не миф, а вполне реальность. Данный факт собирается доказать американский стартап компании Nano Diamond Battery, продемонстрировавший сверхмощную батарею, которая в состоянии работать тысячу лет и более. Данная разработка сейчас переводится на коммерческую основу. Совсем недавно разработчик окончил тестирование, которое подтвердило работоспособность устройства. К концу 2020-го данный вид батареек будет запущен в продажу. В качестве инвестора выступает стартап-инкубатор Volkswagen Future Mobility.
Подобный продукт имеется и у российских ученых. В начале августа 2020-го года ученые из НИИТУ «МИСиС» представили свой вариант батарейки. В структуре присутствует микроканальная объемная конструкция бета-гальванических элементов никеля. Данная ядерная батарея способна прослужить порядка 20 лет. Как утверждают сами разработчики, она может послужить аварийным источником питания и датчиком температурного режима в устройствах, использующихся в экстремальной температуре и местах со сложным доступом – горы, под водой или в космосе.
Что собой представляет разработка NDB?
Данный проект является взглядом в будущее. Представленная батарейка находится в специальном корпусе, в производстве которого использовались синтетические алмазы, внутри имеется стержень из радиоактивного материала. Неупругое рассеивание изотопного бета-излучения позволяет создавать электрическую энергию. Горючим в данном процессе служат отходы после переработки углерода-14. Радиокарбон используется при радиометрическом датировании, а также во время обследования болезней ЖКТ. Этот изотоп можно найти в элементах из графита ядерного реактора, поглощающих излучение от топливного ядерного стержня. Подобные отходы хранить нельзя ввиду их опасности, сложности и дороговизны процесса. Поэтому «вечная» батарея решает несколько задач создание долговечного источника питания и вопрос с переработкой отходов с высокой радиоактивностью.
Разработчик NDB заявляет, что опасность для человека у данных батареек ответствует, также окружающая среда может быть в безопасности. Тестирование показало стабильный фон радиации. А суперпрочная алмазная оболочка отлично защищает сердечник от любых повреждений. Кроме того, в ходе работы нет выделения углекислого газа.
Продуктивность и безопасность данного источника подтвердил Кембриджский университет. Конкуренты представленного прототипа показали 15% продуктивности во время создания тока. В то же время калифорнийский стартап NDB за счет структуры из синтетических алмазов, играющей роль теплоотвода и полупроводника, показал продуктивность в 40%. Сердечник будет «фонить» пару-тройку десятков тысяч лет, поэтому батарейка проработает намного дольше, чем гаджет, куда ее поставят.
В теории этот источник питания способен функционировать в комплексе с Li-ion батарейками, которые устанавливаются на множестве гаджетов. Во время работы «вечная» батарея передаст лишний ток Li-ion аккумулятору.
Разработчик также активно делится планами на запуск коммерческого изготовления данных батареек уже к концу года. На данный момент подписано 2 предварительных договора о поставке источников питания в США. Потенциальные бета-тестеры осуществляют изготовление, обслуживание и занимаются утилизацией отходов ядерного топлива. На данный момент имена первых клиентов остаются засекреченными.
Ну а пока полмира ждет появления новых «вечных» батареек, другие полмира закупают миллиарды источников питания, чтобы прокормить Пожирателя батареек (Battery Eaters). Только в США каждый год продается 3 млрд батареек в год, чтобы кормить данного забавного робота. Все дело в том, что Эйберт Драйсма решил призвать многих людей использовать оставшийся заряд батарейки необычным способом. Скорее всего, многие знают, что у каждой батарейки, которую желаете выбросить есть остаточный заряд. Так вот, Эйберт решил создать небольшого робота, в которого вставляется батарейка, которую уже нужно выбросить, и этот Пожиратель батареек будет мигать своими светодиодными лампочками вместо глаз, пока весь заряд полностью не иссякнет. Звучит смешно, а на деле безумно популярно.
Совсем недавно мы писали про существующие аккумуляторы, а сегодня расскажем о воображаемых — с гигантской удельной ёмкостью и мгновенной зарядкой. Новости о подобных разработках появляются с завидной регулярностью, но будущее пока не наступило, и мы всё ещё пользуемся появившимися в начале позапрошлого десятилетия литий-ионными аккумуляторами, либо их чуть более совершенными литий-полимерными аналогами. Так в чём же дело, в технологических трудностях, неправильной интерпретации слов учёных или чём-то другом? Попробуем разобраться.
