В момент завершения отопительного сезона вышел из строя ИБП котла. Сразу пришла мысль, что вышла из строя АКБ, а после проверки тестером подозрения подтвердились – оказалось, что батарея просто села, пришлось ее заменить.
В этом обзоре хочу поделиться опытом, как проверить аккумулятор мультиметром, что вообще представляет собой этот прибор и как им пользоваться, какие параметры им можно изменить, а также в чем заключаются особенности диагностики различных видов АКБ.
Мультиметром можно проверить аккумулятор пальчикового и любого другого типа.
- Мультиметр – что это такое и как им пользоваться
- Проверяемые параметры
- Полнота зарядки
- Ток утечки
- Плотность
- Емкость
- Напряжение
- Внутреннее сопротивление
- Мультиметр – отличный помощник автомобилиста
- Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром
- Как проверить аккумулятор автомобиля без мультиметра?
- Как проверить пусковой ток аккумулятора автомобиля без приборов?
- Как проверить зарядку аккумулятора на автомобиле лампочками?
Мультиметр – что это такое и как им пользоваться
Универсальный измеритель параметров электрической цепи называется мультиметром.
Прибор определяет
- напряжение
- силу тока
- сопротивление и другие характеристики.
Причем работать он может как в сети постоянного, так и переменного тока.
При этом с помощью универсального тестера можно продиагностировать не только стандартные автомобильные АКБ, но и любого другого типа – от модулей цифровой техники до пальчиковых батарей.
Однако если вы никогда не пользовались мультиметром, но вам уже нужно как можно скорее измерить емкость или заряд аккумулятора, предлагаю для начала разобраться в базовых представлениях его работы.
Перед началом тестирования АКБ следует узнать устройство и правила пользования мультиметром.
В применении прибора нет ничего сложно. Нужно только правильно подобрать режим и воткнуть щупы в соответствующие гнезда, а затем прикоснуться их контактными частями к клеммам.
Перед началом тестирования важно не только правильно установить переключатель, но и выбрать нужный предел измерений. Иначе прибор можно испортить.
Проверяемые параметры
Для полноценной диагностики аккумуляторной батареи рекомендую применять комплексный подход – и определять не 1-2, а целый ряд параметров.
Разберем детально особенности определения каждой характеристики на примере автомобильной батареи на 12 В.
Полнота зарядки
Проще и быстрее всего проверить аккумулятор на исправность мультиметром или тестером по полноте заряда. Чаще всего процедура применяется для самых распространенных автомобильных литий-ионных батарей.
Уровень заряженности АКБ определяется путем измерения его напряжения в покое.
Если в ходе тестирования на экране перед значением появился знак «-», значит, порядок подсоединения щупов был перепутан. Искажений в работе прибора это не даст – однако лучше заранее проверять правильность подключений, чтобы избежать более серьезных ошибок.
Ток утечки
Параметр измеряется в амперах и показывает, какой ампераж потребляет подключенное к аккумулятору оборудование – проверить его также можно мультиметром.
При отсутствии утечек экран покажет 0. В противном случае будет отображаться величина тока в мА. Чем она выше, тем быстрее сядет батарея. Чаще всего явление связано с неисправностью проводки или каким-либо потребителем.
В нормальном состоянии ток утечки не превышает 70 мА. Если он больше, следует найти и устранить неисправный участок цепи. В большинстве случаев это замыкание в проводке.
Плотность
Для проверки плотности электролита в аккумуляторе применяется ареометр, но на практике работоспособность можно определить и мультиметром – таким же методом, как для емкости, только без разрядки.
Величина заряда аккумулятора с нормальной плотностью всегда выше 12,7 В
Если величина напряжения в рамках нормы – от 12,7 В, плотность в норме, если в рамках 12,1-12,4 – ниже нормы, что соответствует разрядке наполовину.
Емкость
Для того чтобы проверить емкость, аккумулятор сначала требуется полностью зарядить, затем определить изменение параметров под нагрузкой с помощью мультиметра.
Таким образом, полученное значение можно сравнить с технической информацией на корпусе АКБ. Как правило, для стандартных батарей это порядка 60-70 А ч.
Для определения емкости к АКБ требуется подключить нагрузку, например, лампочку или светильник.
Напряжение
В отключенном состоянии исправная батарея должна показать 12,7 В. Если номинал окажется в рамках 12,1-12,4 В, потребуется подзарядка, так как АКБ уже разрядилась на 50-70 %. При показателе 11,7 В и ниже – происходит глубокий разряд с минимальной возможностью восстановления.
