Неотъемлемая часть любого АКБ – электролит. Не является исключением и автомобильный аккумулятор. При чем очень важным фактором эксплуатации является поддержание уровня электролита в автомобильном аккумуляторе не ниже критического значения каждой конкретной модели.
Сам по себе электролит состоит из двух компонентов в очень строгой рабочей пропорции: 65% дистиллированной воды и 35% серной кислоты. Не соблюдение этого баланса ведет к серьёзной проблеме – сульфатации пластин.
Уровень электролита в автомобильном аккумуляторе
Как понять, что АКБ нуждается в ТО?
И следствием становятся:
- Потеря ёмкости;
- Сокращение срока эффективной эксплуатации;
- Изменение температурных свойств электролитической жидкости;
- Увеличение показателей саморазряда.
В каких аккумуляторах нужно следить за уровнем электролита?
Есть два типа аккумуляторов – не обслуживаемые и обслуживаемые.
Первым никакого контроля не требуется, так как они имеют герметичный корпус и подлежать утилизации после выработки своего ресурса. Такие АКБ нельзя восстановить и тем более следить в них за уровнем электролита.
А вот обслуживаемые АКБ как раз из-за разборного корпуса подлежат регулярному осмотру и обслуживанию. Важными пунктами такой работы будут отслеживания уровня электролита и состояния пластин.
Как проверить уровень электролита в АКБ
Чтобы удостовериться в достаточном уровне электролита в автомобильном аккумуляторе можно выполнить следующие действия:
- Проверить специальные метки на корпусе. Многие производители наносят на корпус обслуживаемого АКБ специальную шкалу, по которой пользователь может определить уровень израсходованной электролитической жидкости. При чем отметки нанесены не на весь объем, а только на максимальный уровень и критически минимальный для сохранения работоспособности аккумулятора.
- Визуальный осмотр. Если меток на корпусе нет и вам не видно без вскрытия уровень электролита – установите АКБ на горизонтальную ровную поверхность, снимите крышку и, подсветив фонариком, посмотрите уровень. Если электроды видны – бегом в автосервис!
ВАЖНО: если визуально определить уровень не удаётся, воспользуйтесь подручным средством – длинной соломинкой для сока или чем-то аналогичным, например опорой для орхидеи без крючков.
Опустив трубочку до дна и достав её из корпуса АКБ вы увидите след, подобный следу на щупе масла. Если уровень до верхней поверхности корпуса больше 15 мм – требуется доливка.
Проверка уровня электролита в АКБ важна, но также важно знать причины уменьшения уровня жидкости, чтобы предугадать моменты, которые приведут к её уменьшению:
- Испарение водной части состава – самая частая причина в жаркий период. В такой ситуации важно не просто долить электролитический раствор, но и предварительно узнать соотношение воды и кислоты.
- Вытекание – случается, если у вас в автомобиле неисправно температурное реле.
- Если у вас регулярно разряжен аккумулятор, то он начинает в большей степени расходовать на химические процессы кислоту, как составной элемент. В таком случае перед доливкой также требуется сначала провести анализ соотношения компонентов.
Особенности
Ещё один немаловажный показатель в вопросе уровня электролита в автомобильном аккумуляторе – это его плотность. Знание плотности также позволит вам понять не только пора или нет доливать электролит, но и в каких пропорциях это нужно делать. Измерить плотность поможет приборчик ареометр. Продаётся он в большинстве автомобильных магазинов и стоит обычно в районе 200 рублей.
Перед проверкой плотности электролита полностью зарядите свой автомобильный АКБ. Только при полном заряде показания прибора считаются достоверными. Если при тесте ваш ареометр показал 1,29 гр/см3 – доливать электролит нужно в классической пропорции. Если показатель уполз – доливка потребуется с корректировкой. При повышенной плотности – доливается сначала дистиллированная вода, выравнивается показатель, а потом доливается полноценный раствор электролита. При низкой плотности – доливается сначала кислота.
ВАЖНО: после доливки или корректировки состава электролитической жидкости в аккумуляторе, его необходимо зарядить. Нельзя просто выполнить процедуру доливки и оставить АКБ.
Немаловажно при отслеживании уровня электролита в автомобильном аккумуляторе сразу обратить внимание и на уровень осадка и примесей. Особенно важно обратить на это внимание при обслуживание АКБ у профессионалов. При наличии специалиста на техстанции это особенно важно для «немолодых» АКБ. Пластины в процессе работы так или иначе начинают осыпаться, поэтому если примесей и осадка много есть смысл не просто долить электролит, а полностью его обновить.
ВАЖНО: все работы с аккумуляторами рекомендуется проводить только в открытом, хорошо проветриваемом помещении с использованием респираторов. Не забывайте, в состав электролитической жидкости входит серная кислота, пары которой очень вредны. Также имейте под рукой простую воду, которая спасёт вашу кожу при попадании на неё капель кислоты. Но лучше всего использовать защитные перчатки и быть предельно аккуратными.