Десять аккумуляторов — и все именитых брендов. Именно поэтому нас так удивили полученные результаты.
Похоже, что аккумуляторные батареи традиционной конструкции еще долго будут править бал. Еще недавно мы предсказывали, что их потеснят более продвинутые аккумуляторы, сделанные по технологии AGM. Но по экономическим причинам производители решили не заменять поголовно древние батареи более продвинутыми. Нецелесообразность такой рокировки подтвердили и результаты нашего спецтеста, где мы сопоставили АКБ пяти различных типов.
Поэтому для традиционной ежегодной экспертизы мы накупили «европеек» с жидким электролитом и габаритами 278 х 175 х 190 мм. Такие батареи — из числа самых популярных в России, подходят как для большинства бюджетных машин, так и для моделей ценой в несколько миллионов рублей.
Обычно мы собирали более многочисленную компанию, но на сей раз решили не брать «мальчиков для битья». Однако наряду с известными брендами есть и новичок — южнокорейская батарея Сепе. Ее делают на том же заводе Delkor, где выпускали аккумуляторы Medalist, неоднократно побеждавшие в наших испытаниях. Сегодня батареи Medalist производят еще и в Турции, но у нас на тесте присутствует именно корейская продукция. Итак, четыре «россиянки» против шести «иностранок». Самая дешевая батарея — тюменская: 4000 рублей. Самая дорогая -корейская Сепе: 7300 рублей.
В основе программы испытаний — проверка энергетических возможностей батарей на морозе: при -18 и -29 °С. Для российских условий эксплуатации это самые важные показатели. Кроме того, оценили резервную емкость всех батарей как в состоянии поставки, так и после полной зарядки. Первый параметр говорит о порядочности продавца: все батареи продавались как гарантийные, но это не означает, что за ними кто-то ухаживал. Второй параметр — это реальный запас энергии в АКБ, именно его мы учитывали при распределении мест. Всего проверяли четыре энергетических показателя.
Ради интереса сравнили способность батарей принимать зарядный ток, оценивая их восстановление после глубокого разряда. А чтобы оценить выгоду от покупки той или иной батареи, пересчитали набранные аккумуляторами баллы с учетом их цены — получилась новая табель о рангах по соотношению цены и качества.
- Лучшая половина рейтинга
- А вот такого не было давно
- ЦЕНА И КАЧЕСТВО АККУМУЛЯТОРОВ
- ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА БАТАРЕЙ В ТЕСТАХ ГОДА
- Прием заряда
- РАССТАНОВКИ ПО МЕСТАМ ЗА РУЛЕМ
- Как выбрать батарею?
- Замер напряжения (ЭДС)
- Взвешивание
- Замер емкости АКБ
- Распил и подсчет пластин
- Сравнение пластин на жесткость
- Итоги теста
- Видео теста
Лучшая половина рейтинга
Поначалу всё шло очень гладко. Резервная емкость у батарей оказалась неплохой — выше ста минут. В экспертизах прошлых лет большинство результатов было скромнее. Но резервная емкость, как известно, проверяется в тепличных условиях: при скромном токе 25 А и температуре 25 °С. А что будет при трехзначных токах да на морозе?
Тревожные нотки прозвенели сразу. Titan при оценке тока холодной прокрутки на первых же замерах просел ниже 7 В — нехороший симптом. Испытывай мы аккумуляторы в строгом соответствии с ГОСТом, батарею сняли бы с пробега: всё, что ниже 7,2 В, — это прокол. Но мы решили закрыть на это глаза — может быть, батарея очухается.
А вот такого не было давно
Сразу две батареи — Зверь и Актех -отказались выдавать заявленный ток в течение 30 секунд. И это при температуре всего лишь -18 °С.
Так в таблице результатов появились первые «баранки». При проверке единым током Актех снова не сдюжил. А когда температуру снизили до -29 °С, отказала половина батарей! Titan и Актех скисли в первую же секунду, Зверь и Bosch — через 11 и 18 секунд соответственно, a Mutlu — через 24 секунды. Вот тебе и новенькие батареи!
Только половина из протестированных аккумуляторов проявила готовность поделиться запасенной энергией. Лучшими при этом оказались изделия южнокорейского завода Delkor — неоднократный призер наших соревнований Medalist и новичок Сепе. Третье место уверенно заняла тюменская батарея, вновь подтвердившая свой высокий уровень. К сожалению, это единственная «россиянка», добравшаяся до подиума.
