает непродолжительное количество времени, а нагрузка неэлектрическое оборудование максимальное. Включенный свет фар, работа магнитолы. да еще с сабвуфером. Генератор не успевает зарядить аккумулятор.
Бывает и такое что автомобиль долг не эксплуатируется, заряд падает до критической величины, периодической подзарядки не происходит
В результате этого на пластина образуется белый налет из крупных кристаллов сернокислого свинца, этот налет называется сульфатом. Пластина покрытая налетом перестаёт участвовать в химической реакции, тем самым уменьшается емкость аккумулятора, Он перестает надежно выполнять свои функции.
Признаки неисправности аккумулятора автомобиля при образовании сульфатов
Если мы видим такие симптомы как:
Налицо все признаки того что пластина покрыта сульфатом.
Метод устранения сульфатации пластин
Для того чтобы освободить пластины от образовавшихся сульфатов необходимо провести несколько циклов заряд-разрядов, так называемую тренировку аккумулятора. Для этого необходимо зарядить аккумулятор полностью, В случае наличия сульфатации плотность не поднимется но нормального уровня. В этом случае можно добавить в электролит аккумулятора свежий раствор электролита плотность 1,4 г/см куб. Добавлять электролит в банки аккумулятора можно только в этом случае, чтобы его реанимировать. В другом случае в электролит можно добавлять только дистиллированную воду, потому что кислота не испаряется. И повышать плотность электролита в банках можно только зарядкой аккумулятора.
После полной зарядки аккумулятор необходимо разрядить напряжения 10,5 вольт. Это можно сделать при помощи ламп с силой тока 4-5 ампер. После чего батарею необходимо снова зарядить. Подобный метод срабатывает только на начальном этапе образования сульфатов. Когда ещё сульфатами покрыта незначительная часть пластины. При первых симптомах появления сульфатации необходимо немедленно произвести обслуживание автомобильного аккумулятора в домашних условиях.
Замыкание разнополюсных пластин
Признаки неисправности аккумулятора автомобиля появляются при коротком замыкании Короткое замыкание пластин происходит при разрушении сепараторов и выпадении активной массы пластин в результате чего происходит замыкание между собой разноименных пластин.
Признаками короткого замыкания являются следующие
Подобную неисправность можно устранить только если удалить неисправную банку, и на е место установить новую. Это возможно было сделать, когда банки устанавливались в корпус и заливались смолой. Современные аккумуляторы изготавливаются в неразборных корпусах и замена поврежденных банок не возможна
Как избежать короткого замыкания пластин
К полюсным штырям крепятся клеммы электропроводки. При контакте с влагой и воздухом они окисляются. Что приводит к слабому контакту. При возникновении сильных нагрузок. Например, при вращении стартера. Особенно в холодное время. Клеммы и штыри могут оплавиться, или вообще отгореть.
Чтобы избавиться от окислов, необходимо снять клеммы. Пролить штыри и клеммы водой. Произойдет химическая реакция, которая растворит налет. То что не смоется водой необходимо тщательно очистить и вытереть насухо. После плотно установить клеммы и смазать из сверху техническим вазелином. Подойдет и обычный литол, главное ограничить доступ влаги к поверхности клемм и штырей.
Подтекание электролита
Подтекание электролита возникает из-за образования трещин на банках аккумулятора. Их трудно заделать самостоятельно. Лучше обратиться к специалистам. Если все таки сами начнете ремонтировать. В настоящее время много герметиков для разных случаев. Учтите то, что АКБ нельзя ложить на бок и переворачивать. На дне банок образуется осадок. Он может попасть между пластин. Это приведет к короткому замыканию банок АКБ.
Саморазряд АКБ
Ускоренный саморазряд АКБ возникает в результате образования на поверхности пластин местных токов. Местные токи возникают между окислами на поверхности пластин и решёткой пластины Кроме того при длительном хранении плотность электролита в нижних слоях различается от плотности в верхних В результате этого возникаю уравнительны токи на поверхности пластин. В данном случае обслуживание автомобильного аккумулятора в домашних условиях не составит большого труда.
Нормальным саморазрядом считается 10% от заряда батареи в течении двух недель.
Причинами ускоренного саморазряда батареи являются
При остановке автомобиля, обнаруживается что электролит вытекает из отверстий в крышках банок. По причинам.
Перезаряд батареи, сульфатация пластин. короткое замыкание банок всё это может вызвать выплёскивание электролита. При этом необходимо долить электролит ниже уровня. Но что бы он закрывал пластины. Проверить уровень напряжения в сети он может превышать 14,5 вольт и провоцировать перезаряд.
Перезаряд батареи
Одна из причин это генератор выдает напряжение больше 14,2 вольт. Вышел из строя реле-регулятор. Для проверки необходимо дать повышенные обороты и замерить напряжение на клеммах. На 12 вольтовой системе оборудования напряжение составляет 13,2 вольта. На 24 вольтовой системе электрооборудования напряжение составляет не более 28,4 вольта.
Проведение обслуживание автомобильного аккумулятора в домашних условиях поможет избавится от возникающих неисправностей. Или предупредить их.
