Аккумулятор — одним из важных элементов авто, однако мало кто вдается в детали его работы. От аккумулятора зависит запуск двигателя автомобиля, также он питает всю электросеть автомобиля при неработающем генераторе.
Его работа основана на химических процессах, обычно водители глубоко не вдаются в подробности его работы, считая аккумулятор расходным элементом с ограниченным ресурсом.
- Принцип работы аккумулятора
- Причины появления АКБ с разной полярностью
- Определение полярности аккумулятора
- К чему может привести неправильное определение полярности
- Что такое полярность в аккумуляторе и какая она бывает
- Как определить полярность аккумулятора
- Как подключить аккумулятор другой полярности
- Что будет, если перепутать полярность
- Как определить прямая или обратная?
- Что делать если перепутал полярность?
- Почему важна правильная полярность аккумулятора для авто
Принцип работы аккумулятора
Для большинства владельцев авто аккумулятор – это коробка из пластика с выводами в верхней части для подключения проводов. На некоторых моделях имеются пробки для доливания жидкости, а также окошко, позволяющее определить, что необходимо сделать водителю для техобслуживания аккумулятора.
Принцип работы АКБ строится на переходе одного вида энергии в другой.
Работа аккумуляторной батареи циклична: разряд – заряд, которые основаны на массе отличных друг от друга химических процессов.
Разряд происходит при передаче электроэнергии потребителям. При разряде «плюсовые» и «минусовые» электроды вступают в химическую реакцию с электролитом. При работающем моторе происходит зарядка батареи от генератора, но для полной зарядки лучше использовать зарядное устройство.
Средний срок эксплуатации аккумулятора 4 – 5 лет и зависит от условий его работы. Любой автомобильный аккумулятор в верхней части имеет 2 клеммы, предназначенные для его подключения в электросеть авто, но для его правильного подключения необходимо знать о существовании аккумуляторов разной полярности.
Люди, менявшие аккумулятор, наверное, оказывались в такой ситуации – на прежней батарее провода с легкостью дотягивались до выводов, и подключить аккумулятор было минутным делом.
Подключая новую АКБ, выясняется, что на ней выводы «+» и «-» находятся с точностью до наоборот. Получается, что не достаточно длины проводки для подключения к своим выводам. АКБ с различным расположением выводов представлены на фото.
Вся суть проблемы заключается в полярности. В этом термине заключается расположение выводов на корпусе, питающих электросеть автомобиля.
Приобретая новую АКБ, важно не ошибиться с полярностью, иначе могут возникнуть трудности с подключением.
Выделяют 2 вида полярности
- прямая
- обратная.
В чем же разница между прямой и обратной полярностью аккумулятора?
Причины появления АКБ с разной полярностью
В процессе развития автомобилестроения менялся целый ряд стандартов, в том числе и полярность АКБ. В настоящее время большинство АКБ выпускают одного формата практически все производители, но из-за разницы в годах выпуска авто в ходу аккумуляторы с прямой и обратной полярностью.
В местах продажи автомобильных аккумуляторов с легкостью можно найти АКБ любой полярности. Прямую полярность часто называют еще «отечественной» или «российской» по причине того, что со времен Советских ВАЗовских моделей применяются АКБ прямой полярности. На них слева расположен «плюс», а справа – «минус».
При обратной полярности выводы для подсоединения проводов имеют инверсное расположение. Данный тип АКБ называется «европейским».
Расположение выводов и является основным отличием прямой и обратной полярности аккумулятора. АКБ с прямой и обратной полярностью.
Определение полярности аккумулятора
От местонахождения выводов, имеющих маркировку «+» и «-», можно определить полярность.
Необходимо взять АКБ этикеткой к себе и посмотреть полюса.
При расположении «+» слева – прямая полярность, справа – обратная.
Есть и другие способы определения полярности. Прямая — обычно имеет маркировку «1», а обратная – «0». Это обозначение указывается на этикетке АКБ.
Обратная полярность АКБ
Для упрощения задачи автовладельцам на большинстве европейских и азиатских авто выводы отличаются размерами. Причем «+» и «-» во избежание ошибок подключения имеют разный диаметр.
Существуют и другие полярности, но они не имеют широкого распространения. Например, «американская» — отличается местоположением выводов. Они расположены сбоку АКБ.
Прямая полярность АКБ
К чему может привести неправильное определение полярности
Так ли необходимо знать какая на машине прямая или обратная полярность аккумулятора и чем опасно неправильное подключение?
Разница есть, неспроста полярность указывают на АКБ. Провода к АКБ имеют определенную длину – конкретно до своей клеммы. Это сделано, чтобы случайно не перепутать провода.
Однако, все же есть вероятность неправильного подключения АКБ, что может ощутимо навредить машине и кошельку автовладельца, а также иметь наиболее тяжкие последствия.
ВАЖНО! Неправильное подключение может иметь последствия.
При неправильном подключении АКБ перегорят не все потребители, так как на некоторые не влияет смена полярности, например, лампочки, чего не скажешь об электронных приборах. Также велика вероятность короткого замыкания и возникновения пожара, который может привести к утрате автомобиля.
Что такое полярность в аккумуляторе и какая она бывает
В аккумуляторах под полярностью подразумевают расположение токопроводящих элементов на крышке оборудования. К этим контактам и подключают электроцепь авто или зарядное устройство. В зависимости от расположения плюсовой и минусовой клеммы и определяется полярность устройства.
АКБ с прямой полярностью устанавливались на всех советских автомобилях.