ЦЕНА И КАЧЕСТВО АККУМУЛЯТОРОВ
Мы пересчитали итоговые показатели с учетом цен АКБ. Результаты теста АКБ оказались предсказуемыми: параметр «цена/качество» с огромным запасом вывел на первое место тюменскую батарею. Второй оказалась Varta, а бронзу забрал себе Medalist.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА БАТАРЕЙ В ТЕСТАХ ГОДА
Резервная емкость показывает, долго ли продержится батарея при езде со всеми включенными энергопотребителями (фары, стеклоочистители, печка), если испортился генератор. Измеряется в минутах. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат показала Tyumen Battery Premium: 143 минуты. Худший — у батареи Titan Standart: 116 минут.
О Приведенная энергия пуска заявленным током характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Измеряется в килоджоулях (кДж). Чем выше результат, тем лучше.
Сначала батарею разряжают заявленным током холодной прокрутки (1Хп) в течение 30 секунд, затем регистрируют напряжение (Изо) на ее выводах. После 20-секундной паузы батарею разряжают током, равным 60 % от заявленного тока холодной прокрутки, до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда (tb) фиксируют. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле:
Е = 0,3 Ixn (Ubo-6,0) t6.
Лучший результат показал Medalist: 27,6 кДж. Худший — у батарей Зверь и Актех: даже 30 секунд не продержались.
О Приведенная энергия пуска единым током при -18 °С. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Измеряется в килоджоулях (кДж). Чем выше результат, тем лучше.
Сначала батарею разряжают током 680 А в течение 30 секунд и регистрируют напряжение на ее полюсных выводах (11зо). После 20-секундной паузы батарею разряжают током 408 А до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда (te) фиксируют. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле:
Е = 204 (изо-6,0) te.
Лучший результат показал Сепе: 29,6 кДж. Худший — у батареи Актех, не продержавшейся и 30 секунд.
О Приведенная энергия пуска единым током при -29 °С. Всё аналогично предыдущим испытаниям, за исключением температуры (-29 вместо -18 °С). Измеряется в килоджоулях (кДж). Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат — у Сепе: 3,2 кДж. Худший — у батарей Зверь, Mutlu, Bosch, Актех и Titan, которые не продержались даже 30 секунд.
О Прием заряда при постоянном внешнем напряжении. Показывает способность батареи восстанавливаться после глубокого разряда. Лучше других принимает заряд Varta Blue Dynamic: 25,97 А. Наименьший зарядный ток — у батареи Актех: 19,27 А.
Примечание. Технические измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей и не могут служить характеристикой всей одноименной продукции в целом.
Прием заряда
Вне конкурса решили проверить, хорошо ли полностью разряженные батареи принимают зарядный ток. Напряжение зарядного устройства при этом составило 14,4 ± 0,05 В. Способность восстанавливаться -это тоже критерий качества батареи, пусть и косвенный. Что ж, имена всё те же: лучше других это делает Varta, чуть отстала от нее Tyumen, третьим стал Medalist. Замыкают таблицу Зверь и Актех.
РАССТАНОВКИ ПО МЕСТАМ ЗА РУЛЕМ
В испытаниях каждого вида брали лучший и худший результаты и присваивали им соответственно 5 баллов и 1 балл. Остальные участники получали промежуточные оценки согласно расположению между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замерах резервной емкости лидер показал результат 143 минуты, а аутсайдер -116 минут, то участник с результатом 118 минут получал 1,30 балла. Если АКБ проваливала экзамен, то ее оценка — 0. Итоговый балл — это среднее арифметическое четырех промежуточных оценок.
В таких случаях принято говорить: сегодня не твой день! Батарея ни разу не смогла выдать ток холодной прокрутки, показала худший результат по приему заряда и уверенно оказалась последней как с учетом цены, так и без нее. Незачет!
Батарея хорошо принимает заряд, но на этом ее достоинства иссякают. Самая низкая резервная емкость, худший результат при проверке заявленным током, отказ при температуре -29 градусов. В итоге — уверенное второе место от конца.
Бошевские батареи почти никогда не удивляли нас высокими показателями. Так и здесь: худший результат при проверке единым током, отказ при -29 градусах, неважный прием заряда. Хвалить не за что.
