Вес автомобильного аккумулятора- сколько весит?

Среди основных характеристик автоаккумулятора покупатели, часто даже весьма опытные, обращают внимание преимущественно на стоимость и ёмкость, забывая о том, что масса устройства тоже важна.

Учитывая, что вес у аккумуляторов приличный, было бы интересно узнать, как он коррелирует с другими характеристиками батареи – ёмкостью, габаритами, пусковым током.

От чего зависит вес автомобильного аккумулятора

При увеличении размеров совершенно правильным будет предположение, что в него поместится больше электролита. Так, 75-амперный аккумулятор весит в районе 15-20 кг.

Мало кто из отечественных автомобилистов знает, но на некоторые азиатские малолитражки устанавливаются АКБ ёмкостью 35 А/час, весящие в полностью заправленном состоянии порядка 12 кг., но есть и ещё менее массивные батареи, используемые для питания мототехники.

С другой стороны, не редкость и аккумуляторы весом в полцентнера, устанавливаемые на грузовики и спецтехнику. Такую АКБ и поднять-то сможет далеко не каждый.

Компоненты, из которых состоит АКБ, и их доля в общей массе

Схематически классический стартерный автомобильный аккумулятор можно представить в виде конструкции, состоящей из пластикового корпуса-моноблока, в котором размещаются металлические пластины и заливается электролит.

Таким образом, вес автомобильного аккумулятора в килограммах можно распределить между этими тремя составляющими. В среднем на свинцовые пластины приходится до 60-70% от массы батареи, на долю электролита – около 20-25%, на долю коробки – 5-8%.

Чистый вес пластикового корпуса колеблется возле значения 500 граммов.

В такой короб помещается порядка 12-13 килограммов свинца, определённое количество электролита – смеси соляной кислоты и дистиллированной воды в пропорции 35:65%.

Рассмотрим эти главные компоненты подробнее.

Оболочка

Аккумуляторный корпус, или моноблок, представляет собой короб, изготовленный из полипропилена (ранее встречались и эбонитовые корпуса), служащий ёмкостью для электрохимического раствора.

Внутри моноблок разделён на секции, количество которых зависит от типа АКБ. Так, у шестивольтовых батарей таких секций 3, у 12-вольтовых автомобильных – 6.

В этих секциях размещают набор свинцовых пластин, представляющих собой чередующиеся положительные и отрицательные электроды в виде решетчатых прямоугольных конструкций.

Чтобы они не соприкасались между собой, их разделяет сепаратор из диэлектрического химически стойкого материала. В каждую секцию заливается электролит, уровень которого должен перекрывать верх пластин на 10-15 мм.

Наконец, сверху корпус закрывается крышкой, которая содержит выводы пластин (плюсовую и минусовую клеммы), а также может иметь пробки для долива электролита или дренажными отверстиями для отвода газов. Доля короба в весе АКБ – 5-8%.

Свинец

Батареи стартерного типа изготавливаются по разным технологиям. В настоящее время самыми распространёнными считаются свинцово-кислотные аккумуляторы, в которых основным компонентом электродов является свинец вместе с добавками (сурьма, кальций, их смесь), а также диоксид свинца.

Плотность этого компонента, подлежащего вторичной переработке, достаточно велика – 11,3-11,5 г/см3, что и обуславливает его долю в общей массе батареи до 70%.

Электролит

Электрохимический раствор, который заливают в корпус аккумулятора, представляет собой водный раствор серной кислоты, причём в качестве растворителя используется очищенная дистиллированная вода, лишённая примесей.

Плотность электролита не является стабильной величиной: она меняется по мере зарядки/разрядки, то увеличиваясь (при уменьшении доли воды), то уменьшаясь (когда в растворе уменьшается количество серной кислоты, вступающей в реакцию с пластинами).

Если аккумулятор заряжен, плотность электролита, независимо от ёмкости батареи, лежит в пределах 1,128-1,300 г/см3. Плотность электролита можно измерить посредством обычного ареометра, но делать это нужно в каждой банке – они не связаны друг с другом. Такой контроль должен быть периодическим и выполняться каждые 15 000-20 000 км. пробега.

Сколько должен весить аккумулятор в зависимости от ёмкости

Вес аккумулятора не обязательно должен быть таким, как указано в паспортных данных – эти сведения приводятся для новых батарей. В процессе эксплуатации в наибольшей степени изменяется масса электролита, в определённых пределах уменьшается вес пластин.

