- Правила эксплуатации аккумуляторных батарей
- Меры безопасности
- Хранение аккумуляторных батарей
- Ввод в эксплуатацию и правила заряда аккумуляторных батарей
- Правила эксплуатации
- Зарядка АКБ
- Нужно ли заряжать новый аккумулятор после покупки
- Исправный генератор и стабилизатор напряжения
- Минимизация вибраций
- Чистота поверхностей
- Частичный разряд при низких температурах
- Мониторинг качества и уровня электролита
- Правильное хранение аккумулятора
Правила эксплуатации аккумуляторных батарей
Меры безопасности
Во время обслуживания аккумуляторных батарей запрещается курить и пользоваться открытым огнем.
Для заливки сухозаряженных батарей использовать специально приготовленный электролит. При попадании электролита на открытые участки кожи немедленно промойте этот участок водой, затем раствором кальцинированной соды.
При работе с металлическими инструментами не допускать коротких замыканий на батарее.
Хранение аккумуляторных батарей
Аккумуляторные батареи рекомендуется хранить в сухих неотапливаемых помещениях. Допустимая температура воздуха от -30 до +40°С.
Срок хранения не залитых электролитом батарей до 36 месяцев с момента изготовления, при этом сухозаряженность аккумуляторных батарей гарантируется 12 месяцев с момента изготовления. Срок хранения залитых электролитом и заряженных аккумуляторных батарей без подзаряда до 3 месяцев с момента изготовления. После этого срока необходимо проверять плотность электролита каждый месяц. При снижении плотности электролита более чем на 0,03г/смі зарядите батареи как указано ниже.
Ввод в эксплуатацию и правила заряда аккумуляторных батарей
- Ввод в эксплуатацию сухозаряженных батарей.
Электролит для заливки сухозаряженных батарей приготавливается из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. Плотность электролита, заливаемого в аккумуляторную батарею, а также плотность электролита в полностью заряженной батарее должно быть:- для умеренного климата 1,28±0,01гсм3 при 25°С;- для умеренного климата 1,23±0,01гсм3 при 25°С;При определении реальной плотности электролита следует учесть температурную поправку и воспользоваться следующей формулой:p=p ͭ + 0,0007(t-25)Где р — плотность электролита приведенная к 25°С, гсм3p ͭ — фактически измеренная плотность электролита гсм3t — температура электролита при измерении, °С
Температура заливаемого в аккумуляторную батарею должна быть от +15 до +30°С. Электролит в аккумуляторную батарею заливайте до уровня 15мм над верхней кромкой пластины.
Не ранее чем через 20 минут и не позднее чем через 2 часа после заливки аккумуляторной батареи замерьте плотность электролита. Если плотность электролита понизилась менее чем на 0,03 гсм 3 и более, то аккумуляторную батарею следует подзарядить как указано ниже.
- Ввод в эксплуатацию залитых аккумуляторных батарей.
Готовность к эксплуатации аккумуляторных батарей, поступающих с электролитом, проверяйте по плотности электролита или путем измерения напряжения на полюсных выходах аккумуляторной батареи. Если плотность электролита ниже 1,26 гсм 3 Или напряжение менее 12В, батарею следует подзарядить, как указано ниже.
Заряд аккумуляторной батареи.
При заряде присоединяйте положительный полюс аккумуляторной батареи к положительной клемме зарядного устройства. Пробки на аккумуляторной батареи должны быть выкручены. Включите батарею на заряд, если температура электролита на ней не выше 35°С
Батарею заряжайте током, указанным в таблице до тех пор, пока не начнется обильное газовыделение во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 часов. Плотность электролита после заряда должна быть 1,28±0,01 гсм 3 А напряжение на полюсных выводах клемм аккумулятора не менее 12,6В.
Во время заряда периодически контролируйте температуру электролита.
В случае если температура превысит 45°С, уменьшите зарядный ток наполовину или прервите заряд на время, необходимое для снижения температуры электролита до 30°С
Для выравнивания плотности электролита следует выдержать аккумуляторную батарею не менее 30 минут в состоянии покоя. В дальнейшем это позволит добиться стабильной эксплуатации.
Правила эксплуатации
В период эксплуатации не реже 1 раза в месяц необходимо проверять состояние аккумуляторной батареи, проверять плотность и степень заряженности аккумуляторной батареи под нагрузкой и без.
Не реже одного раза в 2 квартала проводить тренировку аккумулятора, путем его разряда и заряда.
Зарядку производить в соответствии с таблицей не превышая максимальный ток.
Заряд производить устройством со стабилизированным напряжением, это позволит заряжать аккумулятор в щадящем для пластин режиме (по мере заряда аккумулятора зарядный ток будет падать, а напряжение будет оставаться прежним, это уменьшит газовыделение и позволит аккумулятору набрать полную емкость)
Проверить степень заряженности аккумулятора можно при помощи наргузочной вилки со встроенным сопротивлением 0,12 Ом 0,1 для аккумулятора напряжением 12В нагрузка составит 100А.