Турецкая батарея огорчила: она всегда ходила в крепких середняках, но в этот раз скисла при -29. Седьмое место из десяти — как с учетом, так и без учета цены.
Батарея показала неплохую резервную емкость, и это спасло ее от более низкого места. Заявленный ток не выдала, при — 29 померла, ток заряда один из самых низких.
Высокая резервная емкость, неплохо выдает ток холодной прокрутки, лучший прием заряда. В целом — неплохо. А по соотношению цена и качество и вовсе уступила только тюменской батарее.
Самое обидное место в спорте — четвертое. Но батарея уступила достойным конкурентам. Замечаний нет — рекомендуем.
Как всегда, очень хорошо выступила «россиянка» из Тюмени. лучшая резервная емкость. Хорошо принимает заряд. Первое место по соотношению цена/качество. Рекомендуем.
Южнокорейский новичок уступил лидеру сотые доли балла. батарея стала лучшей по результатам замера единым током. Первого месте ее лишил излишне заявленный ток. Рекомендуем.
Как выбрать батарею?
Советуем изучить список победителей наших экспертиз за последние годы: испытаний такого уровня, кроме нас, не проводит никто. И напомним основные параметры, которые надо учитывать при покупке АКБ.
Габариты АКБ должна уместиться на штатном месте — под капотом, в багажнике или под полом. Полярность. На большинстве автомобилей разместить батарею с иной полярностью не удастся — не хватит длины проводов. Проще всего перед покупкой сфотографировать старую батарею, чтобы точно знать, где должен быть «плюс», а где «минус». Цена. Бренд обычно определяет и цену. Заявленные электрические параметры — ток и емкость — диктуются габаритами. Не обращайте внимания на «специалистов», которые будут говорить про нежелательность «излишних» амперов или ампер-часов. Выбрали? Не забудьте перед установкой на машину зарядить батарею, а при установке — надежно ее закрепить. Вибрации ускоряют механическое разрушение пластин.
Почему одни аккумуляторы с емкостью 60 Ач стоят 2400 рублей, а другие 5500 рублей? В чем же здесь подвох?
По сути, Сергей сделал то, о чем знали все профессиональные аккумуляторщики, но боялись публично раскрыть этот коварный заговор нечестных на руку производителей аккумуляторных батарей.
Однажды утром, Сергей, скопив денег пошел в «Ленту», купил там на сдачу с колбасы АКБ Автофан, зашел на рынок за АКБ Спарк и в аккумуляторный магазин у дома, где приобрел АКБ Батбир. Автофан произведен на заводе Аком (Жигулевск, самарской области), Спарк (Свирск, Иркутская область) на заводе Актех, Batbear на заводе Алькор (Тюмень, тюменская область).
Все аккумуляторы, судя по характеристикам на этикетке, являлись идентичными с разницей лишь в пусковом токе. Так пусковой ток у Автофана заявлен 470 А, у Спарка 480 А, у Батбира 500 Емкость всех батарей 60А/ч. А. цена на данные батареи следующая: Автофан – 2600 рублей, Спарк – 2400 рублей, BatBear – 3500 рублей. «Ага, скажут внимательные автомобилисты, — попахивает мухлежом в стиле журнала «За рулем», цена то существенно отличается, BatBear, то вон какой дорогой». Но нет. Никакого мухлежа здесь нет, никто не собирается выявлять из них лучшую — это уже и в магазине без теста понятно. Задача теста выявить существенное отличие между дешевыми (Tyumen Batbear) и супер дешевыми батареями (Автофан, Спарк), а также донести до потребителя, что скупой платит трижды.
По методике тестов, батареи должны пройти следующие дисциплины: измерение напряжения, взвешивание, изменение емкости путем разрядки, подсчет пластин, измерение толщины пластин, измерение габаритов пластин.
Замер напряжения (ЭДС)
Для измерения напряжения использовался простой вольтметр.
Автофан показал 12,78 В, Спарк – 12,80 В, BatBear – 12,81 В. То есть все испытуемые образцы имеют эталонную заводскую зарядку и не требуют дополнительного вмешательства перед установкой на автомобиль.
Взвешивание
Для измерения веса были использованы бытовые весы Tefal, на которых Сергей взвешивался по утрам.
Автофан – 13,1 кг.
