- Общее описание
- Что такое гелевый аккумулятор
- Преимущества гелевых АКБ
- Существующие недостатки
- Причины выхода из строя
- Принцип работы
- Циклическая «прогонка» гелевой батареи
- Проверка устройства
- Как восстановить аккумулятор для скутера или мопеда
- Подлежит ли «гель» восстановлению
- Как восстановить гелевый аккумулятор
- Особенности устройства гелевых АКБ
- Когда АКБ не получится восстановить
- Порядок восстановления
- Контроль количества электролита
- Зарядка
- Цикличная зарядка при полной потере емкости
Общее описание
В настоящее время гелевые АКБ широко распространены в разных торговых точках, где предлагается большой ассортимент запчастей к различным транспортным средствам. Однако многие люди до сих пор не знают, что представляет собой устройство, как оно работает и какими преимуществами обладает. Дело в том, что внешне батарея мало чем отличается от близких собратьев, работающих на кислоте.
В течение многих лет большим спросом пользовались старые аккумуляторы, работающие на жидком электролите. Речь идет о кислотных моделях. Однако по мере развития современных аккумуляторов человечество стало активно отказываться от старых, не совсем экологичных систем, отдавая предпочтение усовершенствованным современным разработкам.
Изначально подобные устройства разрабатывались исключительно для транспорта из военной сферы, включая авиацию, где обычные аккумуляторы не могли выполнять свою задачу, т. к. постоянно перегревались и теряли показатели емкости. В результате они быстро выходили из строя и переставали быть пригодными для дальнейшей эксплуатации. Вскоре на рынке появились новые изобретения — гелевые аналоги, которые быстро заняли лидерскую нишу и стали обретать популярность.
Что такое гелевый аккумулятор
Гелевый аккумулятор — это по сути тот же свинцово-кислотный, но разница между ними в том, что электролит в классических батареях работает в жидком виде, в то время как в гелевом, исходя из названия, вместо жидкого электролита применяется густой гель.
Для того чтобы густая масса смогла работать, как обычный электролит, необходимо придать ей те же характеристики, чтобы при помещении в пространство между свинцовыми пластинами, он так же как и жидкость, способствовал нормальному проведению процесса выработки электричества и так же мог принимать заряд.
Преимущества гелевых АКБ
Как известно, в классических источниках электрического питания реакция электролита осуществляется очень интенсивно и быстро, что сопровождается выделением паров.
Кстати, при высоких перегрузках не исключается закипание электролита и даже взрыв устройства.
Будет ли подвергаться таким неприятностям новый гелевый аппарат?
К счастью, нет: он работает по другому принципу и обладает многими преимуществами перед классическими устройствами. В таком устройстве задействован электролит с особой вязкостью, имеющей желеобразную консистенцию. Добавив в аккумулятор загуститель, можно продолжить его свободную эксплуатацию в любых условиях. Но эффективность системы в положении на боку резко снижается, а переворачивать его вообще запрещено.
Частичное или полное повреждение корпуса такого аккумулятора никак не нарушит его работоспособность, поэтому необходимости осуществлять сложный ремонт попросту не будет. Для сравнения, при использовании свинцовых моделей часто возникает такая проблема, как утечка электролита. В гелевых последний находится не в жидком состоянии, поэтому любая утечка полностью исключена.
Существующие недостатки
Хотя устройства с легкостью переносят сильный мороз и многие механические воздействия, они нуждаются в правильной зарядке. Речь идет о применении специально разработанных зарядных устройств. В противном случае, батарея может быстро выйти из строя и стать непригодной для дальнейшей эксплуатации. Перед тем как решиться на покупку гелевого аккумулятора, нужно учитывать эти недостатки.
Причины выхода из строя
Отсюда исходит первая проблема, которая может привести к тому, что АКБ выйдет из строя и его придется восстанавливать — превышение зарядного напряжения.
Электрооборудование автомобиля не настолько совершенно, чтобы ограничивать ток в очень точных пределах. Но это самый нежелательный исход событий. Наиболее распространенный случай — выход батареи из строя после сильной потери заряда.
Если же батарея перестала работать из-за глубокого разряда, при длительном простое, ее можно восстановить, заряжая большими токами, но напряжение не должно превышать 14,4 В. При этом необходимо следить за температурой корпуса. Если она поднимется выше 45-48 градусов, зарядку необходимо прекратить или же понизить ток. После охлаждения батареи можно попытаться продолжить заряд до тех пор, пока напряжение на клеммах не начнет расти.
Принцип работы
Перед тем как приступить к восстановлению гелевых аккумуляторов, нужно подробно разобраться с принципом их работы и основными отличиями от остальных типов АКБ. По сути, он чем-то похож на тот, который используется в герметизированных устройствах кислотного типа. Однако специалисты упоминают о двух основных отличиях.
- В качестве электролита используется специальное гелеобразное вещество, которое состоит из очищенной воды и серной кислоты, что и повлияло на появление характерного названия. Многие владельцы автомобилей приписывают системам название «гелиевые», хотя это не совсем правильно, т. к. они работают не на газу.