В погоне за скоростью зарядки
Один из параметров аккумуляторов, который учёные и крупные компании постоянно стараются улучшить — скорость зарядки. Однако бесконечно увеличивать её не получится даже не в силу химических законов протекающих в аккумуляторах реакций (тем более, что разработчики алюминий-ионных батарей уже заявили, что такой тип аккумуляторов может быть полностью заряжен всего за секунду), а из-за физических ограничений. Пусть у нас есть смартфон с батареей ёмкостью 3000 мАч и поддержкой быстрой зарядки. Полностью зарядить такой гаджет можно в течение часа силой тока в среднем 3 А (в среднем потому, что напряжение при заряде изменяется).
Однако если мы хотим получить полный заряд всего за одну минуту, потребуется сила тока уже в 180 А без учёта различных потерь.
Для заряда устройства таким током потребуется провод диаметром около 9 мм — в два раза толще самого смартфона. Да и силу тока 180 А при напряжении около 5 В обычное зарядное устройство выдать не сможет: владельцам смартфонов понадобится импульсный преобразователь тока вроде того, что изображён на фотографии ниже.
Альтернатива увеличению силы тока — увеличение напряжения. Но оно, как правило, фиксированное, и для литий-ионный батарей составляет 3,7 В. Конечно, его можно превышать — зарядка по технологии Quick Charge 3.0 идёт с напряжением до 20 В, но попытка зарядить батарею напряжением около 220 В ни к чему хорошему не приведёт, и решить эту проблему в ближайшее время не представляется возможным. Современные элементы питания просто не могут использовать такое напряжение.
Вечные аккумуляторы
Разумеется, речь сейчас пойдёт не о «вечном двигателе», а об аккумуляторах с долгим сроком службы. Современные литий-ионные батареи для смартфонов способны выдержать максимум пару лет активного использования устройств, после чего их ёмкость неуклонно падает. Владельцам смартфонов со съёмными аккумуляторами повезло немного больше, чем другим, но и в этом случае стоит убедиться, что аккумулятор был произведён недавно: литий-ионные батареи деградируют даже тогда, когда не используются.
Своё решение этой проблемы предложили учёные Стэнфордского университета: покрыть электроды существующих типов литий-ионных аккумуляторов полимерным материалом с добавлением наночастиц графита. По задумке учёных, это позволит защитить электроды, которые неизбежно покрываются микротрещинами в процессе эксплуатации, а те же микротрещины в полимерном материале будут затягиваться самостоятельно. Принцип действия такого материала похож на технологию, применённую в смартфоне LG G Flex с самовосстанавливающейся задней крышкой.
К сожалению, дальше научной статьи, опубликованной в 2013 году, дело так и не пошло: нет ни инженерных образцов, ни новых сообщений об этой технологии.
Переход в третье измерение
В 2013 году появилось сообщение о разработке исследователями университета штата Иллинойс нового типа литий-ионных аккумуляторов. Учёные заявили, что удельная мощность таких элементов питания составит до 1000 мВт/(см*мм), в то время как удельная мощность обычных литий-ионных батарей колеблется между 10-100 мВт/(см*мм). Были использованы именно такие единицы измерения, поскольку речь идёт о достаточно небольших структурах толщиной в десятки нанометров.
Вместо плоских анода и катода, применяемых в традиционных Li-Ion батарей, учёные предложили использовать объёмные структуры: кристаллическую решётку из сульфида никеля на пористом никеле в качестве анода и литий-диоксид марганца на пористом никеле в качестве катода.
Несмотря на все сомнения, вызванные отсутствием в первых пресс-релизах точных параметров новых аккумуляторов, а также не представленные до сих пор прототипы, новый тип батарей всё же реален. Подтверждением тому служат несколько научных статей на эту тему, опубликованных за последние два года. Тем не менее, если такие батареи и станут доступны для конечных потребителей, произойдёт это очень нескоро.
Зарядка через экран
Учёные и инженеры пытаются продлить жизнь наших гаджетов не только поиском новых типов аккумуляторов или увеличением их энергоэффективности, но и довольно необычными способами. Исследователи университета штата Мичиган предложили встроить прозрачные солнечные панели прямо в экран. Поскольку принцип работы таких панелей основан на поглощении ими солнечного излучения, чтобы сделать их прозрачными, учёным пришлось пойти на хитрость: материал панелей нового типа поглощает только невидимое излучение (инфракрасное и ультрафиолетовое), после чего фотоны, отражаясь от широких граней стекла, поглощаются узкими полосками солнечных панелей традиционного типа, находящихся по его краям.