Что касается зависимости веса от характеристик батареи, то наиболее показательной (линейной) она является в отношении ёмкости – чем она выше, тем больше масса АКБ.

Впрочем, к таким утверждениям следует относиться с определёнными оговорками. Дело в том, что в процессе разрядки ёмкость электролита может существенно упасть, поэтому обычно приводятся сведения касательно полностью заряженных аккумуляторов.

35 А/час

Такие батареи применяются на малолитражных авто (с моторами не более 1,2 л.).

При габаритах порядка 187-240 мм. (ширина), 192-225 мм. (длина) и 120-130 мм. (высота) они весят от 8,0 до 11,0 кг.

55 А/час

Самый распространённый типоразмер АКБ (до 70% легковых авто оснащаются ими).

Аккумулятор на 55 А весит 13,0-16,0 кг. при габаритах порядка 242×175×190 мм. На долю свинца в аккумуляторе приходится 8-12 кг.

60 А/час

Вторая по распространённости разновидность батарей для легковых авто. 60-амперный аккумулятор весит 17-18 кг. и устанавливается на машины с 1,6-2,0-литровыми моторами.

75 А/час

Вам интересно знать, сколько весит 75-амперный аккумулятор? Это уже АКБ классом повыше, используемый в массивных автомобилях с богатым набором электрического оборудования, поэтому его вес составляет 22-25 кг., и переносить его не так уж легко.

90 А/час

Столь мощные батареи устанавливаются преимущественно в грузовые автомобили и дорожную/строительную спецтехнику. Вес 90-амперного аккумулятора доходит до 30 кг.

Впрочем, такие устройства устанавливают и на некоторые модели джипов и пикапов.

100 А/час

Вес аккумуляторов на 100 А/ч достигает 35 кг. в заправленном и заряженном состоянии. На легковые авто такие монстры не устанавливаются.

190 А/час

Один из самых мощных представителей стартовых батарей. Вес аккумулятора на 190 А достигает 45 кг., такими комплектуются тяжёлые грузовики, тягачи, спецтехника, автопоезда.

При выборе автомобильного аккумулятора необходимо внимательно рассматривать все характеристики устройства и особенное внимание уделять его габаритам.

Размеры аккумуляторных батарей подчиняются определенным нормам и стандартам, однако разнообразие этих стандартов может смутить даже опытного мастера. При этом только подходящие аккумуляторы можно поместить в штатном месте.

В представленной статье постараемся составить четкое представление о габаритах аккумуляторов, создаваемых в соответствии с теми или иными стандартами. Эта информация окажется полезна всем, кто собирается приобретать батарею для своего автомобиля.

Современные типоразмеры аккумуляторов

Чертеж автомобильного аккумулятора.

Габаритные размеры и вес аккумуляторов напрямую зависят от его емкости и технологических решений в конкретном автомобиле. Чаще всего принято выделять модели европейского и азиатского производства.

Европейские АКБ традиционно более длинные и низкие, тогда как азиатские – высокие и узкие.

Для аккумулятора в автомобиле предусмотрено специальное место, оснащенное соответствующими креплениями и пазами. В ряде случаев для подбора новой батареи достаточно просто измерить предыдущую модель или же снять мерки со штатного места. Но надежнее всего будет внимательно изучить технический документ на автомобиль. Там должна присутствовать вся необходимая информация о ширине, высоте и толщине аккумулятора.

В Азии стараются выпускать автомобили с максимально продуманным и уплотненным подкапотным пространством. Подобная тенденция потребовала разработки специальных высоких аккумуляторов, которые при этом являются достаточно тонкими и короткими. Рекомендуют для автомобилей из Кореи или Японии подбирать только фирменные АКБ с соответствующими характеристиками и габаритами.

Европейские батареи считают универсальными, тогда как в североамериканских моделях также есть некоторые специфические особенности. В батареях из США клеммы располагаются на боку, а не на длинной стороне. К тому же в них нередко предусматривается внутренняя резьба, на которую не рассчитаны штатные крепежи.

Подобрать в России аккумулятор для североамериканского автомобиля может быть очень непросто. Единственный выход – заказать оригинальную АКБ от официального производителя. Какая-либо самодеятельность нередко приводит к не самым хорошим последствиям.