- Перезаряд подобных устройств недопустим, потому что он становится причиной быстрой потери емкости. Чтобы избежать таких последствий, желательно соблюдать диапазон напряжения в пределах 14−16 В.
Циклическая «прогонка» гелевой батареи
Некоторые автолюбители спрашивают, как восстановить гелевый аккумулятор большим напряжением и можно ли это сделать вообще. Такой способ всегда существовал. Но если вы решили сразу им воспользоваться, нужно иметь в виду, что он либо сработает, либо нет. Однако при большом желании и осторожности попробовать можно.
Первые циклы зарядки обычно проводятся высоким напряжением, минимальное — 30 В, а когда АКБ «раскачается» и начнет потреблять ток, напряжение ступенчатым образом снижается до традиционных 14 В.
Разряжать батарею между циклами следует мягко, с использованием лампочки, мощности которой 5-10 Вт будет вполне достаточно.
После такой «раскачки» можно поставить батарею заряжаться уже в обычном режиме, током, равным 10% от ее номинальной емкости, измеряемой в ампер-часах (Ач). Например, если батарея имеет емкость 70 Ач при выходном напряжении 12 В, 7А — ток, которым ее нужно заряжать.
Проверка устройства
Ремонт гелевого аккумулятора — кропотливый, длительный и сложный процесс, к которому нужно подходить со всей ответственностью.
Важно понимать, что восстановление устройства требуется лишь в особо сложных случаях — во всех остальных это не совсем целесообразно.
Если при визуальном осмотре не удалось найти видимые дефекты, остается подготовить механизм к более тщательной проверке с применением специального оборудования. В этом случае необходимо применить вольтметр, который оборудован дополнительной нагрузочной вилкой.
Если падение тока происходит слишком быстро, значит, эксплуатационный срок аккумулятора подходит к концу. Для определения дефекта достаточно оценить текущую скорость процесса зарядки. Возможно, новое устройство слишком долго восстанавливает утраченный заряд.
Чтобы быстро определить проблему, не нужно быть специалистом или обладать особыми навыками. Все, что требуется от владельца АКБ — вовремя проводить осмотр конструкции и обеспечивать ей надлежащее обслуживание.
Как восстановить аккумулятор для скутера или мопеда
Вначале можно попытаться зарядить аккумулятор обычным способом, с использованием малых токов. Но если он не реагирует, тогда уже не остается ничего другого, кроме как «разбудить» его с помощью доливания электролита.
Срок службы гелевого аккумулятора для мотоцикла, скутера или мопеда после такого восстановления недолгий: от силы полтора месяца. Но и это может помочь выиграть время до того момента, когда владелец обзаведется новым аккумулятором.
Поскольку гелевые батареи, как выяснилось, являются необслуживаемыми только формально, опытные умельцы всегда найдут способы их восстановления и продления им жизни на некоторое время. Иногда это может реально помочь. Но если все способы, вплоть до большого вольтажа, уже испробованы, а результата нет — не остается ничего другого, как приобрести новый аккумулятор.
Несмотря на то, что гелевые аккумуляторы формально относятся к категории необслуживаемых, а сроки их службы обозначаются производителями в 10 лет и даже больше, в реальности все выглядит несколько иначе. В популярной литературе не рекомендуется восстанавливать гелевую АКБ в случае, если ее емкость (Ач) резко падает, либо если она выходит из строя вследствие каких-либо причин. Однако в среде автолюбителей существуют способы, как восстановить гелевый аккумулятор своими руками — в домашних условиях, в гараже и, фактически, в любом удобном месте.
Подлежит ли «гель» восстановлению
Конечно, не каждую АКБ можно восстановить: бывает так, что корпус батареи во время ее осмотра оказывается поврежденным. Либо внутри нее что-то начинает «бряцать» при попытке вынуть ее из машины или переставить в другое место.
Если такое происходит, за восстановление явно поврежденных батарей браться не следует: это может оказаться опасным. Кроме того, потом будет жаль потерянного времени, которое можно было бы потратить на приобретение новой батареи.
Поэтому, прежде чем приступать к восстановлению, важно как можно более тщательно осмотреть АКБ и проверить ее на остатки работоспособности для того, чтобы определить, стоит ли за нее браться.
Определить, «живой» ли гелевый аккумулятор для авто и стоит ли браться его «реанимировать», можно с помощью применения стандартной нагрузочной вилки.
Вольтметром измеряется напряжение аккумулятора (все абсолютно так же, как и при обращении с любой другой батареей), подключается нагрузочная вилка, которая будет имитировать работу стартера.
Вилка держится секунды три, после чего нужно внимательно следить за тем, как «ведет» себя напряжение.
Если оно восстанавливается (стрелка вольтметра при этом должна подниматься обратно), АКБ жива и, как минимум, ее нужно подзарядить. А в случае, если напряжение не восстанавливается, можно попытаться «воскресить» аккумулятор более сильными токами. Но этот эксперимент больше подходит для умельцев-экстремалов.
Сделать вывод о том, подлежит ли гелевый аккумулятор восстановлению, легко и на основании измерения того напряжения, которое в нем осталось.