Главным препятствием для внедрения такой технологии является низкий КПД таких панелей — всего 1% против 25% традиционных солнечных панелей. Сейчас учёные ищут способы увеличить КПД хотя бы до 5%, но быстрого решения этой проблемы вряд ли стоит ожидать. К слову, похожую технологию недавно запатентовала компания Apple, но пока неизвестно, где именно в своих устройствах производитель расположит солнечные панели.
Мирный атом в каждый смартфон
До этого под словами «батарея» и «аккумулятор» мы подразумевали перезаряжаемый элемент питания, но некоторые исследователи считают, что в гаджетах вполне можно использовать одноразовые источники напряжения. В качестве батареек, которые могли бы работать без подзарядки или другого обслуживания несколько лет (а то и несколько десятков лет) учёные университета штата Миссури предложили использовать РИТЭГ — радиоизотопные термоэлектрические генераторы. Принцип действия РИТЭГ основан на преобразовании выделяющегося в процессе радиораспада тепла в электричество. Многим такие установки известны по использованию в космосе и труднодоступных местах на Земле, но в США миниатюрные радиоизотопные батарейки также применялись в кардиостимуляторах.
Работа над улучшенным типом таких батарей ведётся с 2009 года и даже были показаны прототипы таких элементов питания. Но увидеть радиоизотопные батарейки в смартфонах в ближайшей перспективе мы не сможем: они дороги в производстве, и, к тому же, многие страны имеют строгие ограничения на производство и оборот радиоактивных материалов.
В качестве одноразовых батареек также можно использовать и водородные элементы, но их в смартфонах использовать не получится. Водородные батареи расходуются довольно быстро: хотя ваш гаджет и будет работать от одного картриджа дольше, чем от одного заряда обычной батареи, их придётся периодически менять. Впрочем, это не мешает использовать водородные батареи в электромобилях и даже внешних аккумуляторах: пока это не массовые устройства, но уже и не прототипы. Да и компания Apple, по слухам, уже разрабатывает систему дозаправки картриджей водородом без их замены для использования в будущих iPhone.
Будущее почти здесь
Идея о том, что на основе графена можно создать аккумулятор с высокой удельной ёмкостью, была выдвинута ещё в 2012 году. И вот, в начале этого года в Испании было объявлено о начале строительства компанией Graphenano завода по производству графен-полимерых аккумуляторов для электромобилей. Новый тип батарей почти в четыре раза дешевле в производстве, чем традиционные литий-полимерные аккумуляторы, имеет удельную ёмкость 600 Втч/кг, а зарядить такую батарею на 50 кВтч можно будет всего за 8 минут. Правда, как мы говорили в самом начале, для этого потребуется мощность около 1 МВт, поэтому подобный показатель достижим лишь в теории. Когда именно завод начнёт выпускать первые графен-полимерные батареи не сообщается, но вполне возможно, что среди покупателей его продукции будет Volkswagen.
Концерн уже заявил о планах выпуска электромобилей с пробегом до 700 километров от одного заряда аккумуляторов к 2018 году.
Что касается мобильных устройств, то пока применению в них графен-полимерных аккумуляторов мешают большие габариты таких батарей. Будем надеяться, что исследования в этой области продолжатся, ведь графен-полимерные аккумуляторы — один из наиболее перспективных типов аккумуляторов, которые могут появиться уже в ближайшие годы.
Куда ушёл прогресс?
Так всё же, почему, несмотря на весь оптимизм учёных и регулярно появляющиеся новости о прорывах в области сохранения электроэнергии, мы сейчас наблюдаем застой? В первую очередь, дело в наших завышенных ожиданиях, которые только подогреваются журналистами. Мы хотим верить, что вот-вот и произойдёт революция в мире аккумуляторов, и мы получим батарейку с зарядкой менее, чем за минуту, и практически неограниченным сроком службы, от которой современный смартфон с восьмиядерным процессором будет работать минимум неделю. Но таких прорывов, увы, не бывает. Вводу в массовое производство любой новой технологии предшествуют долгие годы научных исследований, испытаний образцов, разработка новых материалов и технологических процессов и другая работа, занимающая достаточно много времени. В конце концов, тем же литий-ионным аккумуляторам понадобилось около пяти лет, чтобы из инженерных образцов превратиться в готовые устройства, которые можно использовать в телефонах.
