Клеммы аккумуляторной батареи – одно из самых слабых мест бортовой электросети. Без надлежащего ухода они быстро окисляются, начинают греться и, в конце концов, выходят из строя. В этой статье мы выясним причину таких отказов и самостоятельно заменим клеммы автомобильного аккумулятора.
- Почему портятся и разрушаются контакты аккумулятора и наконечники проводов
- Как поменять клеммы на проводах
- Какими они бывают
- Теперь по размерам.
- Можно ли восстановить выводы АКБ
- Как можно заменить наконечники для подключения АКБ своими руками.
- Причины износа клемм
- К чему это может привести
- Определение типа и конструкции клемм
- Часто встречающиеся неполадки при замене клемм
Почему портятся и разрушаются контакты аккумулятора и наконечники проводов
Основная причина выхода клемм и наконечников из строя – их окисление и отсутствие обслуживания (чистка, подтяжка и пр.).
Каким бы герметичным ни был аккумулятор, его «внутренности» все равно соединяются с внешней средой – или через специальные клапаны, или через отверстия в пробках, если АКБ обслуживаемая.
В процессе работы вода в электролите частично разлагается на водород и кислород, которые, выходя в окружающую среду, захватывают с собой частицы серной кислоты. Весь этот «коктейль» в тех или иных количествах всегда присутствует в подкапотном пространстве.
Секции обслуживаемого аккумулятора закрыты обычными негерметичными пробками.
Даже новый и плотно установленный наконечник не имеет полного контакта с клеммой аккумуляторной батареи. Кое-где образуются небольшие щели, в которые попадают пары электролита. Под действием тока в этих местах начинается гальваническая реакция, которая окисляет материал наконечников и со временем разрушает их.
Дело усугубляет неправильная эксплуатация АКБ или нарушение герметичности корпуса батареи в районе клемм. В первом случае аккумулятор «кипит», усиленно выделяя пары кислоты, во втором кислота забирается на клеммы через микротрещины.
Чистить поздно, пора менять.
Следующая причина разрушения наконечников – плохая затяжка. В этом случае плохой контакт не только способствует быстрому окислению, но и приводит к нагреву, который может вывести из строя не только клеммы, наконечники и силовые провода, но и всю батарею.
И последняя причина – чрезмерная затяжка. Многие автовладельцы затягивают наконечники что есть силы, полагая, что таким образом улучшают контакт. Да, это так, но перетягивая наконечник, мы своими руками его разрушаем – появляются трещины, деформация. Нередко перетянутая деталь просто разваливается.
Сильно хорошо тоже нехорошо
Как поменять клеммы на проводах
Итак, вы решили поменять клеммы на проводах (наконечники) самостоятельно. Прежде чем приступать, необходимо правильно выбрать наконечники. Поэтому сначала разберемся, какими они бывают и чем отличаются друг от друга.
Какими они бывают
Прежде всего, материал. Это может быть
- свинец
- медь
- медные сплавы (обычно латунь)
- сталь, гальванически покрытая медью.
Свинцовый предпочтительнее, потому что металл пластичный и хорошо обжимает клемму.
Кроме того, он не образует гальванической пары, поскольку клеммы аккумулятора тоже свинцовые.
Латунь и медь прочнее и долговечнее, хотя стоят дороже. Такие наконечники выгодно отличаются тем, что позволяют качественно зажать силовой провод. Да и разваливаются они реже.
Что касается стальных, то, во-первых, гальваническое покрытие, как правило, быстро облазит. Во-вторых, «сталь» для производителя – понятие растяжимое. Что туда мешают, неизвестно, но встречаются экземпляры (обычно бюджетный вариант), которые можно переломить голыми руками. Чуть потянул ключом, и из одного получилось два.
«Облезший» наконечник не даст надлежащего контакта, а то и заржавеет
Теперь по размерам.
На рисунке ниже хорошо видно, что существуют наконечники «Евро» и «Азия», имеющие разные внутренние диаметры. Причем эти диаметры зависят и от того, положительная ли это или отрицательная клемма.
Таким образом, прежде чем идти в магазин, необходимо выяснить, какие конкретно наконечники вам нужны, поскольку поставить одни вместо других не получится.