Если аккумуляторная батарея подключена в цепь с генератором, как например, в авто с работающим мотором, измеряемая величина напряжения будет выше, чем в отключенном состоянии – порядка 13,5-14 В.
Внутреннее сопротивление
Для того чтобы определить, соответствует ли внутреннее сопротивление норме, требуется померить заряд аккумулятора, а точнее его напряжение, с помощью мультиметра. Причем делать это нужно с нагрузкой и без.
Для определения сопротивления АКБ сначала тестируется под нагрузкой, а затем в покое.
Внутреннее сопротивление будет в норме, если полученная величина не более 0,4 %. В противном случае АКБ нуждается в скорейшей замене.
Мультиметр – отличный помощник автомобилиста
Этот небольшой прибор позволяет в любой момент проверить электрические параметры не только аккумулятора, но и других систем машины. С его помощью можно померить напряжение, сопротивление, узнать емкость батареи.
В качестве автомобильного больше подходит цифровой тестер, позволяющий совершенно четко увидеть на экране показания, не отвлекаясь на колебания стрелки (как у аналогового прибора).
Не обязательно покупать дорогой прибор, снабженный дополнительными опциями.
Вполне подойдет недорогая модель с защитой от механических повреждений и подсветкой экрана.
Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром
Причинами неисправности могут быть как недостаточная, так и избыточная зарядка батареи. При этом самым простым способом проверки является измерение напряжения аккумулятора мультиметром.
Именно напряжение является самым показательным и легко определяющимся параметром аккумулятора.
От него зависит работа всех систем:
- старт силового агрегата
- работа ходовых и габаритных огней
- функционирование топливного насоса при пуске и многих других узлов авто.
Но аккумулятор – не обычная батарейка, поэтому просто измерять напряжение нет смысла. Нужно уметь интерпретировать результаты.
Подзарядка АКБ осуществляется генератором во время движения машины. Но для обеспечения ее стопроцентной работоспособности необходимо проехать не менее 100 км, что происходит не всегда. Поэтому заряд может снижаться. Для недопущения таких ситуаций и требуется определение напряжения батареи и плотности электролита. Эти показатели прямо связаны друг с другом.
Перед тем, как проверить исправность аккумулятора мультиметром, нужно отключить его от нагрузки и подождать не менее 2-х часов.
Для большей точности рекомендуют выдержать не менее 12 часов и производить работы при температуре не менее +18 – 200С.
Измерить напряжение несложно.
При стандартной плотности электролита (1,27), нормально заряженная АКБ выдает напряжение 12,6 – 12,7 В. В случае гелевого (электролит имеет гелеобразную консистенцию) аккумулятора это показатель равен 13 В.:
Минимальное напряжение АКБ – 10,5 В. В такой ситуации работоспособность можно восстановить, используя специальное зарядное устройств, работающее от сети.
Как проверить аккумулятор автомобиля без мультиметра?
Самый простой, но малоинформативный способ — визуальный осмотр.
Трещины и вмятины на корпусе АКБ, потеки электролита, окисленные клеммы — все это признаки того, что аккумулятор недостаточно надежен. Правда, отсутствие всех этих признаков еще не гарантирует, что батарея полностью исправная. Но при их наличии — аккумулятор все же лучше сменить.
Как вариант, можно удалить грязь и следы электролита с корпуса (сделать это легко при помощи раствора соды) и зачистить клеммы наждачной бумагой. Если через короткое время эксплуатации потеки и окислы появляются вновь, значит, АКБ надо поменять на новую.
Как проверить пусковой ток аккумулятора автомобиля без приборов?
Конечно, этот способ не будет абсолютно точным, но он надежнее предыдущего. Заведите авто «на холодную» — если вам это удалось, что уже само по себе неплохо, — включите ближний свет.
В течение нескольких минут понаблюдайте за яркостью фар.
Если она не меняется, то с аккумулятором все неплохо. Если же мощность светового потока постепенно снижается, значит, АКБ лучше заменить. Еще один вариант — через 1–1,5 минуты после холодного запуска несколько раз нажать на клаксон. Громкий и ровный сигнал — это хороший признак.
Как проверить зарядку аккумулятора на автомобиле лампочками?
Есть еще один «дедовский» способ — наглядный, хотя тоже не самый информативный. Он заключается в том, чтобы нагрузить АКБ и посмотреть, как она будет себя при этом вести. Необходимо знать емкость аккумулятора и создать параллельную цепь из лампочек с общей суммарной нагрузкой в половину емкости батареи.
Подключив цепь на 5 минут к аккумулятору, наблюдаем за яркостью лампочек. Если они быстро тускнеют, значит, батарея либо не заряжена полностью, либо уже потеряла часть своей емкости.