Оптимальнее всего, если U составляет хотя бы 50-60% от положенного. Рекомендуется восстанавливать батарею в случае, если ее напряжение не упало ниже 30%. Тогда еще возможно восстановить ее емкость (Ач) хотя бы частично, чтобы продлить срок работы АКБ.
Как восстановить гелевый аккумулятор
Невзирая на «необслуживаемость» гелевых аккумуляторов, у них есть несколько отверстий с крепко посаженными крышками, которые можно аккуратно снять, воспользовавшись каким-либо подходящим для этого острым предметом.
Суть процессов, происходящих внутри батареи, в том, что гель рано или поздно высыхает вследствие испарения рекомбинированных газов, и его недостаток вполне реально восполнить. Однако сразу следует отметить то, что все гелевые батареи, в отличие от своих более неприхотливых свинцово-кислотных собратьев, являются более требовательными и «капризными». Поэтому процесс восстановления требует особенной внимательности и упорства.
Первые циклы зарядки обычно проводятся высоким напряжением, минимальное — 30 В, а когда АКБ «раскачается» и начнет потреблять ток, напряжение ступенчатым образом снижается до традиционных 14 В. Разряжать батарею между циклами следует мягко, с использованием лампочки, мощности которой 5-10 Вт будет вполне достаточно.
Особенности устройства гелевых АКБ
Гелевая батарея по своему строению аналогична уже ставшей стандартной кислотной. Это корпус с пластинами и электролитом. Только последний не привычный жидкий, а в виде гелевой субстанции.
В кислотных батареях, например, из-за перепада температуры может измениться плотность электролита, и он вытекает. В гелевой разновидности раствор своего состояния не меняет, соответственно, утечки «химии» невозможны. Отсюда следующее – эксплуатировать аккумулятор с гелем можно в любом положении, хоть «вверх ногами».
Гелевая батарея очень требовательна к параметрам при зарядке. Если даже немного превысить напряжение, источник питания легко загубить, и в большинстве случаев «оживить» не получится.
Когда АКБ не получится восстановить
Мало кто берется реанимировать вышедшую из строя гелевую батарею, так как в большинстве случаев это не дает результата. Со временем пластины рушатся, корпус вздувается – такой источник питания только выбросить.
Есть разновидность – AGM-аккумуляторы. В них не гелеобразный электролит, в них электроды «опоясывает» специальное стекловолокно, пропитанное кислотным раствором. Если оно сильно высохло и отклеилось, вероятно, восстановление не даст нужного эффекта.
Порядок восстановления
Производители источников питания нового типа сделали все, чтобы минимизировать вмешательство человека внутрь корпуса. Он полностью герметичен, ничего не откручивается, и все же, умельцы нашли способ восстановить гелевый аккумулятор в домашних условиях. Просто наш человек склонен сомневаться, и думает, что это хитрая уловка компаний, чтобы больше продавалась их продукция.
Контроль количества электролита
Фирмы, выпускающие гелевые источники питания, говорят, что уровень электролита на протяжении всего срока эксплуатации остается неизменным.
Это правда, но он имеет свойство сохнуть. И он высохнет быстрее, если при зарядке подавать повышенный ток.
Чтобы восстановить уровень электролита, в первую очередь демонтируют крышку и колпачки «банок», вооружившись пинцетом и отвертками. Жидкость заливать следует не всю сразу, а небольшими порциями, следя за тем, чтобы она полностью покрыла пластины.
Понадобится подождать 30 – 40 минут, чтобы вода впиталась в гель. Через это время оценивают состояние «банок», если надо – доливают еще. Излишков быть не должно – их удаляют. В завершение ставят колпачки и крышку на место. Конечно, фиксаторы не предусмотрены, поэтому пригодится клей, двусторонний скотч.
Зарядка
К ЗУ подключают только спустя пару часов после заливки воды. Рекомендуется расположить на крышке груз, иначе, под действием давления, она может слететь. Давление образуется по той причине, что внутри «банок» при получении заряда образуется водород.
Напряжение сначала выставляют 14 – 15 В, и держат его на этой отметке, пока батарея не начнет потреблять ток. На зарядку уйдет порядка 14 часов. Если источник питания недополучил заряд, напряжение поднимают до 20 В.
На этом этапе надо внимательно следить за батареей, быть рядом. Когда пойдет ток, напряжение плавно снижают до 14 В, и продолжают зарядку. Если прозевать, есть риск окончательно угробить АКБ с неприятными последствиями в виде задымления, а то и пожара.
Цикличная зарядка при полной потере емкости
Для первых двух циклов выставляют повышенное напряжение – 25 – 30 В. Необходимо следить за процессом, чтобы не допустить критической ситуации. В последующие циклы напряжение плавно снижают до 14 В.
Чтобы разрядить батарею, необходима минимальная нагрузка, например, лампа на 5 – 10 Вт. Автомобильная переноска не годится, так как она дополнена относительно мощными лампочками, и такая перегрузка запросто выведет АКБ из строя. По ходу разрядки следят за напряжением, которое не должно опускаться ниже 10.5 – 11 В.
Если способ не дал результатов, вероятно, выводы батареи отошли от пластин. Починить самому уже ничего не удастся.