В принципе, поставить наконечники «Евро» вместо «Азии» и наоборот можно, если в первом случае использовать специальные проставки, а во втором переходники на АКБ. Найти в соответствующем магазине и те, и другие не проблема.
Проставки для подключения европейской клеммы на азиатский тип аккумулятора
Переходники, превращающие аккумулятор «Евро» в «Азию»
И последний момент – количество и тип клемм для подключения силовых проводов. Самый простой вариант наконечников позволяет подключить только один провод. На фото ниже он зажимается стальной планкой.
Больше одного провода к этому наконечнику не подключишь
Вместо планки для крепления провода может использоваться и простой болт. В этом случае на силовой провод нужно наклепать соответствующий наконечник.
Здесь болт выполняет 2 функции – крепит силовой провод и зажимает наконечник на клемме АКБ
Во многих современных автомобилях аккумулятор подключается к бортовой сети несколькими проводами. Понадобится наконечник с несколькими клеммами для подключения проводки. Подсчитываем число проводов на своем автомобиле и обязательно смотрим на их сечение. В слишком большом посадочном месте провод не ужмется, в маленькое не влезет.
Если вы часто снимаете аккумуляторную батарею, выбирайте быстрозажимные наконечники. Они дороже, зато позволяют отключить и подключить аккумулятор в считанные секунды.
И последний вариант – купить комплект уже с проводами. Он будет полезен, если ваша проводка для подключения АКБ в плачевном состоянии. Но тут есть одно «но». Придется искать комплект именно для своей марки и модели автомобиля. В противном случае вы рискуете «пролететь» с количеством проводов и их длиной.
Плюсовой наконечник с готовой проводкой
Можно ли восстановить выводы АКБ
В некоторых случаях вместе с наконечником (или вместо него) разрушается клемма батареи. Это серьезная неисправность, но имея определенную сноровку и неисправный аккумулятор для получения практических навыков, частично разрушенные клеммы можно восстановить.
Суть – в наварке нового свинца на старую клемму. Специалисты для этих целей используют жестяную форму, обычный сварочный аппарат, а в качестве электрода – угольный стержень.
Восстановление клеммы АКБ методом наплавки
Важно! Операция ответственная. Наплавляя клемму, легко перегреть и вывести из строя всю батарею. Н
Как можно заменить наконечники для подключения АКБ своими руками.
Операция несложная, но ответственная. Надеемся, что эта информация будет не только интересна, но и полезна.
Сразу извиняюсь за качество фото, я не фотограф, да и фотик отказывается работать на морозе в -22 градуса. В итоге половина фоток смазана. Ну думаю с моим описанием все станет ясно.
Вот собственно и пришла зима. Я конечно знал, что аккумулятор у меня в машине уставший, но очень надеялся, что дотяну до тепла. Не дотянул.
Зачем машина, если ее нельзя завезти ?
Задал я себе этот вопрос и поехал в поисках аккумулятора и новой клеммы. Искать долго не пришлось, в первом же автомагазине нашел все, что мне нужно было.
Купить клеммы для аккумулятора мне удалось за смешную сумму: 48 руб 00 коп. за пару ))) Короче теперь у меня одна запасная ))) Если кому-то нужна — пишите. Отдам безвозмездно, т.е. даром.
Вот фото сделанное дома
В чеке написано, что она еще и усиленная. Вот только в каком месте — не указано. Материал — латунь. Прошлая, по ее состоянию — алюминий.
Чтобы ее разобрать понадобится 2 ключа:
- на 10, чтобы открутить прижим провода (2 болтика маленьких);
- на 12, чтобы зафиксировать ее непосредственно на самом аккумуляторе (боковой болт).
Теперь пора укутаться потеплее и идти на улицу, менять аккумулятор и клемму.
Так как поменять клеммы аккумулятора на авто ?
Сразу хочу сказать, что тут ничего сложного и страшного нет. Я сам проводил данную операцию впервые. Постараюсь описать все максимально подробно, чтобы даже те, кто вообще не знает что да как устроено в автомобиле без труда с этим разобрались.
