Сегодня существует два основных типа автомобильных аккумуляторных батарей – AGM и «обычные». Но есть и третий тип – EFB (Enhanced Flooded Battery)
EFB в дословном переводе означает «улучшенная залитая батарея». Подобные батареи появились, в общем-то, от безвыходности, когда на лучшую (читай – на дорогую!) батарею нет денег, а ставить худшую (дешевую!) уже нехорошо.
Как известно, с появлением первых автомобилей с системами старт-стоп развилась технология AGM – эти батареи отличали
- высокая устойчивость к циклическим глубоким разрядам
- улучшенный прием заряда
- повышенные энергетические показатели.
За этими батареями было будущее – простые АКБ должны были сойти со сцены еще десяток лет назад. Однако затем грянул очередной финансовый кризис. Мало того, стартстопные системы перекочевали на бюджетные автомобили, где цена имеет немаловажное значение, в отличие от топ-моделей для богатых клиентов. Так появилась идея несколько изменить конструкцию «обычных» батарей, чтобы хоть как-то повысить надежность их работы в стартстопных режимах.
Как известно, обычная аккумуляторная батарея в стартстопном режиме выдерживает от силы несколько месяцев, после чего помирает. Для системы старт-стоп они априори не предназначены. А вот на моделях EFB обычно размещают пиктограмму допускающую такое использование.
При этом каждый производитель вносит какие-то свои усовершенствования, полагая, что именно они повышают устойчивость батареи к критическим режимам. В частности, аккумуляторщики устанавливают усиленные токоотводящие решетки электродов и сепаратор, позволяющие повысить глубину разрядов. В активную массу отрицательного электрода добавляют высокомолекулярное углеродосодержащее соединение для увеличения скорости заряда. А специальное армирующее покрытие на поверхности положительного электрода улучшает работу в циклическом режиме.
Требования к подобным батареям по вибростойкости, водопотреблению, приему заряда и числу разрядно-зарядных циклов оговариваются в новой редакции европейского стандарта EN 50342-6. Однако в России никакого действующего профильного стандарта по EFB нет, а потому батареи местного производства с аббревиатурой EFB, могут, вообще говоря, быть чем угодно.
На практике, чаще всего, это обычные кислотные батареи с жидким электролитом внутри и с более высоким ценником на витрине. На вторичном рынке батарей EFB довольно много – как наших, так и импортных.
- Медведь
- Зверь
- Exide
- akom
- Zubr
- titan
- topla.
Что до первичного рынка автомобилей, то батареи типа EFB используют, например, на многих моделях Audi. Также они встречаются на BMW– с маркировкой EF. Примерно c 2018г они ставятся на автомобили с поперечными двигателями BMW X1 (F48), X2 (F39), 2 GC (F44) и другие F4x, которые не представлены на нашем рынке, а также на Mini (F5x и F60). Однако на большинстве бээмвэшек устанавливают все же AGM, которые однозначно выигрывают у EFB по всем характеристикам – кроме стоимости, конечно же.
Стоит ли приобретать такие батареи?
Опять-таки, все упирается в деньги. В любых ситуациях EFB могут использоваться вместо обычных стандартных АКБ, но никаких практических преимуществ от такой замены владелец, скорее всего, не ощутит. Во всяком случае, никаких статистических данных насчет срока службы таких батарей, установленных взамен простых АКБ, нет. Поэтому приобретать EFB для такой замены смысла нет.
Что касается замены штатных батарей AGM, то зачастую потребители устанавливают вместо них обычные батареи – это факт. Причина – одна: желание сэкономить. К тому же, многие автовладельцы сознательно не пользуются опцией старт-стоп, избегая, таким образом, глубоких и частых разрядов батареи.
В таких ситуациях, если на AGM денег нет, лучше все-таки перейти не на обычную батарею, а на EFB. Такая замена хоть и неполноценна, но есть шанс, что EFB протянет все-таки чуть дольше своей бедной родственницы.
А, вообще-то, если автопроизводитель установил на машину батарею AGM, то и заменять ее следует такой же. Автомобиль сам по себе не является дешевой игрушкой, а потому любая экономия на его обслуживании рано или поздно выйдет боком.