Поэтому, нам остаётся только запасаться терпением и не воспринимать новости о новых элементах питания близко к сердцу. По крайней мере, пока не появятся новости об их запуске в массовое производство, когда не останется никаких сомнений о жизнеспособности новой технологии.
Ученые из НИТУ «МИСиС», МФТИ и НПО «Луч» разработали новую технологию создания «ядерных батареек» на основе радиоактивного изотопа никель-63, которые могут найти применение в разных областях – от медицины до космических исследований.
Источником энергии в таком аккумуляторе станет радиоактивный изотоп никеля «никель-63», который обеспечит продолжительность автономной работы электронных устройств на протяжении почти 50 лет. Принцип работы атомной батареи заключается в бета-вольтаическом эффекте, который в определённой степени является аналогом фотоэлектрического эффекта, но при этом электронно-дырочные пары в кристаллической решётке полупроводника образуются под воздействием не фотонов, а быстрых электронов (бета-частиц).
Изотоп никель-63 получают при помощи процедуры облучения в реакторе мишеней из никеля-62.
Важно отметить, что кроме большой продолжительности автономной работы (для сравнения: современные кардиостимуляторы с использованием плутония-238 имеют срок службы не более 10 лет), аккумуляторы на основе никеля-63 обладают компактными размерами — примерно в 30 раз меньше в сравнении с габаритами литий-ионных источников питания.
При этом, как утверждается, они абсолютно безопасны для человека, так как производят слабое бета-излучение, которое к тому же поглощается внутри самой батареи и, следовательно, не выходит наружу.
Область применения таких генераторов очень широкая. В основном этот источник электричества можно использовать для питания различных датчиков, не подлежащих регулярному техобслуживанию. Это труднодоступные районы Земли – Крайний Север, Арктика, а также авиакосмическая техника, дальний космос, ядерная техника, атомные электростанции. Это и спецтехника, включая системы контроля и безопасности, датчики, которые устанавливают на границах.
Производство «ядерных батареек» на сегодняшний момент достаточно дорогостоящее, однако со временем их цена будет снижаться. В генераторе где-то 90% – это цена изотопа никеля-63. Стоимость одного грамма составляет где-то полмиллиона рублей. Для подобного прибора нужен один миллиграмм. Стоимость пять тысяч рублей за одну батарейку – это дорого. Сейчас серийно этот генератор не выпускается. Выпущен только прототип, опытный образец.
Прелесть науки в том, что она не стоит на месте, постоянно находясь в движении. Но развитие знаменуется и определенными вехами. Так, 1775 год в определенном плане стал судьбоносным: Парижская академия наук впредь отказалась от рассмотрения проектов вечных двигателей.
Что логично, поскольку доморощенные гении выдавали их как горячие пирожки с энергией, достойной лучшего применения. Добил энтузиастов инженер Сади Карно, предоставивший обоснование того факта, что самопроизвольный переход тепловой энергии от более холодного тела к более теплому невозможен. Но не всех, поскольку многие практики отказались сдаться и продолжили работу.
Функционирование отдельных изобретений не удалось объяснить и поныне. Но они работают. Практически вопреки законам физики. Одним из таких изобретений является батарея Карпена.
Вечные двигатели делятся на две категории. Perpetuum Mobile, относящиеся к первой, способны как угодно долго совершать полезные действия исключительно за счет изначального импульса. Вторые работают благодаря получаемой извне энергии.
В 1950 году румынский инженер Николае Василеску-Карпен придумал прибор, который своим действием, в общем, попирает саму фундаментальную основу физики. Ученый залил в две стеклянных банки очищенную серную кислоту. Изготовил из платины и золота электроды, получив таким образом пару примитивных батареек, которые соединил последовательно, создав цепь напряжением между ними 1 В.
Для наглядной демонстрации генерации электроэнергии он подсоединил к цепи небольшой электродвигатель с включателем. Он потребовал долгой и тщательной наладки, поскольку первые пол-оборота двигатель функционирует благодаря энергии батареек, а оставшуюся часть круга гальваника перезаряжается, меняя при этом полярность.
Единственная задача, которую должен был решать прибор, заключалась в демонстрации работоспособности цепи. И устройство не представляло бы собой что-то интересное и заслуживающее внимания, если бы не работало вот уже более 70 лет.
Хотя оно примитивное, ученые не пришли к единому мнению касаемо принципа его действия. Одни настаивают, что батарея Керпена рушит физически законы. Что невозможно, а, соответственно, конструкция не что иное, как талантливая грамотная мистификация. Другие, хотя и не могут логически объяснить принцип действия, уверены, что хитроумный румын как-то сумел применить физические законы. И, соответственно, никакого противоречия науке и природе нет.
