Тренировка элементов
Тренировка элементов заключается в нескольких (1-3) циклах разрядки — зарядки.
Разрядку необходимо выполнять в специальном устройстве, которое позволяет выполнять ее индивидуально для каждого элемента.
Если нет контроля напряжения, то разрядка выполняется до заметного
снижения яркости лампочки.
А если Вы засечете время горения лампочки вы сможете определить емкость аккумулятора, она вычисляется по формуле:
Емкость = Ток разрядки х Время
разрядки = х (А * час)
Аккумулятор емкостью 2500 ма час способен отдавать в нагрузку ток 0,75 А в течении 3,3 часа, если полученное в результате разрядки время меньше, соответственно и меньше остаточная емкость. И при уменьшении емкости Вам необходимой надо продолжить тренировку аккумулятора.
Изготовлено из старого зарядного устройства и выглядит так:
О лампочках надо сказать отдельно. Если лампочка имеет ток разрядки равный номинальному для данного аккумулятора или несколько меньший ее можно использовать как нагрузку и индикатор, иначе лампочка только индикатор.
Тогда резистор должен иметь такую величину, чтобы суммарное сопротивление и параллельного ей резистора было порядка 1,6 Ом. Замена лампочки на светодиод недопустима.
Пример лампочки которая может быть использована в качестве нагрузки — это криптоновая лампочка для карманного фонаря на 2,4 В.
Особый случай.
Производители не гарантируют нормальную работу аккумуляторов при зарядных токах превышающих ток ускоренной зарядки зар должен быть меньше емкости аккумулятора. Так для аккумуляторов емкостью 2500ма*час он должен
быть ниже 2,5А.
Бывает, что элементы после разрядки имеют напряжение менее 1,1 В. Элемент или последовательная группа элементов подключается к источнику питания через автомобильную лампочку 21 Вт.
Еще раз обращаю Ваше внимание! У таких элементов обязательно надо проверить саморазряд!
В большинстве случаев именно элементы с пониженным напряжением имеют повышенный саморазряд. Эти элементы проще выкинуть.
Зарядка предпочтительна индивидуальная для каждого элемента.
Для двух элементов напряжением 1,2 В зарядное напряжение не должно превышать 5-6В. При форсированной зарядке лампочка одновременно является индикатором. При снижении яркости лампочки можно проверить напряжение на
элементе. Оно будет больше 1,1 В. Обычно, эта начальная, форсированная зарядка занимает от 1 до 10 минут.
Если элемент, при форсированной зарядке в течении нескольких минут не увеличивает напряжение, греется — это повод снять его с зарядки и отбраковать.
Рекомендую применять зарядные устройства только с возможностью тренировки (регенерации) элементов при перезарядке. Если нет таких, то через 5-6 рабочих циклов в аппаратуре, не дожидаясь полной потери емкости, производить их тренировку и элементы имеющие сильный саморазряд.
И они Вас не подведут.
Чтобы не казалось тупо
Существуют «умные» зарядники для элементов.
Такой зарядник работает с каждым аккумулятор отдельно.
Данный типа устройства позволяют работать индивидуально с каждым аккумулятором.
По отзывам пользователей такое зарядное устройство позволяет восстановить большинство запущенных аккумуляторов, а исправные эксплуатировать весь гарантированный срок эксплуатации.
К сожалению я таким зарядником не пользовался, поскольку в провинции его купить просто невозможно, но в форумах Вы можете найти много отзывов.
Главное не заряжайте на больших токах, не смотря на заявленный режим с токами 0,7 — 1А, это все же малогабаритное устройство и может рассеять мощность 2-5 Вт.
Заключение
Любое восстановление аккумуляторов строго индивидуальная (с каждым отдельным элементом) работа. С постоянным контролем и отбраковкой элементов не принимающих зарядку.
И лучше всего заниматься их восстановлением с помощью интеллектуальных зарядных устройств, которые позволяют
индивидуально выполнять отбраковку и цикл заряд — разряд с каждым элементом. А поскольку таких устройств автоматически работающих с аккумуляторами любой емкости не существует, то они предназначены для элементов строго
определенной емкости или должны иметь управляемые токи зарядки, разрядки!
И я бы не рекомендовал заниматься восстановлением аккумуляторов.
В критических ситуациях они склонны к разрушению с выделением большого количества энергии и опасных химических компонентов!
Алгоритм восстановления Ni-MH аккумуляторов
Как было сказано выше, потеря емкости аккумулятора связана с отложением продуктов реакции на электродах. Для восстановления аккумулятора необходимо вернуть эти продукты в исходное состояние.
Желательно иметь в наличии термодатчик или термореле, чтобы можно было вовремя отключить ток при перегреве.
- Перед зарядкой разрядим аккумулятор до напряжения порядка 1 В — подключаем вольтметр и нагрузку параллельно элементу.
- Периодически контролируем напряжение (оно не должно упасть ниже 0.9 В — могут начаться необратимые процессы).
- Периодически контролируем температуру — она не должна подниматься выше 50 градусов Цельсия. В противном случае необходимо отключать нагрузку до тех пор, пока элемент не остынет до комнатной температуры.
- После разрядки необходимо выждать время для нормализации процессов внутри элемента (15-20 минут). За это время элемент «регенерируется», напряжение повысится, и его можно доразрядить до напряжения 0.9 В.
- Далее, выждав 10-15 минут, можно приступать к зарядке.
Зарядка
- Для зарядки подсоединяем амперметр последовательно к заряжаемому элементу, источник питания и вольтметр — параллельно, одним контактом к свободному полюсу аккумулятора, другим — к свободному контакту амперметра.
- Термодатчик или чувствительный элемент, термореле, желательно закрепить на аккумуляторе с использованием термопасты для более точных измерений.
- Устанавливаем регулятор напряжения источника питания на минимальное напряжение (реостат — на максимальное сопротивление).
- Далее — плавно поднимаем напряжение так, чтобы сила тока на амперметре достигла значения: I(зар) = 0.1C(бат)
Например, для аккумулятора емкостью 1500 мАч максимальная сила тока будет 150 мА. Сила тока будет постепенно снижаться, и соответственно, необходимо повышать напряжение. Сначала — раз в 3-5 минут в течение первого часа, далее — каждый час.
Как только напряжение достигнет 1.3 номинального (1.4-1.5 вольт), нужно оставить аккумулятор на зарядке как есть — далее повышать напряжение нельзя. Когда сила тока упадет до значения близкого к нулю (через 4-6 часов), нужно отключить зарядку, подождать 15-20 минут для нормализации процессов, и поставить заряжаться на 8 часов.
На всем протяжении зарядки необходимо следить за тем, чтобы температура не поднималась выше 50 градусов Цельсия. Если же температура превышает это значение — надо понизить ток зарядки (в 1.5-2 раза) до тех пор, пока аккумулятор не остынет до 30 градусов. Затем можно плавно поднять ток до номинального значения.
Для восстановления первоначальной емкости потребуется 3-4 таких цикла.