- Выключаем зажигание (если было включено), снимаем со скорости, ставим на ручник.
- Открываем капот, смотрим и задаемся вопросом, как снимать клеммы с аккумулятора ?
Лично я использовал следующий порядок снятия клемм аккумулятора: первым откручиваем отрицательный контакт, затем положительный. Откуда это повелось — уже не помню. По моему, еще в автошколе рассказывали.
- Отсоединив первым минус Вы лишаете «массу» потенциала, поскольку автомобиль как правило не заземлен. Теперь даже если что-то и замкнет между плюсом и обширной массой — ничего не произойдет.
Очень долго искал чем открутить. К сожалению ключа на 12 у меня не было, но это меня не остановило. На помощь пришел разводной ключ.
Пока откручивал отрицательный контакт, клемма отвалилась. Это еще раз меня убедило, что я правильно сделал, что полез сам ковыряться. Тут никакой ремонт бы не помог. Только замена клемм аккумулятора поможет излечить этот недуг. Отломавшаяся железяка в самом начале поста. Коцки на ней — результат множества подзарядок.
- Будем считать, что я ее отрезал. Далее необходимо зачистить контакт от изоляции. Для этого использовался строительный нож, наждачная бумага найденная в багажнике и зажигалка.
Для начала срезал прорезиненную оплетку, примерно 2 см. На морозе резалась ужасно, но все же минут 5 борьбы дали свой эффект. Затем прошелся зажигалкой по кромке обрезанной изоляции, чтобы убрать бахрому. Затем шкуркой зачистил контакты. И как на зло, в этот момент фотик приказал долго жить. Дальше пойдут фотографии полуразмазанные и не четкие.
- Теперь нам необходимо просунуть наш подготовленный кабель в купленную клемму для автомобильного аккумулятора.
Тут ничего сложного. Раскручиваем 2 прижимных болта, просовываем кабель так далеко, чтобы наши зачищенные контакты немного торчали из под держателя. На фото плохо видно, но чем богат, тем и рад. Все-таки на улице не май месяц и аппаратура тоже сдается.
Таким образом замена клеммы для аккумулятора авто заняла от силы минут 25. В теплую погоду я думаю, что управился и быстрее.
- Теперь снимаем аккумулятор.
Когда клеммы сняты, аккумулятор готов к вытаскиванию. Аккуратно извлеките его из под капота автомобиля, но перед этим обязательно проверьте, нет ли на его подставке дополнительных фиксаторов. У меня к примеру есть небольшой бортик, под который смещен аккумулятор.
Если бортик есть — сдвиньте аккумулятор в противоположную ему сторону. Если что-то более глобальное — сперва подумайте, а потом пытайтесь его достать.
Достали ? Супер.
- Теперь устанавливаем новый в обратном порядке. Поставил, сдвинул в сторону бортика и присоединил к аккумулятору клеммы в обратном порядке: вначале плюс, затем минус.
- Закручиваем все болтики, закрепляем клеммы на аккумуляторе и пытаемся завести.
Завелась ??? Поздравляю !!!
Если нет, то скорее всего или аккумулятор мертвый, или контакт клеммы плохой. Как вариант — проверьте предохранители. Возможно во время Вашей операции что-то коротнуло и какой-нибудь предохранитель сгорел. Это печалька.
После сборки и установки аккумулятора заметил, что уж очень сильно у меня торчит бахрома из зачищенного мною провода. Руки окоченели, начало темнеть, поэтому просто ее приплюснул к контакту аккумулятора до лучших времен. На днях планирую добраться до какой-нибудь отапливаемой парковки и окультурить все.
Совет: Если Вы решили провести замену или ремонт клеммы самостоятельно — выбираете теплое время года или отапливаемое помещение по возможности. На морозе все операции проводить в несколько раз сложнее, т.к. руки задубеют и перестанут слушаться, а провода становятся хрупкими. Можно ненароком все переломать.
P.S. Уважаемые читатели, все материалы, которые я публикую в данном разделе, Вы можете использовать на свой страх и риск. Я далеко не автомобильных дел мастер, очень многое делаю впервые. Именно поэтому я не могу со 100% вероятностью утверждать, что у Вас все пройдет так же гладко. Если не чувствуете в себе сил или сомневаетесь — лучше обратитесь к специалистам. Там будет хотя бы гарантия, что машина продолжит жить.