Единственный действующий экземпляр батареи находится в кабинете руководителя Национального технического музея в Румынии.
15 лет назад группа журналистов убедилась в его работоспособности и подготовила объемный материал, посвященный перпетуум-мобиле. После чего батарея побывала не нескольких научных симпозиумах, где ее изучали ведущие физики современности. Но понять, почему устройство до сих пор работает, так никто и не смог.
Ожидается, что в ближайшие 10-15 лет
большинство атомных электростанций Великобритании перестанет функционировать. После
них останется множество радиоактивных отходов. Исследователи из Бристольского
университета придумали, как использовать АС для создания «вечного» элемента питания.
В Великобритании есть
несколько бывших атомных электростанций, заполненных радиоактивными отходами. Ранее
их хоронили в специальных местах или утилизировали. Новая
разработка учёных позволяет найти более полезное применение изотопу углерода-14. Период распада этого
элемента составляет 5730 лет. Исследователи из Бристольского университета
вырастили искусственный алмаз, который, будучи помещённым в радиоактивное поле,
способен генерировать небольшой электрический ток. Это позволяет создать
батарейку, способную проработать тысячи лет.
«В последние
несколько лет мы разрабатываем датчики со сверхнизким энергопотреблением,
которые собирают энергию от радиоактивного распада. Этот проект сейчас
находится на довольно продвинутой стадии, и мы проверили работоспособность датчиков в
таких экстремальных местах, как верхняя часть вулкана», — рассказывает один из
авторов проекта.
Среди потенциальных сфер
использования подобных батареек называются слуховые аппараты, кардиостимуляторы
и даже спутники и космические корабли. Конечная цель состоит в строительстве
завода на базе одной из бывших электростанций, который не только сможет создавать «вечные» батарейки, но и сделает окружающую
среду чище и безопаснее.
Российские учёные из НИТУ «МИСиС» создали атомную батарейку, способную прослужить до 50 лет. Удельная мощность и КПД нового устройства в десять раз выше, чем у любых зарубежных аналогов. Источником энергии в устройстве служит изотоп никель-63 с периодом полураспада около 100 лет, но вопросы к конструкции атомной батарейки всё равно остаются.
Изобретение атомной батарейки неслучайно сравнивают с созданием вечного двигателя. Применение такой технологии безгранично: небольшая батарейка может питать практически любой — как бытовой, так и военный прибор. От «вечных» спутников и небольших беспилотников до суперкомпьютеров и небольших полярных станций — одного элемента с радиоактивным изотопом будет достаточно, чтобы подогреть еду, дать свет и даже набрать горячую ванну.
Особенно прорывной эта технология может стать в космосе, с учётом того что человечество уже стоит на пороге освоения ближайших к Земле миров. Аспирант факультета прикладной физики Массачусетского технологического института Егор Касаткин отметил, что рынок для атомных батареек даже в существующих условиях безграничен.
Военная и гражданская авиация, добывающая промышленность, автономные системы энергоснабжения — можно миллион направлений подобрать, где такая технология будет пользоваться спросом. Весь вопрос в том, насколько гибкой в конечном счёте получится архитектура — можно ли надстроить источник питания для подключения, скажем, не компьютера, а полноценного жилого помещения?
Конкуренты тоже есть
Промышленный выпуск радиоактивных изотопов для российских атомных батареек хотят наладить до конца 2020 года. Если коронавирус и спровоцированные им изменения не преподнесут дополнительных сюрпризов, то «бензин» для маленьких реакторов со слабым бета-излучением начнут делать в достаточных для экспорта количествах. К созданию батареек, в которых радиоактивный изотоп и алмазный преобразователь для электрической энергии могут спокойно работать 50 и даже 100 лет, в разных странах подошли практически одновременно. Первые разработки российских учёных в этом направлении датируются 2018 годом, их британские коллеги создали такую же технологию в 2019-м, однако ни те ни другие батарейки в продаже ещё не появились.
Зато у американских учёных есть вполне жизнеспособный образец. Разумеется, атомная батарейка в современном её виде — это почти всегда прототип, который нужно дорабатывать. Но американская технология существенно отличается от российской. Два прототипа бета-гальванических батарей значительно мощнее российских, хоть и работают по схожему принципу — преобразовывают радиоактивное бета-излучение в электрический ток.