Обслуживание аккумулятора автомобиля
Регулярное обслуживание аккумулятора автомобиля, помогает ему служить долго и правильно. Чтобы автомобиль не подводил в неожиданной ситуации и всегда был в исправном состоянии. Особенно это касается зимнего периода времени. Зимой потребность в исправном автомобиле наиболее актуальна. Запуск холодного автомобиля вызывает большие нагрузки на стартер и соответственно на АКБ.
Аккумулятор должен быть чистым
Аккумулятор находится в агрессивной среде. Пыль. Грязь влага покрывают АКБ слоем способным пропускать электрический ток. Поэтому между клеммами не должно быть наслоений из грязи и пыли. АКБ необходимо регулярно протирать и обрабатывать 10% раствором нашатырного спирта.
Электрические токи, возникающие между клеммами АКБ приводя к саморазрядке. Незначительный саморазряд в холодное время года, не позволит завести машину. При заводке холодного автомобиля в камеру сгорания подаётся максимальное количество топлива. Крутящий момент стартера должен позволить сжать и воспламенить топливо. Что бы автомобиль завелся. Если автомобиль не удастся завести с первого раза. Топливо, находящееся в камере сгорания, попадет на электроды свечей, и замкнет их. Искра не сможет образовываться. И автомобиль больше не заведётся.
Очищать вентиляционное отверстие в крышках банок
Химические процессы которые происходят в банках аккумулятора, выделяют гремучий газ. Он создает избыточное давление в банках для отвода газа предусмотрены вентиляционные отверстия в крышках банок. Отверстия должны быть чистыми. Давать возможность выходить газу наружу. Гремучий газ взрывоопасен. Он не должен скапливаться в банках. Отверстия можно прочистить тонкой проволокой. И в последствии проверять наличие в них грязи и отложений.
Уровень электролита в аккумуляторе
Признаки неисправности аккумулятора автомобиля определяютс по уровню электролита. Уровень электролита в аккумуляторе, должен находиться в норме. Недостаточный уровень говорит о том, что испарилась дистиллированная вода в электролите. Плотность электролита повысилась. Результат повышения плотности выше 1,27 интенсивное разрушение пластин, короткое замыкание разноименных пластин.
Поверхность пластин электролит должен перекрывать выше на 10-15 мм. Уровень можно проверить по выступам в горловине банки, обращенным внутрь. Можно воспользоваться стеклянной трубкой. Опустить ее до соприкосновения с пластинами, зажать пальцем верхний конец. Вытащить трубку, и она покажет величину уровня электролита. Чтобы повысить уровень необходимо долить дистиллированную воду. Кислота содержащаяся в электролите не испаряется. Испаряется только вода. Доливать электролит можно только для проведения ремонта, в зависимости от возникшей неисправности.
Пример подобного ремонта может возникнуть в случае сульфатации пластин. Электролит в виду потери ёмкости начинает закипать и вытесняется из банок. Утерянное количество электролита необходимо вернуть в банки. При этом плотность необходимо довести до нормативной. Сделать это можно при помощи ареометра.
Проверка крепления аккумулятора
Аккумулятор должен быть закреплён неподвижно. Биение вызовет поломку корпуса, в виде трещин и сколов. Движение АКБ создаст движение проводов, подключённых к клеммам. Перетирание и изломы проводов приведёт к соприкосновению с корпусом и деталями автомобиля. Произойдет короткое замыкание и возгорание электропроводки.
К сожалению, возникают и дорожно-транспортные происшествия. При опрокидывании автомобиль. Незакрепленный АКБ приведет к возгоранию. Крепление аккумулятора необходимо проверять каждые 10000 км
Очистка клемм аккумулятора
Белый налет, который образуется на клеммах аккумулятора, является продуктом окисления. Окисление происходит так же между клеммой и полюсным штырем. Ослабляется контакт между ними, что приведет к обгоранию клемм и штырей. Белый налёт легко удаляется обычной водой. Не растворенный налет необходимо счистить. Поставить клеммы на место и тщательно закрутить, проверив отсутствие качения клеммы на штырем. Сверху клеммы необходимо смазать либо техническим вазелином, либо литолом. Чтобы ограничить контакт с влагой.
Проверка плотности электролита
Плотность электролита необходимо периодически проверять. Для каждой климатической зоны существует своя плотность электролита. Это связано с разницей средних температур. Плотность электролита определяется с помощью ареометра. Зимой плотность электролита не должна быть менее 25% от допустимой. Летом не менее 50%. Плотность поднимать необходимо зарядкой аккумулятора. Ток зарядки составляет 0,1 от емкости АКБ. Емкость составляет. Например, 60Ah ток зарядки должен быть 6 Ампер. Во время зарядки необходимо следить за плотностью электролита. Плотность поднимается именно зарядкой. В банках постоянно происходит химическая реакция. При понижении плотности уменьшается количество кислоты. При повышении плотности наоборот количество кислоты увеличивается, а воды уменьшается. Остановить зарядку необходимо при достижении плотности 1,27 для средней полосы проживания.
Длительное хранение АКБ
Автомобиль не эксплуатируется длительное время, значит не происходит подзарядка аккумулятор и при этом падает плотность. Падение плотности вызовет сульфатацию пластин.
Хранить АКБ желательно при температуре, от 0 до минус 30 градусов по Цельсию. Наименьшие показатели саморазряда находятся в этих пределах.
Подзарядка АКБ проводится каждые 3 месяца, и тем самым поднимать плотность электролита.