Европейское производство

Европейские производители обычно пользуются немецкими нормами DIN или же международным стандартом ETN. Некоторые параметры автомобильных аккумуляторов в этих системах могут отличаться друг от друга, поскольку первый вариант предполагает маркировку из пяти цифр, а второй – код из девяти цифр.

Европейские автомобильные АКБ отличаются стандартизированными габаритами.

В обоих случаях первые три цифры указывают на емкость батареи (номинальное значение), которая определяется вычитанием из указанного числа 500. Последующие числа указывают на конструкцию изделия, показатели тока и другие параметры. Для определения размеров пользуются специальными таблицами в соответствии от емкости АКБ.

От 40 до 70 Ач

В большинстве случаем стандартные батареи «Европа» с показателем емкости до 70 Ач имеют длину 175-242 мм. Ширина составляет 175 мм, а высота в зависимости от модели 175 мм или 190 мм.

От 70 до 225 Ач

Более емкие батареи «Европа» имеют большие размеры по сравнению с рассмотренными выше. Длина составляет 278-518 мм, ширина 175-240 мм, а высота 175-242 мм. Конкретные значения отличаются для каждой модели АКБ.

Азиатское производство

Аккумулятор типа «Азия»

Автомобильные АКБ «Азия» маркируются при помощи набора из 6 символов. Пример обозначения — 75В24L.

Первая пара цифр указывает на емкость батареи, однако этот параметр для получения точных данных надо умножать на соответствующий коэффициент. Первая буква свидетельствует о конструкции корпуса батареи и соотношении между ее размерами. После литеры располагается длина аккумулятора, выраженная в сантиметрах. Расположение клемм определяется буквами L или R.

От 35 до 70 Ач

АКБ с показателями емкости 35-70 Ач, создаваемые азиатскими производителями, могут иметь длину 187-261 мм. Ширина изделия 127-175 мм. Высота составляет 190-227 мм в зависимости от параметров конкретной модели.

От 90 до 120 Ач

Батареи производства «Азия», имеющие емкость 90-120 Ач, помещаются в стандартные корпуса длиной 306 мм, шириной 173 мм и высотой 225 мм.

Российское производство

АКБ российского производства

АКБ российского производства маркируются в соответствии с ГОСТ 959-91.

В каждой конкретной маркировке заключена информация о:

  • количестве элементов питания в корпусе батареи
  • типе аккумулятора
  • его емкости
  • материале корпуса изделия.

Также в маркировке присутствуют дополнительные буквы в конце, которые указывают на те или иные особенности конкретной модели. Среди особенностей может выделяться заряд батареи, материалы корпуса и сепараторов.

Американское производство

Автомобильный аккумулятор американского производства

В аккумуляторах американского производства маркировка состоит из литеры и набора из пяти цифр.

Типичный пример обозначения — A34R350. Буква «А» означает автомобильный аккумулятор, тогда как последующие знаки указывают на габариты. Для расшифровки пользуются специальной таблицей, в которой каждому номеру соответствуют определенные размеры. Указанные в примере выше цифры «34» соответствуют размерам АКБ 260х173х205 мм.

К выбору новой аккумуляторной батареи для автомобиля необходимо подойти максимально ответственно. Она должна подходить по размерам к конкретным штатным креплениям под капотом.

Неправильно подобранная модель АКБ может стать причиной огромного количество проблем или же сделать замену батареи невозможной.

Важно помнить, что лучшим решением представляется использование оригинальных аккумуляторов или изделий конкретных производителей. Однако иногда азиатские модели могут быть заменены на аналогичные европейские и наоборот.

Обычно при выборе аккумулятора на свой автомобиль мы мало интересуемся ее весом. Ведь в этом нет необходимости. Но иногда вес батареи приходится знать. Например, оптовым продавцам нужно знать вес отправляемого груза. Автовладельцу эта информация пригодится для снятия силовых характеристик двигателя или сдачи на утилизацию. В этой статье мы выясним, сколько весит автомобильный аккумулятор той или иной емкости, из чего этот вес складывается и от чего зависит.

Вес аккумуляторов

Вес аккумулятора сильно зависит от электрической емкости. Чем выше емкость, тем габаритнее он будет. А чем больше корпус, тем больше батарея весит. Не для перевозки воздуха же его увеличили.

