Каждый автовладелец хоть раз в жизни да попадал в неприятную ситуацию, когда в самый неподходящий момент сел аккумулятор на машине.
Это может быть следствием нарушения правил аккумулятора, утечки тока, износа или неисправности аккумулятора.
В зависимости от причины неисправности аккумулятор может не держать заряд или напряжение быстро проседает ниже 12В во время простоя автомобиля.
- Почему быстро садится аккумулятор на машине?
- Причины
- Изношенность или неисправность автомобильного аккумулятора
- Сульфатация или осыпание пластинок аккумулятора
- Сульфатация пластинок
- Короткое замыкание автомобильного аккумулятора
- Осыпание активной массы автомобильного аккумулятора
- Вина водителя
- Проблемы с бортовой сетью автомобиля
- Проверка аккумулятора на утечку тока в бортовой сети автомобиля
- Как не допустить разрядки автомобильного аккумулятора?
Почему быстро садится аккумулятор на машине?
Причины
В данной статье мы предлагаем разобраться почему быстро садиться аккумулятор на машине и что необходимо предпринять для устранения проблемы.
Порой причиной быстрой разрядки аккумулятора в автомобиле является невнимательность его владельца. Прежде чем определить причины, по который аккумулятор автомобиля быстро разряжается, следует убедиться, что во время простоя не были включены фары, магнитофон, зарядные устройства и прочие потребители энергии.
Частой причиной быстрой разрядки аккумулятора на машине скрыты в неисправности бортовой электросети или самого аккумулятора:
- Утечка тока вследствие замыкания;
- Повреждение или некорректное подключение мощных потребителей;
- Неплотное соединение клемм с выводами аккумулятора или проводов массы с кузовом и мотором;
- Недозарядка или перезарядка аккумулятора вследствие поломки генератора и его обвязки;
- Низкая плотность электролита;
- Естественный износ аккумулятора из-за его возраста.
Основные причины быстрой разрядки аккумулятора на машине:
- Засорение и снижение плотности электролита;
- Износ естественным путем и сульфатация пластинок;
- Слабый контакт на клеммах и/или соединениях массы с кузовом.
Сезонные причины быстрого разряда аккумуляторов автомобиля:
Сезон | Причина |
Весна / осень | Окисление клемм вследствие высокого уровня влажности |
Лето | 1. Активное «выкипание» электролита вследствие высокой температуры внешней среды;
2. Перезаряд из-за неработающего реле-регулятора при отсутствии мощного потребителя; 3. Оплавление изоляции проводов с дальнейшим коротким замыканием. |
Зима | 1. Снижение скорости протекания химических реакций в мороз
2. Увеличение пусковых токов вследствие затрудненного запуска холодного двигателя, в особенности на дизельных автомобилях; 3. Повышенная нагрузка на бортовую сеть (свет, печь, подогрев сидений и пр.). |
Если аккумулятор разряжает быстро, то проблема кроется в бортовой электрической сети. Мы собрали все неисправности и
причины возникновения быстрой разрядки аккумуляторов в машине:
Причина | Почему возникает |
Большая утечка тока | Окисление клемм аккумулятора |
Замыкание оголенной проводки на массу | |
Был включен мощный потребитель без заведенного двигателя | |
Слабый контакт в электрической цепи | Плохо закреплены клеммы аккумулятора |
Плохой контакт массы с кузовом и/или двигателем | |
Окисление или отход провода генератора | |
Отсутствие заряда аккумулятора на машине | Выход из строя генератора или срыв его шкива |
Проскальзывание или разрыв ремня генератора | |
Перегорание предохранителя возбуждения генератора | |
Неисправность аккумулятора | Выкипание электролита |
Неподходящая плотность электролита | |
Сульфатация или осыпание пластинок | |
Естественный износ аккумулятора | Потеря энергоемкости вследствие исчерпания ресурса аккумулятора |
Изношенность или неисправность автомобильного аккумулятора
На работоспособность аккумулятор автомобиля можно проверить своими силами или с помощью специалистов в автомобильном сервисе. Для этого необходимо использовать нагрузочная вилка, которая представляет собой приспособление, оснащенное вольтметром и нагрузочным сопротивлением. Данное приспособление имитирует запуск автомобиля.