Спарк – 13,4 кг.
Батбир – 14,3 кг.
Сразу в глаза бросается разница в весе у супердешевых батарей и эталонного Батбира – она составляет около 1 кг. Стоит сразу раскрыть главный секрет – очевидно, что низкая цена у Автофана и Спарка, не потому что «честная», а потом что сэкономили на свинце. Чистый свинец, используемый в АКБ – не дешевый. Это не просто разбитый старый аккумулятор, переплавленный в консервных банках на костре в брикеты. А высокотехнологичный продукт, состоящий из специальных свинцовых пластин, которых в Автофане и Спарке по всей видимости на порядок меньше, чем должно быть.
Замер емкости АКБ
Для измерения емкости батарей Сергей раздобыл устройство тестового разряда УТР-1, которое по заданным параметрам разряжает батарею и определяет ее емкость. Прибор определяет емкость путем разрядки определенным током, измеряет количество часов разрядки и определяет емкость АКБ. Так батарея 60 Ач должна током в 3А разряжаться 20 часов или током в 6 А 10 часов. Было принято использовать ток в 3 А.
Прибор показал следующую емкость батарей:
Автофан – 44 Ач;
Спарк – 37 Ач;
БатБир – 60 Ач.
Тут мы раскроем еще один секрет. За хранение энергии отвечает объем активной массы, которая изготовлена с применением свинца. Чем ее больше, тем больше емкость батареи. Здесь, как правило, есть зависимость между весом АКБ и емкостью. Вот почему Камазовские АКБ на 190 Ач весят около 50 кг.
Распил и подсчет пластин
При проведении данного эксперимента все три батареи были аккуратно распилены. После вскрытия батареи не подлежат дальнейшему использованию и будут утилизированы.
Все стартерные 12ти вольтовые батареи состоят из шести банок. В каждой банке находится набор положительных и отрицательных электродов, разделенных конвертом-сепаратором. Чем больше электродов, тем выше ток холодного пуска и емкость батареи.
Итак, пилим и считаем.
Автофан – 5 положительных и 5 отрицательных электродов;
Spark – 5 положительных и 4 отрицательных электродов;
Tyumen Batbear – 6 положительных и 6 отрицательных электродов.
Суммируем и помножим на 6, чтобы определить суммарное количество электродов в АКБ:
Автофан – 60 электродов в АКБ;
Spark – 54 электродов в АКБ;
Tyumen Batbear – 72 электродов в АКБ.
Что и требовалось доказать, вот Вам и недостача в весе.
Сравнение пластин на жесткость
Данный метод является субъективным, так как у Сергея нет нужного оборудования, чтобы выразить жесткость пластин в цифрах.
Для сравнения брали положительную пластину, так как она переживает самые сильные нагрузки.
У Автофана пластина выполнена по технологии – путем литья, но, по мнению Сергея, сама ее структура тонкая, поэтому жесткостью пластина не блещет. А это значит, что такой электрод может удерживать на себе мало активного вещества. При этом из-за нагрузок, пластина будет больше подвержена деформации и активное вещество будет быстрее оплывать (осыпаться), превращая аккумулятор в пластиковый ящик со свинцом на дне.
У Спарка дела обстоят аналогично, при этом сам электрод выполнен по экспандерной технологии, то есть растяжки свинцовой ленты. Из-за этого пластина по жесткости напоминает сетку-рабицу – дряхлую и гибкую.
У БатБира пластина жесткая, поэтому она лучше и в большем объеме удерживает на себе активную массу. А значит, служит дольше и меньше теряет емкость в процессе эксплуатации.
Итоги теста
Сергей уверяет, что для определения качества батареи ее достаточно взвесить. Тут не согласимся, так как на сегодняшний день существуют устаревшие технологии, где для достижения пускового тока в продукт напихивают толстых пластин с низким качеством свинца. В этом случае батарея соответствует емкости, но вот токоотдача и саморазряд у таких батарей оставляет желать лучшего. Поэтому мы бы добавили еще одно испытание – на пусковой ток, благо сейчас есть приборы, которые его хоть и с погрешностью, но определяют. Поэтому при выборе надежного аккумулятора для своего авто нужно руководствоваться несколькими показателями. Или же обращаться в надежные магазины, которые дорожат своей репутацией и не будут пытаться продать Вам «летний» аккумулятор зимой.