Если смотреть на АКБ со стороны токовыводов, то при прямой полярности слева должен находиться плюсовой контакт, справа — минусовой. При обратной — клеммы будут расположены наоборот.
В батареях для грузовых авто расстановка клемм другая. В отличие от АКБ для легковушек, здесь контакты расположены не спереди, а слева. Если аккумулятор с прямой схемой — то ближайший к вам контакт будет плюсовым, если обратную — то минусовым.
Вид на лицевую сторону АКБ грузового автотранспорта.
Как определить полярность аккумулятора
Если вы делаете заказ в интернет-магазине и не видите саму батарею, узнать схему подключения можно по маркировке выбранной батареи.
Буквой «R», цифрой «0» или сокращением «о.п.» обозначаются модели с обратной полярностью, устройства с прямой отмечаются «L», «1» или «п.п.». В описании к оборудованию также встречаются понятия «российская» («азиатская») и «европейская» полярность: первая является прямой, вторая — обратной.
Сами клеммы, помимо знаков «+» и «-», отмечаются сокращением «POS» и «P» (для положительных контактов) или «NEG» и «N» (для отрицательных токопроводящих элементов). Также на некоторых моделях контакты могут отличаться по толщине: диаметр положительных обычно больше.
К сожалению, маркировка на изделии не всегда соответствует действительности, а иногда и вовсе отсутствует, в описании указывают недостоверную информации, а продавцы — не разбираются в вопросе полярности. Чтобы не потратить деньги зря, и тем более не повредить механизмы авто, внимательно и ответственно подходите к выбору батареи и не покупайте у сомнительных продавцов.
Помните, материальные потери после неправильного подключения АКБ вам никто не компенсирует, ведь такой случай не является гарантийным.
Как подключить аккумулятор другой полярности
Устанавливать на авто нужно именно те батареи, на которые оно рассчитано. Но если по какой-либо причине необходимо подключить АКБ другой полярности, сделайте это с помощью удлинения одного из подходящих проводов.
Только помните, безопасно провести такой «трюк» можно лишь с минусовым контактом (так как он является массой). Наращивание плюсового провода может привести к печальным последствиям.
Что будет, если перепутать полярность
Если при подключении вы перепутали клеммы, но быстро опомнились и отключили батарею — считайте, вам повезло. В противном случае такая оплошность приведет к проблемам.
Для батареи такие «эксперименты» тоже не проходят бесследно. Хотя новая АКБ вряд ли пострадает, в старой с большой вероятностью посыпятся плюсовые пластины, что снизит мощность аккумулятора и для старта двигателя ее уже не хватит.
Кстати, подсоединить минусовой провод к плюсовой клемме в большинстве случаев без применения молотка не получится. Производители намеренно делают диаметр плюсового контакта несколько больше, чтобы минимизировать количество подобных проблем.
В настоящее время стандартными являются именно контакты «европейских» АКБ.
При неправильном подключении зарядного устройства скорее всего пострадает сам зарядник: в дорогих моделях сгорят предохранители, дешевое китайской устройство может выгореть полностью.
Если неправильно подключить контакты при прикуривании, то замыкание гарантировано. Чтобы минимизировать последствия ошибки, отсоединить провода надо в течении 1-2 минут (за это время они нагреются и начнут плавиться, а это уже может привести к пожару).
Как определить прямая или обратная?
Распознать, какая полярность у аккумулятора совсем несложно. Достаточно повернуть его «лицом» к себе, то есть, чтобы боковая наклейка была обращена в вашу сторону, а сами выводы располагались с ближней стороны.
После этого просто смотрим, как расположены выводы: если «плюс» — слева, то прямая полярность, правое же его положение указывает на обратную.
Но перед приобретением новой батареи важно учитывать не только полярность, но и само ее расположение в посадочном месте на авто.
Ведь достаточно повернуть батарею на 180 град, чтобы поменять полярность аккумулятора, вот только выводы в таком случае будут с дальней стороны. А это уже может создать проблемы с подключением АКБ к бортовой сети, из-за того, что проводов будет нахватать или же что-то помешает накинуть и закрепить клеммы.
Что делать если перепутал полярность?
Бывает так, что батарея уже приобретена, но полярность ее не подходит, а возможности заменить на аккумулятор с нужным положением выводов нет. И все же ее можно подключить к сети авто.
Но для этого АКБ следует разместить так, чтобы «плюсовой» вывод располагался как можно ближе соответствующей клемме проводки (развернуть аккумулятор, немного сместить его в сторону). Важно сделать так, чтобы получилось подключить клемму к выводу батареи и закрепить ее.
Естественно, «минусовой» провод при этом доставать до вывода не будет, да это и не нужно. Далее берем длинный отрезок провода с хорошим сечением (можно использовать часть провода для «прикуривания»).
Откручиваем «родной» массовый провод от кузова авто и заменяем его подготовленным отрезком. Закрепляем на конце клемму для подключения к АКБ и накидываем ее на вывод. Таким способом можно подключить к бортовой сети батарею с любой полярностью.
Почему важна правильная полярность аккумулятора для авто
Неправильно выбранная полярность может привести к серьезным проблемам с машиной. Прежде всего это касается электроники. Все технические электроприборы зависят АКБ. Каждая машина имеет определенное место посадки батареи.
Если перепутать провода или установить не тот аккумулятор, электроснабжение автомобиля придет в негодность — перегорит.
Устранять эту поломку очень длительно и дорого. Придется полностью менять проводку.