Контроль состояния аккумулятора – важная составляющая исправности автомобиля и безопасности движения.
Приборы для измерения параметров не всегда бывают под рукой, поэтому для оценки кондиций батареи многие производители оснащают свои изделия встроенным индикатором – «глазком».
Назначение и принцип работы индикатора
Внешне такой индикатор выглядит, как линза, встроенная в верхнюю часть корпуса аккумулятора. Некоторые автовладельцы считают, что внутри расположена лампочка или светодиод, сигнализирующие о состоянии батареи (иногда в разговорной речи индикатор так и называют — лампочкой).
На самом деле, никаких светоизлучающих приборов внутри не имеется. По принципу действия этот датчик схож с поплавковым ареометром – разноцветные поплавки всплывают при различной .
Эта величина, характеризующая концентрацию серной кислоты в дистиллированной воде, может многое сказать о состоянии аккумулятора.
Так, у полностью заряженной АКБ плотность жидкого реагента намного больше, чем у разряженного. Если подобрать поплавки так, что они будут всплывать или тонуть при граничных значениях концентрации, получится устройство, способное индицировать кондиции батареи.
Бывают случаи, когда плотность электролита далека от нормальной из-за испарения воды и нарушения соответствия компонентов. Эту ситуацию также можно отследить с помощью поплавкового ареометра. Наконец, уровень электролита может быть ниже установленной границы. В этом случае поплавки также смогут дать полезную информацию.
Чтобы цвет всплывающего поплавка был хорошо виден, в ареометре обустроена оптическая система, состоящая из кольцевой призмы и линзы. Шарик, расположенный ближе к линзе, виден в виде маленького круга, а расположенный в нижней зоне – в виде большого круга, его окраска будет преобладать.
Расшифровка цветов индикатора
Чаще всего ареометрический индикатор имеет двухпоплавковую конструкцию с красным и зеленым поплавками. Такое сочетание легко ассоциируется с ненормальным и нормальным режимами соответственно. Встречается конструкция и с одним – обычно, зеленым – шариком-поплавком.
Зеленый
В любой конструкции зеленый цвет означает штатные кондиции аккумулятора. Плотность поплавка этого цвета подобрана так, что он всплывает при нормальной плотности (и при номинальном уровне) электролита.
Преобладающий зеленый цвет индикатора (для двухпоплавковой системы – слева, для однопоплавковой – справа) говорит о нормальном состоянии АКБ.
Красный
Красный цвет воспринимается, как цвет опасности. В системе из двух поплавков красный остается на плаву даже в случае снижения плотности раствора серной кислоты, а вот зеленый шарик в такой ситуации тонет. Через глазок виден только красный цвет.
Индикация пониженной плотности (например, при разряде батареи) красного цвета.
Иная ситуация – уровень электролита снизился настолько, что красный шарик снизился до такого положения, что стал виден крупно в смотровом глазке. Это тоже нештатная ситуация, требующая принятия срочных мер.
Преобладающая красная индикация означает снижение уровня раствора серной кислоты
Белый
Если в однопоплавковой системе уровень раствора серной кислоты снизился настолько, что ушел из плоскости, в которой сфокусирована система, в глазок виден белый цвет.
Это цвет пластиковых деталей, из которых изготовлен ареометр. В этом случае надо принять меры по восстановлению уровня жидкости (обычно, потребуется долить дистиллированную воду).
Белый цвет обычно означает снижение уровня электролита
Черный
В однопоплавковых системах при снижении уровня электролита зеленый шар уходит под поверхность жидкости, и через линзу видна поверхность жидкого реагента. Ее цвет воспринимается глазом, как черный. Это означает, что необходима срочная подзарядка.
Индикация черного цвета означает снижение плотности электролита
Еще один вариант – белая деталь, которая должна быть видна при низком уровне электролита, загрязнилась продуктами электрохимических реакций или частицами активной массы, опадающими с пластин. Если его цвет стал близок к черному, рассмотреть его через линзу будет практически невозможно.
Расшифровка состояния индикатора
Чтобы не запутаться в цветах, производители наносят таблицу с обозначением состояния аккумулятора. Обычно она расположена на корпусе АКБ рядом с глазком датчика.
Причины неверных показаний датчика
На самом деле особой точности от ареометрического индикатора заряда аккумулятора автомобиля ждать не стоит. В первую очередь, потому, что плотность электролита является функцией не только степени заряженности батареи, но и других параметров, например, температуры. При ее росте плотность электролита падает, и наоборот.
Может получиться так, что после прогрева подкапотного пространства (при езде или при переустановке автомобиля с улицы в теплый бокс) у аккумулятора с относительно нормальным состоянием плотность упадет так, что индикатор будет показывать проблему.
Еще надо учитывать, что индикаторный глазок устанавливается только в одну ячейку. В ней может быть все нормально, а в соседней банке, например, уровень электролита упадет до недопустимого уровня.
Наконец, мало кто из производителей делает конструкцию ареометра сверхнадежной. В этом нет смысла, ведь срок службы АКБ ограничен, а увеличение стоимости из-за исполнения глазка — необязательной опции — ведет к потере конкурентоспособности. По этой причине не исключены поломки индикатора, застревания поплавков в крайних или промежуточных положениях, что приводит к неверным показаниям.
И, конечно, надо учитывать, что стандартов относительно показаний индикатора нет. Одни производители могут взять за нижнюю границу 50% плотности, другие – 70%.
Следовательно, отнести подобный датчик к приборам, точно и однозначно определяющим состояние аккумулятора нельзя. Тем не менее, для экспресс-анализа обстановки глазок вполне пригоден. По крайней мере, его показания являются поводом для более точной проверки батареи с помощью измерительных приборов.
Вывод
Индикатор, установленный на корпусе аккумулятора, является довольно простым решением, позволяющим быстро и сравнительно точно узнать о текущем состоянии источника питания.
Хотя есть и такие автомобилисты, кто считает цветовой индикатор бессмысленным и бесполезным. Для них единственным способом определить состояние аккумулятора является проверка с помощью мультиметра, нагрузочной вилки или иных диагностических приборов.
На этот счёт можно спорить бесконечно долго. Но все автовладельцы сходятся в том, что следить за состоянием АКБ необходимо. Это убережёт от внезапных поломок, неисправностей и банальной невозможности после длительной стоянки машины завести двигатель.