В компании NDB (разработчик батарейки) утверждают, что продукт позволит «вечно» снабжать энергией абсолютно любое устройство: от смартфона до небольшой баллистической ракеты, которая может автономно и скрытно храниться где-нибудь недалеко от противника. Прототипы атомной батарейки NDB уже прошли испытания в Ливерморской национальной лаборатории и «атомной» лаборатории Кембриджского университета.
Американцам, кстати, принадлежит и пальма первенства по внедрению такой технологии на военные и гражданские спутники и космические аппараты. Первые образцы атомных батареек устанавливали на спутники Transit 4A и 4B.
В обоих случаях учёные подтвердили, что эффективность энерговыделения у прототипов NDB оказалась на уровне 40 процентов. Для сравнения: КПД конкурирующих батарей колеблется в районе 15 процентов. С американской атомной батарейкой всё почти идеально — она не превышает в размерах обычный микрочип, не требует обслуживания и позволяет обеспечить значительным количеством электроэнергии целую серверную крупного предприятия. Единственный недостаток американского устройства — быстрый выход из строя.
Научный сотрудник факультета физики Сямэньского университета в Китае Константин Ян отметил, что этот ресурс может вырабатываться за несколько лет.
Заявляемый ресурс — почти 30 тыс. лет. Это очень много, но с учётом отсутствия буферных зон — конденсаторов или литийионных аккумуляторов, большая часть электроэнергии будет просто уходить в никуда. Суть в том, что пока не будет придумано хранилище для излишков энергии, смысла в таких батарейках нет. Российская разработка в этом смысле почти идеальна — небольшой размер, отсутствие потерь энергии и высокий КПД. Её стоимость может оказаться в десятки раз ниже, чем зарубежных аналогов
Кто первый взял, того и тапки
С точки зрения перспектив эксперты ожидают первого технологического «взрыва» на рынке мобильной электроники. Ноутбуки, смартфоны, смарт-часы, фитнес-трекеры и вообще любое устройство «интернета вещей» может быть оснащено как упрощённой версией атомной батарейки, так и «топовой» конфигурацией с повышенной выработкой электроэнергии. Средняя цена «простой» версии на будущее — примерно 100 долларов. Цена за атомную батарейку верхнего уровня — около одной тысячи долларов США.
Кроме электроники такие источники питания могут служить отличным средством для зарядки аккумуляторов в электрических автомобилях. Пока не известно, купит ли себе патент на производство атомных батареек Илон Маск, но перспектива использования в транспорте сумасшедшая. По сути, владелец электрической машины больше не будет «привязан» к зарядной станции, а литийионный аккумулятор с атомной батарейкой внутри и генератором будет заряжаться практически сразу, как возникнет такая необходимость. В результате может получиться электромобиль с неограниченным запасом хода.
Эксперты в области энергетики отмечают, что после начала производства таких батареек мир может вступить в новую энергетическую гонку, по сравнению с которой гонка вооружений может оказаться детской шалостью. Её суть будет заключаться в том, что атомная энергия в привычных объёмах понадобится только для гражданских объектов, в то время как вся промышленность может быть переведена на автономное энергоснабжение. Однако директор завода по производству автомобильных комплектующих Евгений Чистяков отметил, что экономика такого энергоснабжения ещё не посчитана.
То, что атомная батарейка с большим энерговыходом будет востребована, — ясно уже сейчас. Весь вопрос в том, сколько будет стоить готовая технология. К примеру, у нас есть завод, который расходует определённое количество электроэнергии. Мы за электричество исправно платим, но нет никакой гарантии, что стоимость электричества изменится после выхода на рынок этого устройства. Если итоговая стоимость за киловатт упадёт вдвое — тогда можно обсуждать покупку
К тому моменту, как атомная батарейка поступит в обычную продажу для всех желающих, разработчикам придётся ответить на серьёзные вопросы. Например, до сих пор ничего не говорится о возможном применении батарейки как дешёвого и легального оружия массового поражения. Особенно острым этот вопрос станет в тот момент, когда вместо изотопа никеля в качестве топлива начнут использовать изотопы плутония-238.
Кроме того, до сих пор непонятно, сколько времени и финансовых ресурсов придётся потратить на переоборудование всей современной инфраструктуры под новый источник питания и насколько он (источник), в конце концов, долговечен, надёжен и выгоден в использовании. Ответы на эти вопросы дадут не раньше чем через пять-семь лет — именно за этот срок учёные обещают представить первые коммерческие варианты новой технологии.