Благодаря использованию новейших технологий аккумуляторы обладают чрезвычайно низким расходом воды, обеспечивающим длительную работу при исправном электрооборудовании Вашего автомобиля.
При соблюдении нижеприведённых указаний покупатель в течение многих лет не будет иметь проблем со своим аккумулятором.
- Приобретая АКБ, убедитесь, что она соответствует требованиям техпаспорта Вашего автомобиля.
Запрещается использовать АКБ в иных целях, кроме запуска двигателя Вашего автомобиля.
- Удалите с АКБ упаковочную плёнку полностью, защитные колпачки с клемм и освободите газоотводные отверстия.
- Установите АКБ на штатное место Вашего а/м и обязательно надежно закрепите её. При подключении строго соблюдайте полярность и убедитесь, что зажигание и все потребители электроэнергии выключены.
- Подключение АКБ следует начинать с клеммы «плюс».
- Клеммы АКБ и наконечники проводов должны быть хорошо защищены от окислов, надежно соединены и закреплены.
- В течение всего срока эксплуатации корпус АКБ должен быть чистым и сухим, а газоотводные отверстия всегда свободными.
- Не реже 1 раза в месяц контролируйте уровень и плотность электролита в каждой банке АКБ.
Нельзя допускать глубоких разрядов АКБ!
Плотность электролита должна быть не ниже 1,20г/см3. Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше верхнего края пластин. При необходимости долейте дистиллированную воду.
Категорически запрещается доливать электролит, кислоту и другую жидкость, кроме дистиллированной воды!
Если плотность электролита ниже допустимых значений, следует произвести зарядку АКБ до плотности электролита 1,27 г/см3 +0,01 г/см3 при температуре +25°С.
- Перед продолжительной стоянкой автомобиля (более 2 недель) АКБ необходимо отсоединить, полностью зарядить и хранить в прохладном и сухом месте.
Хранение АКБ в разряженном состоянии недопустимо!
Зарядка АКБ
При пониженной плотности электролита следует зарядить АКБ до восстановления необходимого значения плотности.
Первоначальный ток зарядки должен составлять порядка 5% о ёмкости АКБ (например: для батареи емкости 60 А/ч ток зарядки должен быть не более 3 А).
Зарядка ведётся до плотности электролита 1,27 г/см3 во всех банках АКБ.
Во время зарядки все пробки АКБ необходимо вывернуть.
АКБ, на которых пробки отсутствуют следует заряжать только автоматическим зарядным устройством со стабилизацией по напряжению до 16,2 В.
Во избежание глубокого разряда и избыточного перезаряда АКБ контролируйте напряжение генератора Вашего автомобиля раз в 2 (два) месяца.
Контроль производится при работающем двигателе на холостом ходу с включёнными фарами дальнего света. При этом напряжении зарядки должно быть в пределах 13,8 В – 14,4 В.
Допустимый ток утечки составляет 10 — 30 мА.
Нужно ли заряжать новый аккумулятор после покупки
Долговечность АКБ закладывается с первых минут эксплуатации. Неважно, стоят на повестке дня легендарные американские авто аккумуляторы Exide (Эксайд) или бюджетные батареи отечественного бренда, необходимо правильно оценить «свежесть» товара. Лучше сразу отказаться от покупки АКБ, с даты производства которой прошло 6 месяцев или более.
Исключением являются «сухие» аккумуляторы AGM с технологией абсорбции электролита в стеклотканевые маты, расположенные между пластинами. Такие изделия хранятся на складах по 9-12 месяцев без снижения заводских характеристик.
Методология тестирования аккумуляторов на предмет дополнительной зарядки едина для новых и уже используемых АКБ.
В домашних условиях – это бытовой мультиметр для точного определения постоянного напряжения на токовыводных клеммах. Здесь важна каждая десятая вольта.
Важно понимать, что «12В» на корпусе это просто округленная цифра, указывающая на область применения батареи. В реальности каждая из 6 банок генерирует чуть более 2,1В, что суммарно дает 12,7-12,9В. Именно это значение указывает на 100%-ный заряд. Если показатель меньше, это говорит о неполной заряженности аккумулятора.
Исходя из полученного результата принимается решение о зарядке новой АКБ. На практике каждый месяц пребывания батареи на магазинной полке приводит к 5-10% потере общей емкости. Эта проблема может быть не актуальна для кальциевых моделей (Ca/Ca), для которых характерен минимальный уровень саморазряда.
Первая зарядка нового аккумулятора стандартно производится малыми токами на уровне 105 от номинальной емкости с последующим их понижением до 5%. Сигналом к окончанию подзарядки является появление на клеммах напряжения в 16 В. Среднее время подключения к ЗУ составляет 10-12 часов для обслуживаемых и 3-4 часа – для необслуживаемых батарей.