Разряды-заряды
В 2009 году в мире насчитывалось около 5 миллионов машин с системой Start-Stop. Сегодня их уже 25 миллионов. Тенденция налицо: 70 % новых автомобилей оснащаются системой автоматической остановки двигателя. В городских условиях она позволяет снизить выбросы и расход топлива, но существенно повышает нагрузку на аккумулятор.
Мы уже рассказывали о нюансах работы системы «Старт-Стоп»: принудительно выключая двигатель, она перекладывает нагрузку всех бортовых потребителей на аккумулятор. Результат — циклические глубокие разряды АКБ, нехарактерные для эксплуатации обычной машины. Работа в таком режиме быстро выводит из строя классическую батарею из-за сульфатации и осыпания активной массы пластин.
Радикальное решение проблемы — установка невосприимчивого к частым и глубоким разрядам аккумулятора AGM, в котором электролит в жидком виде вообще отсутствует, что почти исключает сульфатацию. Но высокая цена на AGM-батареи заставляет многих автолюбителей искать другие варианты. Аккумуляторы EFB — отличная альтернатива.
Конструкция аккумулятора EFB
Аккумулятор EFB (Enhanced Flooded Battery) — это усиленная кальциевая (Ca-Ca) батарея классической свинцово-кислотной конструкции. В отличие от AGM, жидкий электролит тут есть, но его намного меньше, чем в обычном аккумуляторе. И это отнюдь не единственное отличие от «классики».
По сравнению с обычным свинцово-кислотным аккумулятором (WET/SLI), пластины батареи EFB толще и запечатаны в защитные конверты из специального волокна — в этом конструкция напоминает AGM.
Также на поверхность положительных пластин наносится защитная плёнка из полиэстера, что укрепляет активную массу. Есть и другие отличия:
- более прочные соединители пластин
- усиленные штампованные решётки
- дополнительная защита от вибрации.
Преимущества технологии EFB
Что же дают все эти улучшения?
Прежде всего, защиту от сульфатации и осыпания активной массы пластин при частых циклах разряда и заряда, характерных для систем «Старт-Стоп». Хотя глубокие разряды аккумулятора возможны на любой машине — достаточно забыть выключить свет на несколько часов или слишком долго пытаться завести двигатель на морозе. Для классической АКБ глубокие разряды губительны, а вот EFB переносит их без особого ущерба.
Примечательна и стойкость аккумуляторов EFB к перезаряду — в этом аспекте они даже превосходят более дорогие модели AGM. Если для большинства аккумуляторов зарядка напряжением выше 14,4 V чревата, то для EFB нормальным является показатель 14,8 V, а кратковременно они без последствий переносят скачки до 15–16 V.
Более мощные пластины EFB-батареи обеспечивают большую, по сравнению с обычной кальциевой АКБ, производительность — повышенную ёмкость и пусковой ток (CCA). Всё это, вкупе с усиленной конструкцией, увеличивает и срок службы батареи: EFB-аккумулятор безотказно работает 5–7 лет, в то время как обычная батарея в среднем служит 3 года.
Маркировка SBA
Классические аккумуляторы испытывают и маркируют по двум основным стандартам:
- японскому JIS
- немецкому DIN.
Для EFB-аккумуляторов используют более жёсткие тесты по стандарту SBA S0101, включающие обязательные циклы разряда и заряда, имитирующие работу системы Start-Stop.
Маркировка по стандарту SBA выглядит непривычно (Q-85, N-55), но в ней зашифрованы те же параметры, что и в маркировке стандарта JIS, только в другом порядке. С помощью сравнительной таблицы можно соотнести аккумуляторы EFB c классическими батареями.
Недостатки аккумуляторов EFB
В сравнении с обычными кальциевыми жидкостными аккумуляторами недостаток у батарей EFB только один — более высокая цена. В среднем аккумулятор EFB на 20–30% дороже классического аналога того же типоразмера. Все остальные особенности конструкции EFB являются недостатками лишь в сравнении с более дорогими аккумуляторами AGM.
Кому нужен EFB-аккумулятор
В каких случаях установка EFB-батареи оправданна?
Ассортимент стартерных автомобильных батарей (АКБ) за последние годы заметно расширился за счет энергоемких источников питания, предназначенных для машин с функцией «Старт/Стоп». Очевидно, что такие аккумуляторы имеют свою специфику, которую надо учитывать при их обслуживании.