Причины износа клемм
Клеммы аккумулятора могут изнашиваться по многим причинам.
Если соединительный элемент изготовлен из некачественного материала, то он может лопнуть или в течение непродолжительного времени разрушиться от воздействия коррозии.
Недостаточный контакт между выводами аккумулятора и подсоединяемыми элементами может быть именно по этой причине. Клеммы можно перепутать местами, что также вызовет недостаточный контакт между соединяемыми элементами.
В последнем случае можно поломать изделие при подключении изделия меньшего диаметра на плюсовой вывод, а при соединении слишком большого элемента с минусовым выводом будет наблюдаться большой зазор.
Окисление материала также будет осуществляться более интенсивно, если между соединяемыми поверхностями не будет достаточно хорошего контакта.
К чему это может привести
Изношенные клеммы аккумулятора могут стать причиной возгорания автомобиля. Двигатели внутреннего сгорания работают на топливе, которое способно воспламениться даже от небольшого электронного разряда.
Изношенные детали могут сильно искрить, поэтому достаточно будет небольшого количества разлитого топлива, масла или утечки газа (в машинах с газобаллонным оборудованием), чтобы произошёл пожар.
Менее опасные, но требующие больших временных затрат на устранения неисправности, также могут быть вызваны неработоспособностью металлических соединительных деталей.
Например, при недостаточном контакте клемм с выводами аккумулятора, и при значительной электрической нагрузке (мощные звуковые усилители, кондиционер и т. д.) генератор будет работать в экстремальном режиме. Повышенная нагрузка на эту деталь приведёт к выходу её из строя.
Невозможность запустить двигатель в любое время года, также является одним из «симптомов» изношенности подключаемых элементов. При этом автовладельцы часто винят в такой неисправности АКБ и даже предпринимают попытки по замене источника электроэнергии.
Отсутствие возможности запустить двигатель, когда это необходимо, может обернуться не только опозданием на работу, но и стать причиной серьёзных аварий.
Определение типа и конструкции клемм
Ошибки при замене клемм часто возникают по причине неправильного определения типа этих деталей. Существуют несколько вариантов соединительных элементов, которые могут быть установлены в электронной системе автомобиля:
- Стандартные (европейские).
Оснащаются автомобили, произведённые в России и странах ЕС.
При установке новых изделий следует также учитывать полярность, которая может быть прямой или обратной.
- Азиатские (ASIA).
Практически все автомобили, произведённые в странах Азии, оснащаются клеммами меньшего размера, по сравнению с европейскими изделиями.
Азиатские аккумуляторы также могут выпускаться с различной полярностью.
- Американские.
Отличаются по конструкции от азиатских и европейских. Такие изделия представляют собой шайбообразные соединительные элементы, которые подключаются к батарее посредством резьбового соединения. Диаметр болта для подключения американских клемм составляет 12,7 мм.
Часто встречающиеся неполадки при замене клемм
Неполадки в электроснабжении бортовой системы автомобиля могут возникнуть сразу после замены клемм. Например, попытка установить азиатские изделия на европейские аккумуляторы может закончиться поломкой как подключаемых деталей, так и выводов аккумулятора.
Нарушение полярности также является одной из наиболее встречающихся неполадок. При такой установке на минусовом выводе АКБ образуется зазор, «благодаря» которому ток на корпус либо полностью не будет поступать, либо будет наблюдаться значительное падение мощности в бортовой системе автомобиля, при подключении мощных потребителей электроэнергии.
Плохой контакт клемм с выводами может быть и при недостаточно хорошо закрученных болтах крепления. Такая ошибка наиболее часто наблюдается при повороте выключателя зажигания в режим запуска двигателя. В этот момент может полностью прекратиться работа стартера.
Соблюдая перечисленные выше правила подключения можно легко избежать поломок. Если были приобретены качественные изделия, то после замены они прослужат значительно дольше, чем установленная в автомобиль батарея питания.