Если данный прибор имеется в арсенале, то проверить аккумулятор самостоятельно не составит труда. Первым делом необходимо проверить напряжение АКБ без нагрузки, и оно должно быть не менее 12,7В, что соразмерно с полной зарядкой аккумулятора. После этого для проверки состояния аккумулятора требуется выполнить замеры под нагрузкой.
Нагрузка на аккумулятор происходит с помощью сопротивления прибора, выжидается несколько секунд и снимаются показания вольтметра. На работоспособном аккумуляторе автотранспорта значение напряжения более 12,7В, а тест с нагрузкой не проходит, то пора задуматься о замене аккумулятора.
Сульфатация или осыпание пластинок аккумулятора
Сульфатация – это процесс при работе аккумулятора, который представляет собой оседание сульфата свинца в электродах в процессе химической реакции при зарядке. В процессе заряда аккумулятора часть свинца растворяется, а другая остается на пластинках. В результате постепенно снижается энергоемкость аккумулятора и возникает необходимость его замены.
Однако, когда сульфатация возникнет на новом аккумуляторе, то причина ее возникновения кроется в неправильной эксплуатации, к которым относятся:
- Частый глубокий разряд аккумулятора;
- Некачественный электролит;
- Эксплуатация аккумулятора с оголенными пластинками (снижение уровня электролита);
- Некорректная зарядка аккумулятора с большим значением электропитания.
Сульфатация пластинок
Высокий уровень сульфатации пластинок приводит к быстрой разрядке аккумулятора автомобиля, поскольку сульфатация «съедает» его энергоемкость. Если аккумулятор относительно новый, то можно выполнить десульфатацию АКБ или его восстановление в общем случае. Если аккумулятор служит уже более четырех лет, то в таком случае целесообразно приобрести новый.
Короткое замыкание автомобильного аккумулятора
Короткое замыкание может возникать вследствие неправильной эксплуатации и производственного брака. Причина возникновения замыкания – это замыкание пластинок разной полярности.
Поставить «диагноз» короткое замыкание можно по тому, с какой мощностью кипит электролит и падает напряжение на клеммах аккумулятора. Также уменьшается общая энергоемкость аккумулятора. Почему происходит короткое замыкание?
По следующим причинам:
- Нарушение целостности сепараторов;
- Искривление решеток пластинок;
- Образование наростов на электродах;
- Попадание посторонних объектов в аккумулятор;
- Шлам на дне аккумулятора.
В современных необслуживаемых аккумуляторах заменить какой-либо неисправный элемент невозможно. На просторах интернета можно отыскать варианты устранения замыкания, произошедшего по причине пропускания через аккумулятор тока большого значения. В результате замыкание выжигается. Однако, для проведения этих манипуляций необходимо наличие специального оборудования, поэтому делать это рекомендуется с помощью специалистов.
Осыпание активной массы автомобильного аккумулятора
При использовании аккумулятора осыпание активной массы пластинок осуществляется постепенно. Этот процесс может ускоряться в результате сильных ударных и вибрационных нагрузок. К примеру, при езде по гравийной дороге или по бездорожью. Накапливаясь на дне аккумуляторов, активная масса может послужить причиной возникновения короткого замыкания.
Однако, если этого не произойдет, от осыпания становятся ниже эксплуатационные характеристики аккумулятора – пусковой ток и энергоемкость. В результате емкость снижается до того, что автомобильный аккумулятор почти не набирает заряд и быстро садится. В таком случае придется произвести замену аккумулятора на новый.
Причины быстрой разрядки аккумулятора, связанные с электролитом
Электролит в аккумуляторе может снижаться вследствие расхода воды, а также уменьшать плотность, которая не соответствует нормативному значению. Эти проблемы с легкостью решаются, однако, требуется контролировать состояние аккумулятора и периодически проводить его обслуживание. Не рекомендуется допускать, чтобы уровень электролита был ниже верхнего уровня пластинок. Оптимальный уровень электролита составляет 10 – 15 миллиметров над поверхностью электродов. В летнее время или при перезаряде электролит в АКБ закипает.