Несмотря на то, что автомобили, оснащенные системой «Старт/Стоп», не пользуются особой популярностью у российских автовладельцев, их количество на нашем рынке представляется весьма значительным. Напомним, что система «Старт/Стоп» функционирует по особому алгоритму.
В частности, она каждый раз глушит двигатель при остановках, например, на светофорах или в дорожных пробках. И быстро запускает его, когда водитель отпускает педаль тормоза. При этом всё имеющееся на борту оборудование, включая технику климат-контроля и мощную аудиосистему, при заглушенном моторе продолжает полноценно работать, потребляя ток исключительно от «старт-стопного» источника питания.
Именно поэтому в машинах, работающих по алгоритму системы «Старт/Стоп», изначально применяют не обычные, а специальные аккумуляторы повышенной энергоемкости, способные выдерживать более высокое количество циклов разряда-заряда.
Причем такие АКБ должны сочетать в себе свойства стартерной батареи, моментально отдающей большой ток при пуске, и тяговой, которая не боится длительного разряда. Всем этим требованиям как раз и отвечают автомобильные аккумуляторы, изготовленные по EFB- и AGM-технологиям.
Батареи Stop&Go из Словении
Сегодня значительную долю выпускаемых «старт-стопных» батарей составляет продукция известной словенской компании TAB, которая поставляет в Россию аккумуляторы брендов TAB и Topla с обозначениями EFB Stop&Go и AGM Stop&Go.
При этом, отмечают представители завода, каждый тип «старт-стопных» АКБ имеет свою специфику, о чем следует знать владельцам машин, на которых установлены такие батареи. Это связано с их конструктивными особенностями, на которых стоит остановиться подробнее.
Так, EFB-батареи TAB и Topla отличаются от обычных стартерных АКБ более массивными пластинами отрицательных электродов. Используемые в батареях конверты-сепараторы отличаются от стандартных «собратьев» улучшенной микропористой структурой (технология MFW-флис). Все это позволило обеспечить устойчивость к глубоким разрядам, после которых EFB-аккумуляторы восстанавливают емкость практически до 100%.
Кроме того, у таких АКБ более чем на треть улучшены показатели пускового тока, а количество циклов заряда-разряда увеличено почти вдвое. Естественно, при столь значимых достоинствах их розничная стоимость тоже оказывается выше (примерно в полтора раза), чем у стандартных аналогов.
Важен контроль напряжения
В частности, при самостоятельном использовании зарядных устройств (ЗУ) для пополнения емкости автомобильных -батарей максимальное значение напряжения заряда не должно превышать 14,4 В. При этом величина зарядного тока не должна превышать одну десятую емкости АКБ, указанной на ее этикетке. В случае применения полностью автоматических ЗУ, не имеющих дополнительных внешних настроек, желательно выбирать аппараты, у которых предусмотрен специальный режим для заряда
Что касается заряда EFB-батарей Topla и , то в бытовых условиях можно задействовать те же устройства (ЗУ), что и для обычных свинцово-кислотных АКБ. При использовании автоматических приборов с настройками зарядного тока и напряжения на них обязательно надо выставить требуемые значения этих параметров. Это необходимо для обеспечения оптимального алгоритма заряда.
Отметим, что для EFB-батарей максимум зарядного напряжения составляет 14,8 В, рекомендуемое значение зарядного тока – одну десятую заявленной емкости АКБ.
Необходим запас энергоресурса
Напоследок несколько слов о применимости AGM- или EFB-батарей на обычных (то есть не «старт-стопных») автомобилях. Если вы желаете установить такую АКБ для замены штатного или отработавшего свое аккумулятора, нет проблем. В конце концов, это дело личных предпочтений и размеров вашего кошелька.
В то же время, учитывая, что EFB- или AGM-батареи Topla и обладают повышенном запасом надежности и прочности, есть смысл ставить их тогда, когда бортовая сеть машины оказалась явно «перегруженной» дополнительной электроникой. Подобное, например, можно наблюдать после установки в авто многокомпонентной акустической системы.
Повышенное энергопотребление может быть также связано с тюнингом машины, скажем, установкой мощных компрессоров или электролебедок, что нередко делают на внедорожниках. В таких ситуациях применение в машине энергоемкого «старт-стопного» аккумулятора будет вполне оправданным.