Исправный генератор и стабилизатор напряжения
От режима работы ДВС зарядное напряжение, поступающее к аккумулятору через реле-регулятор от генератора, должно находиться в узком интервале 13,9-14,5В. Эти условия обеспечивают возможность 100%-ной заряженности АКБ и напряжения на клеммах свыше 12,6В при выключенном моторе. На правильности и стабильности работы электросистемы может сказаться любая неисправность
- износ коллектора, ремня или токосъемных щеток
- повреждение диодного моста, замыкание витков обмотки.
Следует избегать общей длительной эксплуатации кондиционера, аудио- и видеосистемы, освещения, подогрева и других потребителей энергии при выключенном двигателе. Это частая причина глубокого разряда батареи, особенно в случаях выезда на природу. Если такая необходимость возникла, следует время от времени заводить ДВС на 10-20 минут для подзарядки от генератора (1500-2000 об/мин).
Минимизация вибраций
Штатное посадочное место и крепления обеспечивают надежный монтаж только определенных типоразмеров АКБ. Например, если установлен аккумулятор автомобильный Banner (Австрия) высотой 190 мм, для замены следует использовать такой же или аналог, полностью соответствующий по габаритам.
При этом показатели емкости и стартерных токов могут быть выше, чтобы создать пусковой резерв. Слабо закрепленная батарея подвержена более высоким вибрационно-ударным нагрузкам, которые провоцируют дополнительное осыпание диоксида свинца с пластин-решеток.
Чистота поверхностей
Аккумулятор необходимо регулярно очищать от грязи и любых следов жидкостей.
Наличие токопроводящих пленок увеличивает нерациональный расход емкости и ускоряет саморазряд. Негативное влияние на нормальное распределение энергии оказывают также окислы на выводных и подключаемых клеммах, которые ухудшают качество соединения и провоцируют подачу более высокого напряжения и стартерных токов.
Частичный разряд при низких температурах
При старте двигателя в мороз полностью заряженный аккумулятор с максимальной плотностью электролита может просаживаться по напряжению до 6-7 вольт из-за замедления реакции всех пусковых систем авто и необходимости генерации высоких токов холодной прокрутки. Чтобы восстановить рабочие параметры на клеммах, активно израсходуются запасы электроемкости. Несколько неудачных запусков нередко становятся причиной глубокой разрядки.
Намного хуже с задачей старта справляется уже частично разряженная АКБ, у которой более низкая плотность электролита становится причиной значительной потери емкости.
Аккумулятор в таком состоянии не только подвержен риску замерзания, но и ускоренно саморазряжается.
Иногда достаточно одной морозной ночи под капотом, чтобы уйти в «ноль». Именно поэтому важно не оставлять батарею с частичным разрядом на холоде, рассчитывая на подзарядку от генератора при следующем выезде. Этой попытки может не быть, а сразу придется обращаться в прием автомобильных аккумуляторов. Лучше заранее перенести АКБ в достаточно теплое помещение и после выравнивания температур подключить к ЗУ.
Мониторинг качества и уровня электролита
В АКБ происходит постепенное испарение воды из кислотного раствора. Важно регулярно проверять уровень электролита, который должен полностью покрывать верхнюю кромку пластин.
Если какая-то из банок заполнена недостаточно, необходим долив дистиллированной воды.
Если электрохимическая жидкость потеряла прозрачность, проводится полная замена электролита.
Правильное хранение аккумулятора
Процесс хранения АКБ не очень сложный, но требует внимания ко всем мелочам.
Условия хранения – сухое помещение без доступа солнечного света с температурным режимом +10-15°С (кладовка, утепленный гараж)
Неправильная консервация может вызвать глубокую сульфатацию пластин даже у качественных изделий, таких как аккумулятор автомобильный Solite, Bosch, Delkor.
Важно помнить, что АКБ необходимо хранить заряженной, избегая холодных и жарких мест.
Безопасный период без подзаряда разнится для различных технологий : свинцово-кислотные (WET, EBF) – 3 месяца, гибридные (Ca+, HIBRID) – 5-6 месяцев, кальциевые и абсорбированные (Ca/Ca, AGM) – 8-12 месяцев. Но самый правильный вариант хранения аккумулятора – раз в два месяца выполнять проверку напряжения на клеммах и хорошенько встряхивать батарею, чтобы не допускать избыточного осадка электролита.
Правильная эксплуатация и хранение АКБ – залог долговечности и постоянной готовности батареи к работе даже в сильный мороз. Для этого достаточно хорошего зарядного устройства (лучше автомат) и небольшого мультиметра для оперативного замера напряжения и силы тока. Если возникла ситуация с серьезной поломкой, есть возможность дорого сдать АКБ в Москве и значительно сэкономить на покупке новой батареи.