Как и у любой детали автомобиля, у аккумулятора есть свой ресурс и срок эксплуатации. Влияют на них множество факторов, поэтому сколько служит аккумулятор автомобиля конкретной модели чаще всего указывается в сопроводительной к АКБ документации.
Варьируется он обычно в пределах 3-10 лет, но на практике у всех автомобилистов есть свой опят и ответ сколько же служит аккумулятор в его машине.
Но для статистики хочется отметить, что самые долгоиграющие это необслуживаемые аккумуляторы, а работоспособности которых позаботились ещё на заводе изготовителе.
Сколько служит аккумулятор автомобиля при соблюдении правил эксплуатации
И это понятно, потому что технологии герметичного цикла позволяют долгое время воспроизводить циклы заряда-разряда без вреда для компонентов и составных частей батареи. Но всё же есть ряд общих факторов, которые влияют на средний срок службы аккумулятора автомобиля каким бы он ни был и к какому типу не относился.
Производство и эксплуатация
Качество производства
Максимальный срок службы аккумулятора автомобиля очень сильно зависит от технологии производства и качества оборудования производственной линии каждой конкретной марки и типа. В среднем современные АКБ для автомобилей служат 5-7 лет и имеют заводскую гарантию 2-4 года. Речь идёт, конечно же, о необслуживаемых моделях.
Но есть и менее живучие АКБ, здесь их срок службы в три года выявить легко – очень маленькая заводская гарантия до года, а иногда и вообще всего 6 месяцев.
ИНТЕРЕСНО: самые долговечные по заводским исходным характеристикам это АКБ от Varta и Bosch, даже гарантийный срок в зависимости от модели может быть равен 8 годам эксплуатации.
Температура эксплуатации
Бытует мнение, что аккумуляторы в автомобилях хуже переносят низкие температуры зимы, чем высокие летом, что саморазряд у них идёт быстрее. Но это не совсем так. В холодный период саморазряд быстрее не происходит, батарея разряжается совсем по другой причине. В холоде после запуска и прогрева АКБ работает как и задумал производитель, но если ездить без предварительного прогрева и на короткие дистанции, то сама батарея не успевает прогреваться и не выдаёт нужный заряд.
Летом же батарея всегда и так нагрета, ей не требуется дополнительная внутренняя мощность для выдачи разряда, а значит она разряжается не так быстро.
Если вы живёте в резко континентальном климате, то раз в 2-3 сезона лучше делать ТО для своего аккумулятора – десульфатацию. Так вы сможете нейтрализовать влияние низких температур зимы и продлить срок службы АКБ.
Тип обслуживания
Обслуживаемые батареи прошлый век не только из-за постоянного контроля за уровнем электролита, но и из-за меньшего срока службы. Из-за халатности в обслуживании вы можете не просто в одно прекрасное утро не завести автомобиль, но и полностью разрушить АКБ без возможности восстановления.
То ли дело необслуживаемые автомобильные аккумуляторы – производители выпускают современные модели с большим количеством циклов заряда-заряда, которые в процессе эксплуатации не выкипают, не требуют контроля состава электролитической жидкости и вообще неприхотливы в разумных границах.
Исправная работа системы заряда
Самый главный друг аккумулятора в вашем автомобиле – генератор. От его работы будет напрямую зависеть сколько прослужит аккумулятор автомобиля. При исправное работе срок службы будет равен заявленному производителем, а вот при неисправности – АКБ не вынесет такой жизни. чаще всего неисправный генератор недозаряжает аккумулятор, который в следствии может либо провалиться в глубокий разряд, либо регулярно получать сульфатацию пластин, которые начинают разрушаться раньше срока.
Второй товарищ аккумулятора в машине – реле регулятора. Если генератор это щедрый барин, то реле это строгий управдом, который следит, чтобы генератор не перестарался и не перезарядил аккумулятор. Такой себе «горшочек не вари» внутри машины. Неисправность реле регулятора также ведет к внутренним разрушениям в системе АКБ и уменьшает его срок службы.
ВАЖНО: если у вас с 3-4 раза не запустился двигатель, а стартер крутится и не даёт результата – переставайте мучать автомобиль. Вы сажаете аккумулятор и вообще очень пагубно влияете на авто. Постарайтесь как можно быстрее обратиться за помощью на станцию техобслуживания, так как неисправная система запуска может легко убить ваш аккумулятор в очень короткие сроки.
Утечки тока в системе электроники
Иногда на срок службы аккумулятора в автомобиле влияет ещё и качество сборки электроники, особенно если речь идёт о дополнительном оборудовании. Порой даже внештатная магнитола, установленная с нарушениями, приводит в нагрузке на аккумулятор, которая в конечном итоге приводит к его неправильному заряду-разряду.
Заметить утечку можно при утреннем запуске, когда стартер начинает менять свой звук и ритм запуска. Второй вариант – когда машина стоит несколько дней без движения, а аккумулятор успевает разрядиться в глубокий разряд – это тоже сигнализирует об утечке.
ВАЖНО: если в вашей системе электронике возникнет короткое замыкание, то аккумулятор можно сразу менять – после данного инцидента он уже нежизнеспособен. Но если короткое замыкание было вызвано самим аккумулятором, то это производственный брак, подлежащий обмену по гарантийным обязательствам.
Прочие причины
Городской поток
Городской ритм не всегда предполагает, что вы сели в автомобиль и несколько часов планомерно на хорошей скорости едите из дома на работу, например. Качественный заряд аккумулятора после старта часто ограничивает недалёкая поездка, скорость в режиме светофоров и перезапуски и опять же короткие поездки в течение дня. Всё это реалии нашей жизни, но максимальный срок службы даже необслуживаемого аккумулятора автомобиля это съедает.
Для частичной нейтрализации можно устраивать поездки раз в неделю по 30-40 минут, чтобы АКБ успел полностью зарядиться. Но если вы подолгу стоите в пробках – таких профилактических катаний можно и не делать – генератор работает и на холостых оборотах, главное чтобы прошло достаточно времени для заряда.
Крепление АКБ
Если вы некорректно закрепили клеммы и вообще ваш аккумулятор не плотно сидит на своём месте, то в процессе движения автомобиля он может просто слететь, клеммы могут замкнуть, а процесс заряда-разряда попросту нарушится из-за прерывания соединения запчастей.
Также всегда следите за коррозийными процессами на корпусе и клеммах, так как они также влияют на процесс эксплуатации и срок службы аккумулятора.
Дополнительная внешняя зарядка
В целях профилактики периодически можно проводить зарядку аккумулятора вне автомобиля. При этом делать это нужно с помощью специального зарядного устройства, предварительно вынув АКБ из машины и ни в коем случае не использую быстрый заряд.
Это способ нейтрализации частой эксплуатации автомобиля на короткие дистанции с частым запуском двигателя в течение дня и регулярным недогревом системы.