Плотность электролита контролируется ареометром. При повышенной плотности рекомендуется долить дистиллированную воду. Причиной расхода воды, как правило, является электролиз, а летом добавляется испарение.
Если плотность электролита низкая и аккумулятор полностью заряжен, то, чтобы привести ее к номинальному показателю следует потрудиться. Необходимо отобрать старый электролит, постепенно разбавляя его новым электролитом с плотностью 1,27 – 1,29 гр/см3. Вместе с тем электролиту необходимо отстояться для смешивания и затем замеряться. Если плотность не достигла оптимального показателя, то процедура повторяется.
Вина водителя
Довольно часто быстрой разрядкой аккумулятора становится сам автовладелец, поскольку он может забыть выключить какой-либо из приборов. За ночь аккумулятор может сесть на «ноль» и подвести в самый важный момент.
Поэтому, чтобы не допустить это необходимо убедиться в отсутствии таких ошибок как:
- Включенные какие-либо потребители (магнитола, фары и прочее);
- После снятия и установки аккумулятора клеммы плохо зафиксированы;
- Неправильно подключены полярности при подключении аккумулятора;
- В обслуживаемый аккумулятор заливалась простая вода вместе дистиллированной;
- При покупке выбрался аккумулятор низкой энергоемкости;
- Энергоемкость аккумулятора гораздо выше, чем заявляет завод-изготовитель.
Забывчивость, невнимательность, нежелание разбираться в вопросах грамотного обслуживания и эксплуатации аккумулятора могут привести к непоправимым последствиям. Включая и быстрый разряд аккумулятора, который может занять не более 5 – 10 часов.
Проблемы с бортовой сетью автомобиля
Причиной, по которой быстро разряжается аккумулятор на автомобиле, может стать повреждение его бортовой сети, начиная от неработоспособной или изношенной электропроводки, заканчивая излишним прожорливым или неработающим потребителем тока. В данном случае необходима комплексная проверка специалистами в специализированном сервисе с применением оборудования и инструментов. Однако, своими руками можно проверить кое-что.
Проверка аккумулятора на утечку тока в бортовой сети автомобиля
Для данной процедуры необходим мультиметр и выполнить следующие операции:
- На аккумуляторе, не снимая его с автомобиля, нужно снять минусовую клемму;
- Перевести мультиметр в режим измерения тока 10А;
- Присоединить один щуп прибора к минусовой клемме аккумулятора, а второй – к плюсовой (без разницы куда подключать красный и черный щуп);
- Записать показание тока.
Перед проведением измерения важно отключить зажигание, обогрев, подсветку, музыку и пр. В таком состоянии полученная сила тока не должна превышать 0,02А.
Если наблюдается высокое показание тока, то здесь необходимо найти проблемного потребителя, по очереди отключая их от сети. Если он не найден, то аккумулятор будет быстро садиться за ночь.
Как не допустить разрядки автомобильного аккумулятора?
Для того, чтобы аккумулятор был в работоспособном состоянии и не подвел в самый неподходящий момент необходимо уделять внимание и систематически проводить профилактические мероприятия.
На что следует обратить внимание:
— каждые полгода аккумулятор требует подзарядки от сетевого зарядного устройства;
— необходимо систематически проверять уровень и плотность электролита (после полной зарядки аккумуляторной батареи). Это относится только к обслуживаемым экземплярам;
— содержание в исправном состоянии электрическую проводку, генератор, потребители бортовой сети автомобиля. Как правило, из-за утечки тока происходит быстрая разрядка аккумулятора;
— выполнять профилактические мероприятия по устранению и недопущению коррозии клемм и выводов аккумулятора;
— содержание аккумулятора в чистоте, чтобы минимизировать самозаряд. Если на поверхности аккумулятора есть загрязнения, то они превратятся в токопроводящий слой, и он не будет держать заряд.