Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы – правила эксплуатации

Понятие необслуживаемый автомобильный аккумулятор сперва ставит неопытного автомобилиста в тупик и порождает ряд вопросов, которые на практике к такому типу АКБ не применимы. На деле же это означает только одно – в такой аккумулятор не требуется постоянно доливать электролит и практически ежедневно следить за его уровнем.

Как аккумуляторы стали необслуживаемыми?

Изначально все АКБ были обслуживаемые, то есть их электролитическая жидкость требовала регулярной доливки. Происходило это из-за химической реакции в процессе работы АКБ. Электроды, состоящие из свинца и сурьмы при эксплуатации давали реакцию распада воды из-за которой случался её регулярный расход. «Аккумулятор закипел» это как раз выражение из времен технологии использования сурьмы.

Но прогресс не стоит на месте и сплав свинца и сурьмы стали заменять на сплав свинца и кальция, что позволило свести на нет процесс распада водной части электролита, а значит корректировка или доливка больше не требуется.

Но здесь производители столкнулись с серьёзной проблемой – несколько глубоких разрядов и АКБ можно смело нести в пункт переработки. Тогда выход был найден в золотой середине. В положительных электродах продолжили использовать спав свинца с сурьмой, снизив её концентрацию до минимума, а в отрицательных электродах применяют кальций. Такие АКБ считаются гибридными и на их корпусе как правило есть специальный индикатор, который в случае необходимости даст знать автомобилисту, что его АКБ требует доливки электролитической жидкости на станции ТО.

Вторым типом необслуживаемых автомобильных аккумуляторов являются гелевые АКБ. Здесь доливка не требуется, так как электролит это вообще не жидкость, а гель или специальная пропитка стекловолокна гелевым составом. У корпуса в таком типе аккумулятора вообще не будет ни индикаторов, ни тем более отверстий доступа внутрь системы.

Доливается вода в гель только если на специальной станции производят восстановление умершего АКБ с гелевым электролитом, но это уже история не ежедневного обслуживания.

Правила содержания необслуживаемого аккумулятора в рабочем состоянии

Теперь, когда у нас есть ясность в понятии что такое на самом деле необслуживаемый автомобильный аккумулятор, стоит уделить внимание правилам его эксплуатации, которые продлят срок службы и позволят как можно дольше сохранять отличную работоспособность.

Отслеживание показателей специальных меток на корпусе

Большинство производителей необслуживаемых АКБ оставляют доступ внутрь, но прячут его под специальными маркировочными отверстиями. Для рядового автомобилиста же оставляется в свободном доступе только специальный индикатор, который чаще всего своим цветом будет показывать одновременно и уровень заряда. Так вот такие индикаторы чаще всего сигнализируют белям цветом об изменении уровня и состава электролитической жидкости.

В таком случае нужно обратиться на станцию техобслуживания, чтобы специалист смог подлатать ваш АКБ до того момента, как он из-за неполадок с электролитом придет в полную негодность.

Зарядка необслуживаемых автомобильных аккумуляторов

Теоретически дополнительно заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор не требуется, с этой задачей должен справляться генератор. Но не всегда все системы автомобиля находятся в исправном состоянии, да и не всегда расход электроэнергии совпадает с зарядом. Помните, чтобы генератор успешно смог зарядить аккумулятор после стартового расхода электроэнергии, вам потребуется проехать достаточно длительное расстояние, а также держать обороты двигателя не ниже 2000.  В противном случае ваш аккумулятор получает только поверхностный заряд.

ваш аккумулятор получает только поверхностный заряд

Допустим, ваш АКБ разрядился и требуется полноценно его зарядить. Для этого вам потребуется малый ток и длительной веря на подзарядку. Для начала снимите аккумулятор с автомобиля. Заряжать установленный АКБ нельзя, это приводит к возгоранию.

Далее стандартно очищаем корпус, даём аккумулятору прогреться до комнатной температуры и подсоединяем зарядное устройство, предназначенное именно для вашего типа АКБ. Лучше выбрать автоматическое зарядное устройство, которое будет регулировать силу подаваемого тока и не допустит скачка или неправильного заряда.

ВАЖНО: всегда соблюдайте полярность клемм. Плюс и минус ни в коем случае нельзя путать, так вы не зарядите АКБ, а просто его разрушите изнутри.

Особенно хочется отметить, что даже если у вас есть возможность самостоятельно зарядить свой необслуживаемый автомобильный аккумулятор, то используйте для этого только хорошо проветриваемое помещение, не подпускайте к АКБ животных и детей и следите за уровнем нагрева. Если аккумулятор явно сильно и быстро нагревается – выключайте ЗУ из сети и ждите, пока батарея остынет.

стандартно очищаем корпус

Если же вы решили использовать неавтоматическое зарядное устройство, то при выставлении силы тока внимательно изучите маркировку на АКБ. Правила заряда здесь будут просты – если это обычная зарядка, то сила тока выбирается 1/10 от емкости, если вы зарядкой устраняете глубокий разряд, то сила тока должна быть не более 1/5 от емкости.

ВАЖНО: о том, что аккумулятор заряжен вам даст знать начавшийся процесс саморазряда. Сигнализирует он о себе тем, что ток уменьшается до 200мАч, а напряжение увеличивается до 14,4 вольта.

Генератор как залог здоровья автомобильного аккумулятора

Генератор это и кормилец вашего аккумулятора, и убийца. Первое верно всегда, а второе начинается, когда сам генератор выходит из строя. Как только вы замечаете, что у генератора дела идут плохо – не тяните с его ремонтом, так как это влечет за собой не только недозарядку расходного, по сути, материала – аккумулятора, но и проблемы со всей электрикой и электроникой в машине.

ВАЖНО: необслуживаемые автомобильные аккумуляторы подходят только для автомобилей с бортовым напряжением до 14 вольт. К таким относятся практически все отечественные автомобили со стандартным набором дополнительных опций. Для иномарок с большим набором электроники такой тип АКБ не подходит.

И в итоге, хочется добавить очень важный момент. Если вы решили законсервировать ваш необслуживаемый АКБ на длительный период, то лучше это сделать, конечно же, сняв его с автомобиля полностью зарядите, а также разместите в сухом и прохладном помещении. Так вы уменьшите показатель саморазряда и сможете вновь воспользоваться АКБ, которое не умудрилось уйти в глубокий разряд.

Евгений

Здравствуйте, меня зовут Евгений, более 7 лет я работаю в сервисе по замене аккумуляторов для различной техники, этот сайт я создал чтобы делиться полезной и практической информацией с вами! Буду благодарен, если вы опишите свой опыт или мнение в комментарии, надеюсь, что данная информация принесёт только пользу, сохраняйте сайт в закладки (Ctrl + D)

Оцените автора
Zariadit.ru
Добавить комментарий