К примеру, вес аккумулятора (АКБ) 6СТ-190 составляет примерно 49 кг, тогда как 6СТ-62 потянет всего на 16 кг.

Вес автомобильного аккумулятора с электролитом

Вес аккумулятора для автомобиля не маленький, и колеблется от 15 до 50 килограммов, в зависимости от емкости аккумулятора. Вес может также явлется показателем качества батареи, т. е. количество свинца, которые производитель потратил на его создание.

При покупке аккумуляторной батареи пользователи обращают внимание лишь на энергетические характеристики аккумулятора, а также на расположение выводов. В этом есть резон, но дополнительное знание, сколько весит автомобильный аккумулятор, и небольшой опыт помогут сделать оптимальный выбор.

Какие аккумуляторы самые тяжелые

Вес аккумулятора зависит от материалов, из которых он изготовлен.

Так, одними из самых тяжелых являются свинцово-кислотные аккумуляторы, ведь плотность чистого свинца составляет 11,37 г/см3.

Из относительно распространенных материалов тяжелее свинца являются вольфрам, золото, платина, ртуть, тантал. Часть активной массы составляет оксид свинца PbO2, его удельный вес чуть ниже (9,4 г/см3), но он составляет относительно небольшую долю по объему.

Конечно, в аккумуляторах металлы в чистом виде не применяются. Они используются в виде соединений или с легирующими добавками. Но все равно, общее представление об относительных весах батарей, изготовленных по разным технологиям, можно получить исходя из свойств этих материалов.

Там, где масса имеет важное значение, обычно применяются литий-ионные аккумуляторы (с учетом прочих достоинств, присущим батареям этого типа). Например, в смартфонах, ноутбуках и других переносных устройствах.

Весовые показатели также зависят от электрических, вернее, определяют их. Емкость батареи, ее токоотдача и другие энергетические показатели зависят, при прочих равных условиях, от площади, на которой происходят электрохимические реакции, а эта площадь зависит от размера пластин.

Свинцовые пластины аккумулятора.

Чем больше пластины, тем они больше весят. И тем больше надо электролита, плотность которого, кстати, побольше, чем у воды. А еще аккумулятору нужен прочный пластиковый корпус, способный выдержать вес веществ, участвующих в реакции.

Удельный вес кислотного электролита составляет 1,27..1,28 г/см3

Современные аккумуляторы также производят по технологиям AGM, EFB и GEL.

У батарей AGM электролита немного меньше, зато сепараторы изготовлены из стекловолокна, которое имеет плотность примерно 2,4..2,6 г/см3, то есть, примерно в два раза больше, чем у жидкого реагента.

Поэтому такие АКБ еще тяжелее. Также немного больший вес имеют и аккумуляторы EFB (за счет пакетов из того же стекловолокна), а гелевые АКБ заметно тяжелее за счет большей плотности загущенного электролита.

Где находится информация о весе

Вес аккумулятора не является параметром, непосредственно определяющим потребительские качества свинцово-кислотного аккумулятора, поэтому не все производители указывают его на шильдике или в сопроводительной документации на АКБ. Но некоторые все же упоминают и эту характеристику – надо поискать ее среди остальных данных.

Вес батареи может быть указан на шильдике. Если производителем весовые характеристики не предоставлены, взвешивать источник питания придется самостоятельно.

Существует и другой способ – определить массу по таблицам. Это бывает необходимо для проверки соответствия заявленных характеристик реальным — недобросовестные производители могут декларировать завышенные параметры, но законы физики не обмануть.

Весовые параметры должны коррелировать с электрическими.

Современные технологии пока не позволяют создавать емкие и мощные батареи с небольшим весом.

А значит, чем выше энергетические характеристики АКБ, тем она должна быть тяжелее.

Евгений

Здравствуйте, меня зовут Евгений, более 7 лет я работаю в сервисе по замене аккумуляторов для различной техники, этот сайт я создал чтобы делиться полезной и практической информацией с вами! Буду благодарен, если вы опишите свой опыт или мнение в комментарии, надеюсь, что данная информация принесёт только пользу, сохраняйте сайт в закладки (Ctrl + D)

Оцените автора
Zariadit.ru
Добавить комментарий